Закон Таля
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Во время [[Войны за независимость]] в осаждённом [[Иерусалим]]е был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые [[Гур]]ского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы главы религиозного еврейства пришли к [[Бен-Гурион]]у и убедили его в том, что после [[Холокост]]а, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся "уголёк" религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов [[ешив]] (впоследствии это количество было увеличено до 800). | Во время [[Войны за независимость]] в осаждённом [[Иерусалим]]е был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые [[Гур]]ского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы главы религиозного еврейства пришли к [[Бен-Гурион]]у и убедили его в том, что после [[Холокост]]а, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся "уголёк" религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов [[ешив]] (впоследствии это количество было увеличено до 800). | ||
- | Однако рав [[Герцог, | + | Однако рав [[Герцог, Ицхак Айзик|Ѓерцог]] и рав [[Зевин, Шломо Йосеф|Зевин]] (под именем "один из раввинов") тогда опубликовали постановление, призывающее религиозных евреев идти в армию и защищать государство. И у тех, и у других есть серьёзные ѓалахические аргументы. |
- | В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил [[Шимон Перес]], тогда - генеральный директор министерства обороны | + | В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил [[Шимон Перес]], тогда - генеральный директор министерства обороны. |
+ | |||
+ | В 1977 году, после прихода к власти "[[Ликуд]]а", опиравшегося в том числе на религиозные партии, было отменено количественное ограничение на освобождение студентов ешив от армии. С тех пор освобождение студентов ешив подтверждалось приказами министров обороны. Использовался параграф 35 в "Законе об обороне", гласящий, что министр обороны может предоставить отсрочку от службы любому человеку с учётом его профессии, востребованности для государства "или любых иных причин". | ||
== Статус кво == | == Статус кво == | ||
- | Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что "''торато умануто''", | + | Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что "''[[торато умануто]]''", т.е. его постоянным занятием является изучение [[Торы]], получал отсрочку от призыва на всё время, пока он учится в [[ешиве]] или [[колеле]] для женатых. По достижении 40 лет он освобождался от призыва совсем. Если армия узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия и его призывали в армию на общих основаниях. Но очень многие религиозные юноши получали "21 профиль", то есть освобождение от призыва по медицинским показаниям. Религиозные же девушки - т.е. девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни - вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужние женщины и матери, вне зависимости от религиозности, в армию Израиля не призываются). |
- | [[ | + | Многие [[религиозные сионисты]] служат в армии в рамках т.н. "[[ешивот hесдер]]", соглашение ("hесдер") которых с армией таково: весь срок соглашеня составляет 5 лет, при этом студенты сначала учатся, далее идут служить на сокращённый срок в 1,5 года, а затем продолжают учёбу. но находятся в "коненут", т.е. готовы к оперативному призыву в любой момент. После окончания этой программы они считаются отслужившими в армии и имеют право на все полагающиеся льготы, субсидии, скидки и подарки. Статус "ешивот hесдер" не закреплён никаким законом. |
Строка 43: | Строка 45: | ||
Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в [[Кнесет]]. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.[[Овадья Йосеф]], просили посланцы р.[[Шах, Элиэзер|Шаха]] и Гурского ребе. | Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в [[Кнесет]]. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.[[Овадья Йосеф]], просили посланцы р.[[Шах, Элиэзер|Шаха]] и Гурского ребе. | ||
- | Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны [[Барак, Эхуд|Эѓудом Бараком]] следующие задачи | + | Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны [[Барак, Эхуд|Эѓудом Бараком]] следующие задачи: |
- | - Законодательно закрепить существующую практику, позволяющую не призывать студентов ешив и не вводить количественное ограничение | + | - Законодательно закрепить существующую практику, позволяющую не призывать студентов ешив и не вводить количественное ограничение, |
- Порекомендовать создание особых программ, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни. | - Порекомендовать создание особых программ, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни. | ||
Строка 63: | Строка 65: | ||
- женатый солдат обходится армии в четыре раза дороже, а солдат с детьми - в шесть раз дороже, чем холостой, | - женатый солдат обходится армии в четыре раза дороже, а солдат с детьми - в шесть раз дороже, чем холостой, | ||
- | - харедимные солдаты создают армии кучу проблем, они слушаются не офицеров, а своих раввинов, они не согласны подчиняться женщинам-офицерам, они не едят в армейских кухнях, поэтому армия в них вообще не заинтересована (это говорил глава | + | - харедимные солдаты создают армии кучу проблем, они слушаются не офицеров, а своих раввинов, они не согласны подчиняться женщинам-офицерам, они не едят в армейских кухнях, поэтому армия в них вообще не заинтересована (это говорил глава אכ"א - отдела кадров армии). |
