Шницлер, Артур

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Avner (Обсуждение | вклад)
Avner (Обсуждение | вклад)
Строка 36: Строка 36:
Более поздние произведения Шницлера — пьесы «Одинокий путь» (1904), «Далекая страна» (1911), повести «Фрау Беата и ее сын» (1913), «Возвращение Казановы» (1918), «Тереза» (1928), сборник рассказов «Сон и судьба» (1931) — отмечены пессимистическим мироощущением. Шницлер исследует иррациональные стороны человеческого существования. В этих произведениях усиливается социальный критицизм. Позднее творчество Шницлера содержит мотивы ностальгии по старой, довоенной Вене.
Более поздние произведения Шницлера — пьесы «Одинокий путь» (1904), «Далекая страна» (1911), повести «Фрау Беата и ее сын» (1913), «Возвращение Казановы» (1918), «Тереза» (1928), сборник рассказов «Сон и судьба» (1931) — отмечены пессимистическим мироощущением. Шницлер исследует иррациональные стороны человеческого существования. В этих произведениях усиливается социальный критицизм. Позднее творчество Шницлера содержит мотивы ностальгии по старой, довоенной Вене.
-
== Шницлер и еврейство ==
+
== Еврейская проблематика в творчестве Шницлера ==
Национальная проблематика занимала важное место в мировоззрении и творчестве Шницлера; в середине 1880-х гг. он познакомился с [[Герцль, Теодор|Т. Герцлем]] и с интересом отнесся к идеям [[Сионизм|сионизма]], хотя и не принял их полностью. В романе «Путь на простор» (1908) отразилась привязанность писателя к духовным и историческим ценностям еврейского народа и глубокое понимание им болезненных комплексов, возникающих в душе эмансипированного (см. [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]]) еврея. Шницлер показывает, что главная причина этих комплексов — безуспешное стремление забыть о своей национальной принадлежности, «раствориться» в социальном окружении.
Национальная проблематика занимала важное место в мировоззрении и творчестве Шницлера; в середине 1880-х гг. он познакомился с [[Герцль, Теодор|Т. Герцлем]] и с интересом отнесся к идеям [[Сионизм|сионизма]], хотя и не принял их полностью. В романе «Путь на простор» (1908) отразилась привязанность писателя к духовным и историческим ценностям еврейского народа и глубокое понимание им болезненных комплексов, возникающих в душе эмансипированного (см. [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]]) еврея. Шницлер показывает, что главная причина этих комплексов — безуспешное стремление забыть о своей национальной принадлежности, «раствориться» в социальном окружении.

Версия 19:07, 12 марта 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Шницлер, Артур (Schnitzler, Arthur; 1862, Вена, – 1931, там же), австрийский писатель, драматург, прозаик.

Биография

Его отец, Иоганн Шницлер, крещеный еврей, был известным врачом. Шницлер окончил медицинский факультет Венского университета и в течение ряда лет практиковал в качестве психоаналитика. Был хорошо знаком с З. Фрейдом и его психоаналитическими концепциями. Уже будучи известным писателем, Шницлер продолжал научную деятельность, публикуя работы по таким вопросам, как истерия, гипноз, сексопатология.

Жизнь Шницлера, прошедшая в Вене, была бедна событиями, за исключением того, что некоторые его произведения вызывали бурную реакцию в консервативных и националистических кругах. Пик славы Шницлера пришелся на годы перед Первой мировой войной, когда его пьесы ставились по всему немецкоязычному миру и переводились на многие языки.

Творчество

Шницлер сложился как писатель в рамках влиятельной на рубеже веков школы венского модернизма. В своих ранних сценических опытах — «Анатоль» (1893), «Сказка» (1894), «Флирт» (1897), «Завещание» (1898) — он изображал повседневную жизнь обитателей Вены: аристократов, девушек из народа, буржуа, представителей интеллигенции и богемы — их нравы, увлечения, манеру поведения. Шницлер искусно передавал в своих пьесах царившую гедонистическую и одновременно сумрачную атмосферу элегантного декаданса в Вене конца 19 в. – начала 20 в. Драматургии Шницлера этого периода свойственны утонченный психологизм и эротизм; в ней звучат постромантические мотивы неразличимости реальности и иллюзии, преображения действительности с помощью эстетической игры.

Шницлер мастерски анализирует внутренний мир своих героев; в диалогах его пьес подтекст часто важнее того, что произносится вслух.

Новеллы «Лейтенант Густль» (1901), принесшей Шницлеру славу прозаика, составляет поток сознания юного офицера, тяжело переживающего нанесенное ему оскорбление; в этой новелле Шницлер во многом предвосхитил повествовательную манеру, использованную Дж. Джойсом в «Улиссе».

Более поздние произведения Шницлера — пьесы «Одинокий путь» (1904), «Далекая страна» (1911), повести «Фрау Беата и ее сын» (1913), «Возвращение Казановы» (1918), «Тереза» (1928), сборник рассказов «Сон и судьба» (1931) — отмечены пессимистическим мироощущением. Шницлер исследует иррациональные стороны человеческого существования. В этих произведениях усиливается социальный критицизм. Позднее творчество Шницлера содержит мотивы ностальгии по старой, довоенной Вене.

Еврейская проблематика в творчестве Шницлера

Национальная проблематика занимала важное место в мировоззрении и творчестве Шницлера; в середине 1880-х гг. он познакомился с Т. Герцлем и с интересом отнесся к идеям сионизма, хотя и не принял их полностью. В романе «Путь на простор» (1908) отразилась привязанность писателя к духовным и историческим ценностям еврейского народа и глубокое понимание им болезненных комплексов, возникающих в душе эмансипированного (см. Эмансипация) еврея. Шницлер показывает, что главная причина этих комплексов — безуспешное стремление забыть о своей национальной принадлежности, «раствориться» в социальном окружении.

В пьесе «Профессор Бернгарди» (1912) остро поставлена проблема антисемитизма и шире — положения еврея в современном европейском обществе. Герой пьесы, главный врач больницы, еврей, становится мишенью для нападок антисемитов после того, как отказывается допустить к постели тяжелобольной пациентки католического священника, намеревающегося причастить ее. Шницлер показывает отношение разных слоев австрийского общества, в том числе и самих евреев, не только к профессору Бернгарди, но и к еврейскому вопросу в целом.

Шницлер полагал, что антисемитизм — непременный аспект существования евреев как национального меньшинства в любой стране. Он, однако, не считал ни сионизм, ни ассимиляцию решением проблемы. По мнению Шницлера, каждый еврей должен сам для себя, на экзистенциальном уровне, преодолеть комплексы самоотчуждения, определить способ своей национальной идентификации и форму отношений с окружающим миром.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШНИЦЛЕР Артур в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация