Геллер, Бинем
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Рос в бедной хасидской (см. [[Хасидизм]]) семье, учился в [[Хедер|хедере]] и [[Иешива|иешиве]]. С 14 лет работал перчаточником, в середине 1920-х гг. примкнул к коммунистической партии Польши. В печати дебютировал в 1930 г. стихами в «Литерарише трибуне» (Лодзь) и поэтическим сборником «Дурх кратес» («Сквозь решетку»). Стал одним из лидеров еврейских пролетарских писателей Польши. В 1937–39 гг. жил в Брюсселе и Париже. | Рос в бедной хасидской (см. [[Хасидизм]]) семье, учился в [[Хедер|хедере]] и [[Иешива|иешиве]]. С 14 лет работал перчаточником, в середине 1920-х гг. примкнул к коммунистической партии Польши. В печати дебютировал в 1930 г. стихами в «Литерарише трибуне» (Лодзь) и поэтическим сборником «Дурх кратес» («Сквозь решетку»). Стал одним из лидеров еврейских пролетарских писателей Польши. В 1937–39 гг. жил в Брюсселе и Париже. | ||
В мае 1939 г. вернулся в Варшаву, а в сентябре при захвате ее немцами бежал в Белосток, занятый тогда советскими войсками. До середины 1941 г. работал в советских журналах и газетах Белоруссии на идиш, затем эвакуировался в Алма-Ату, в 1943–47 гг. жил в Москве, где были изданы сборники его стихов (1940, 1947 и 1948 гг.). | В мае 1939 г. вернулся в Варшаву, а в сентябре при захвате ее немцами бежал в Белосток, занятый тогда советскими войсками. До середины 1941 г. работал в советских журналах и газетах Белоруссии на идиш, затем эвакуировался в Алма-Ату, в 1943–47 гг. жил в Москве, где были изданы сборники его стихов (1940, 1947 и 1948 гг.). | ||
- | + | Летом 1947 г. Геллер вернулся в Варшаву. Ликвидация [[Еврейский Антифашистский Комитет|Еврейского антифашистского комитета]] поколебала его общественные взгляды, однако до выезда из Польши (1956) Геллер продолжал участвовать в руководстве Культурным объединением польских евреев и Объединением еврейских писателей. | |
- | + | В 1956 г. Геллер посетил Израиль, около года жил в Париже и Брюсселе, написал полное раскаяния в своем коммунистическом прошлом стихотворение «Ах, хот мен мир майн лебн цеброхн» («Ох, и разбили же мою жизнь»), вызвавшее в прессе шумную реакцию, а в 1957 г. поселился в Тель-Авиве. В сборниках «Найе лидер» («Новые песни», 1964) и «Дор ун дойер» («Поколение и продолжение», 1967) наряду с темой гибели польского еврейства звучит тема жизни свободного еврейского народа на своей земле. | |
{{ElevenCopyRight|11100|ГЕЛЛЕР}} | {{ElevenCopyRight|11100|ГЕЛЛЕР}} | ||
[[Категория:Литература на идише]] | [[Категория:Литература на идише]] |
Версия 22:28, 13 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
Геллер (Хеллер) Бинем (Heller, Binem [Bunem]; 1908, Варшава, – 1998, Тель-Авив) - израильский поэт. Писал на идиш.
Биография
Рос в бедной хасидской (см. Хасидизм) семье, учился в хедере и иешиве. С 14 лет работал перчаточником, в середине 1920-х гг. примкнул к коммунистической партии Польши. В печати дебютировал в 1930 г. стихами в «Литерарише трибуне» (Лодзь) и поэтическим сборником «Дурх кратес» («Сквозь решетку»). Стал одним из лидеров еврейских пролетарских писателей Польши. В 1937–39 гг. жил в Брюсселе и Париже. В мае 1939 г. вернулся в Варшаву, а в сентябре при захвате ее немцами бежал в Белосток, занятый тогда советскими войсками. До середины 1941 г. работал в советских журналах и газетах Белоруссии на идиш, затем эвакуировался в Алма-Ату, в 1943–47 гг. жил в Москве, где были изданы сборники его стихов (1940, 1947 и 1948 гг.). Летом 1947 г. Геллер вернулся в Варшаву. Ликвидация Еврейского антифашистского комитета поколебала его общественные взгляды, однако до выезда из Польши (1956) Геллер продолжал участвовать в руководстве Культурным объединением польских евреев и Объединением еврейских писателей. В 1956 г. Геллер посетил Израиль, около года жил в Париже и Брюсселе, написал полное раскаяния в своем коммунистическом прошлом стихотворение «Ах, хот мен мир майн лебн цеброхн» («Ох, и разбили же мою жизнь»), вызвавшее в прессе шумную реакцию, а в 1957 г. поселился в Тель-Авиве. В сборниках «Найе лидер» («Новые песни», 1964) и «Дор ун дойер» («Поколение и продолжение», 1967) наряду с темой гибели польского еврейства звучит тема жизни свободного еврейского народа на своей земле.