- у армии нет денег на дополнительные воинские части. Например, [[репатрианты]], приехавшие в возрасте более 22 лет, от призыва освобождены (но призываются на сборы). Группа репатриантов в этом возрасте обратилась к министру абсорбции Юли Тамир с требованием призвать их: "Хотим служить стране!" Армия отказалась их призвать: "нет денег на то, чтобы создавать для вас дополнительные батальоны". | - у армии нет денег на дополнительные воинские части. Например, [[репатрианты]], приехавшие в возрасте более 22 лет, от призыва освобождены (но призываются на сборы). Группа репатриантов в этом возрасте обратилась к министру абсорбции Юли Тамир с требованием призвать их: "Хотим служить стране!" Армия отказалась их призвать: "нет денег на то, чтобы создавать для вас дополнительные батальоны". | ||
- | + | === Рекомендации комиссии Таля === | |
- | === Рекомендации комиссии Таля | + | |
Комиссия заявляет, что она исходила из того, что: | Комиссия заявляет, что она исходила из того, что: | ||
Строка 92: | Строка 93: | ||
1) год выбора. В возрасте 22 лет студент ешивы имеет право уйти из ешивы на год и заняться чем угодно, работать или получать профессию, в течение года армия не будет его трогать. За этот год он должен подумать, возвращаться ли ему в ешиву. Он может вернуться и учиться дальше, получая освобождение от призыва, или не возвращаться, и тогда он идёт на призывной пункт и армия призывает его на сколько хочет – или даёт медицинское освобождение. | 1) год выбора. В возрасте 22 лет студент ешивы имеет право уйти из ешивы на год и заняться чем угодно, работать или получать профессию, в течение года армия не будет его трогать. За этот год он должен подумать, возвращаться ли ему в ешиву. Он может вернуться и учиться дальше, получая освобождение от призыва, или не возвращаться, и тогда он идёт на призывной пункт и армия призывает его на сколько хочет – или даёт медицинское освобождение. | ||
- | Цель этого нововведения – дать юношам возможность выйти из замкнутого харедимного мира, начать официально работать и | + | Цель этого нововведения – дать юношам возможность выйти из замкнутого харедимного мира, начать официально работать и платить налоги, не боясь, что их заберут в армию. (Из-за того, что «харедим» не работают или работают неофициально и не платят налоги, государство недополучает 1,2 – 1,9 миллиарда шекелей ежегодно). |
2) создание альтернативной гражданской службы для мужчин, куда могли бы идти харедим. Например, в пожарные или в медбратья. | 2) создание альтернативной гражданской службы для мужчин, куда могли бы идти харедим. Например, в пожарные или в медбратья. | ||
Строка 110: | Строка 111: | ||
- Годом выбора пользуются очень немногие. В 2011 г. – 900 человек, и это очень много по сравнению с прошлыми годами. | - Годом выбора пользуются очень немногие. В 2011 г. – 900 человек, и это очень много по сравнению с прошлыми годами. | ||
- | - Альтернативная гражданская служба для мужчин не создана. | + | - Альтернативная гражданская служба для мужчин не создана. Единственное достижение; в ВВС существует отряд שח"ר כחול, где харедим служат в аэродромном обслуживании и при этом получают гражданскую профессию за счёт минфина и министерства соцобеспечения. |
- Один из высших чинов армии сказал, что он мог бы в течение нескольких недель сформировать ещё два батальона "НаХаЛь хареди" в дополнение к существующим из желающих служить, но ему не выделяют на это денег. | - Один из высших чинов армии сказал, что он мог бы в течение нескольких недель сформировать ещё два батальона "НаХаЛь хареди" в дополнение к существующим из желающих служить, но ему не выделяют на это денег. |
Версия 19:32, 10 марта 2012
Регулярная статья | |
Арье Ольман | |
д-р Арье Ольман
|
|
22/02/2012 | |
Закон Таля (ивр. חוק טל) - израильский закон, определяющий условия «отсрочки» от воинской обязанности для студентов религиозных заведений.
Закон назван по имени его разработчика - бывшего Верховного судьи Цви Таля.
Содержание |
Предыстория
Во время Войны за независимость в осаждённом Иерусалиме был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые Гурского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы главы религиозного еврейства пришли к Бен-Гуриону и убедили его в том, что после Холокоста, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся "уголёк" религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов ешив (впоследствии это количество было увеличено до 800).
Однако рав Ѓерцог и рав Зевин (под именем "один из раввинов") тогда опубликовали постановление, призывающее религиозных евреев идти в армию и защищать государство. И у тех, и у других есть серьёзные ѓалахические аргументы.
В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил Шимон Перес, тогда - генеральный директор министерства обороны.
В 1977 году, после прихода к власти "Ликуда", опиравшегося в том числе на религиозные партии, было отменено количественное ограничение на освобождение студентов ешив от армии. С тех пор освобождение студентов ешив подтверждалось приказами министров обороны. Использовался параграф 35 в "Законе об обороне", гласящий, что министр обороны может предоставить отсрочку от службы любому человеку с учётом его профессии, востребованности для государства "или любых иных причин".
