Бруштейн, Александра Яковлевна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Бруштейн, Александра Яковлевна (ЭЕЭ)» в «Бруштейн, Александра Яковлевна») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
{{Остатье\ЭЕЭ | {{Остатье\ЭЕЭ | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
Строка 26: | Строка 25: | ||
- | '''Бруштейн, Александра Яковлевна''' (1884, Вильна, – 1968, Москва), русская писательница. | + | '''Бруштейн, Александра Яковлевна''' (1884, Вильна, – 1968, Москва), русская писательница. |
+ | == Бруштейн, Александра Яковлевна == | ||
+ | === Биографические сведения === | ||
- | + | Окончила Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге. В 1907–17 гг. работала в нелегальной организации политического Красного Креста. После Октябрьской революции 1917 г. организовала в Петрограде 173 школы грамоты. | |
+ | === Творческая деятельность === | ||
+ | Первая ее пьеса «Май» поставлена в Петрограде в 1922 г. Бруштейн написала много пьес для детского и юношеского театра, в том числе инсценировки классических произведений: «Дон Кихот», «Хижина дяди Тома», «Тристан и Изольда», «Жестокий мир» (по Ч. Диккенсу), пьесы о дореволюционной русской гимназии («Голубое и розовое»), о событиях начала 20 в. Принимала активное участие в становлении детских театральных коллективов в Ленинграде и Москве в 1920–30-х гг. и в создании драматического репертуара для детей. Бруштейн — автор воспоминаний о театральной жизни России конца 19 в. – начала 20 в. («Страницы прошлого», 1952). | ||
+ | === Самое крупное произведение === | ||
+ | |||
+ | Самое крупное произведение Бруштейн — автобиографическая трилогия «Дорога уходит в даль...» (1956), «В рассветный час» (1958), «Весна» (1961). Многие страницы трилогии посвящены жизни еврейского народа, [[Черта Оседлости|черте оседлости]], процентной норме, национальным взаимоотношениям в царской России. | ||
+ | === Характерные черты драматургии и прозы === | ||
+ | |||
Для драматургии и прозы Бруштейн характерно особое внимание к моральным проблемам, четкая дидактическая направленность, лишенная, однако, прямолинейности, простота сюжета, ясность и образность русской речи. Произведения Бруштейн написаны с позиций принятия революции, но в них нет оправдания насилию и фанатизму. | Для драматургии и прозы Бруштейн характерно особое внимание к моральным проблемам, четкая дидактическая направленность, лишенная, однако, прямолинейности, простота сюжета, ясность и образность русской речи. Произведения Бруштейн написаны с позиций принятия революции, но в них нет оправдания насилию и фанатизму. | ||
+ | == Выгодский Яаков - отец Бруштейн == | ||
Отец Бруштейн, Выгодский Яаков (1857–1941), врач и еврейский общественный деятель, сионист. В 1919 г. был министром по еврейским делам Литовской республики. С 1922 г. — член муниципалитета города Вильно (см. [[Вильнюс]]) и депутат польского сейма. Автор мемуарных книг на идиш — «Юнге йорн» («Молодые годы»), «Ин штурм» («В бурю», 1926), «Ин геэнем» («В аду», 1927), «Ин Самбатьен» («В реке Самбатион», 1931). В 1941 г., с началом немецкой оккупации Вильнюса, за попытку вступиться за евреев перед военными властями был заключен в тюрьму, где умер. | Отец Бруштейн, Выгодский Яаков (1857–1941), врач и еврейский общественный деятель, сионист. В 1919 г. был министром по еврейским делам Литовской республики. С 1922 г. — член муниципалитета города Вильно (см. [[Вильнюс]]) и депутат польского сейма. Автор мемуарных книг на идиш — «Юнге йорн» («Молодые годы»), «Ин штурм» («В бурю», 1926), «Ин геэнем» («В аду», 1927), «Ин Самбатьен» («В реке Самбатион», 1931). В 1941 г., с началом немецкой оккупации Вильнюса, за попытку вступиться за евреев перед военными властями был заключен в тюрьму, где умер. | ||
+ | == Надеждина Надежда Сергеевна (псевдоним Надеждина) - дочь Бруштейн == | ||
+ | |||
Дочь Бруштейн, Надежда Сергеевна (псевдоним Надеждина, 1908, Вильна, – 1979, Москва), советский балетмейстер. В 1925–34 гг. — танцовщица Большого театра. Создатель и руководитель (в 1948–79) хореографического ансамбля «Березка», известного сценическим исполнением поэтически стилизованных русских народных танцев. Лауреат Сталинской премии (1950), народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978). | Дочь Бруштейн, Надежда Сергеевна (псевдоним Надеждина, 1908, Вильна, – 1979, Москва), советский балетмейстер. В 1925–34 гг. — танцовщица Большого театра. Создатель и руководитель (в 1948–79) хореографического ансамбля «Березка», известного сценическим исполнением поэтически стилизованных русских народных танцев. Лауреат Сталинской премии (1950), народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978). | ||
Версия 22:18, 19 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Бруштейн, Александра Яковлевна (1884, Вильна, – 1968, Москва), русская писательница.
Содержание |
Бруштейн, Александра Яковлевна
Биографические сведения
Окончила Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге. В 1907–17 гг. работала в нелегальной организации политического Красного Креста. После Октябрьской революции 1917 г. организовала в Петрограде 173 школы грамоты.
Творческая деятельность
Первая ее пьеса «Май» поставлена в Петрограде в 1922 г. Бруштейн написала много пьес для детского и юношеского театра, в том числе инсценировки классических произведений: «Дон Кихот», «Хижина дяди Тома», «Тристан и Изольда», «Жестокий мир» (по Ч. Диккенсу), пьесы о дореволюционной русской гимназии («Голубое и розовое»), о событиях начала 20 в. Принимала активное участие в становлении детских театральных коллективов в Ленинграде и Москве в 1920–30-х гг. и в создании драматического репертуара для детей. Бруштейн — автор воспоминаний о театральной жизни России конца 19 в. – начала 20 в. («Страницы прошлого», 1952).
Самое крупное произведение
Самое крупное произведение Бруштейн — автобиографическая трилогия «Дорога уходит в даль...» (1956), «В рассветный час» (1958), «Весна» (1961). Многие страницы трилогии посвящены жизни еврейского народа, черте оседлости, процентной норме, национальным взаимоотношениям в царской России.
Характерные черты драматургии и прозы
Для драматургии и прозы Бруштейн характерно особое внимание к моральным проблемам, четкая дидактическая направленность, лишенная, однако, прямолинейности, простота сюжета, ясность и образность русской речи. Произведения Бруштейн написаны с позиций принятия революции, но в них нет оправдания насилию и фанатизму.
Выгодский Яаков - отец Бруштейн
Отец Бруштейн, Выгодский Яаков (1857–1941), врач и еврейский общественный деятель, сионист. В 1919 г. был министром по еврейским делам Литовской республики. С 1922 г. — член муниципалитета города Вильно (см. Вильнюс) и депутат польского сейма. Автор мемуарных книг на идиш — «Юнге йорн» («Молодые годы»), «Ин штурм» («В бурю», 1926), «Ин геэнем» («В аду», 1927), «Ин Самбатьен» («В реке Самбатион», 1931). В 1941 г., с началом немецкой оккупации Вильнюса, за попытку вступиться за евреев перед военными властями был заключен в тюрьму, где умер.
Надеждина Надежда Сергеевна (псевдоним Надеждина) - дочь Бруштейн
Дочь Бруштейн, Надежда Сергеевна (псевдоним Надеждина, 1908, Вильна, – 1979, Москва), советский балетмейстер. В 1925–34 гг. — танцовщица Большого театра. Создатель и руководитель (в 1948–79) хореографического ансамбля «Березка», известного сценическим исполнением поэтически стилизованных русских народных танцев. Лауреат Сталинской премии (1950), народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БРУШТЕЙН Александра Яковлевна в ЭЕЭ