Статус кво
Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что "торато умануто", т.е. его постоянным занятием является изучение Торы, получал отсрочку от призыва на всё время, пока он учится в ешиве или колеле для женатых. По достижении 40 лет он освобождался от призыва совсем. Если армия узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия и его призывали в армию на общих основаниях. Но очень многие религиозные юноши получали "21 профиль", то есть освобождение от призыва по медицинским показаниям. Религиозные же девушки - т.е. девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни - вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужние женщины и матери, вне зависимости от религиозности, в армию Израиля не призываются).
Многие религиозные сионисты служат в армии в рамках т.н. "ешивот hесдер", соглашение ("hесдер") которых с армией таково: весь срок соглашеня составляет 5 лет, при этом студенты сначала учатся, далее идут служить на сокращённый срок в 1,5 года, а затем продолжают учёбу. но находятся в "коненут", т.е. готовы к оперативному призыву в любой момент. После окончания этой программы они считаются отслужившими в армии и имеют право на все полагающиеся льготы, субсидии, скидки и подарки. Статус "ешивот hесдер" не закреплён никаким законом.
Попытки изменить положение
В 1986 г. была сформирована комиссия, рекомендовавшая сузить рамки освобождения и вернуть количественное ограничение, а также превратить освобождение в отсрочку. В 1995 г. работала также комиссия Хаима Исраэли, замдиректора министерства обороны. Рекомендации этих комииссий не были выполнены.
Многим в светском Израиле эта ситуация не нравилась, потому что налицо было явное неравноправие. Йеѓуда Реслер ежегодно (!) подавал жалобы в БаГаЦ с требованием призывать в армию всех. Долгое время его жалобы отвергались, потому что тогда в БаГаЦ мог жаловаться только тот, чьи личные интересы были затронуты. Реслер пытался доказать, что от того, что религиозные не служат, ему лично труднее ходить на военные сборы, но не преуспел. В 1986 г. в отклонении его очередной жалобы БаГаЦ под председательством Аѓарона Барака процитировал рава, говорившего, что "без Торы нет смысла в государстве, и изучение Торы защищает народ Израиля столь же успешно, как оружие". Ирония заключается в том, что этим равом был р.Моше Цви Нерия, главный авторитет религиозного сионизма.
Комиссия Таля
Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в Кнесет. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.Овадья Йосеф, просили посланцы р.Шаха и Гурского ребе.
Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны Эѓудом Бараком следующие задачи:
- Законодательно закрепить существующую практику, позволяющую не призывать студентов ешив и не вводить количественное ограничение,
- Порекомендовать создание особых программ, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни.
Перед комиссией выступали представители ешив. Они недвусмысленно дали понять:
- мы не согласны на призыв студентов на военные сборы, даже на каникулах,
- мы ни в коем случае не согласны на службу девушек,
- если нас будут призывать насильно, мы тысячами пойдём в тюрьмы или всей общиной уедем из страны. (Это серьёзная угроза, так как "харедим" привлекают в Израиль деньги из-за рубежа в виде благотворительности на содержание ешив в астрономических количествах, и эти деньги остаются в стране в виде покупок в магазинах, муниципальных налогов и прочего).
Выступали представители армии. Они дали понять:
- насильный призыв невозможен. Харедим, насильно призванные в армию, ничего не едят (не тот кашрут), ничего не делают, а только читают Псалмы. В конце концов они получают медицинское освобождение и отправляются домой.
- женатый солдат обходится армии в четыре раза дороже, а солдат с детьми - в шесть раз дороже, чем холостой,
- харедимные солдаты создают армии кучу проблем, они слушаются не офицеров, а своих раввинов, они не согласны подчиняться женщинам-офицерам, они не едят в армейских кухнях, поэтому армия в них вообще не заинтересована (это говорил глава אכ"א - отдела кадров армии).
- у армии нет денег на дополнительные воинские части. Например, репатрианты, приехавшие в возрасте более 22 лет, от призыва освобождены (но призываются на сборы). Группа репатриантов в этом возрасте обратилась к министру абсорбции Юли Тамир с требованием призвать их: "Хотим служить стране!" Армия отказалась их призвать: "нет денег на то, чтобы создавать для вас дополнительные батальоны".
Рекомендации комиссии Таля
Комиссия заявляет, что она исходила из того, что:
- главы ешив выступают против насильственного призыва.
- насильственный призыв невозможен, и если такой закон будет принят, он останется мёртвой буквой. Например, в 1953 г. был принят закон об обязательной альтернативной национальной службе (שירות לאומי) для всех девушек, не служивших в армии, но его ни разу не попытались осуществить.
- армия не может принять всех харедимных призывников,
- армейский быт чужд харедимному юношеству. Аналогично, арабы не призываются в армию Израиля не потому, что мы опасаемся, что они изменят, а потому, что мы понимаем, что им это эмоционально тяжело.
- армия приводит харедимных юношей в соприкосновение со светским миром, что разрушает их личность и самоидентификацию.
- многие харедим, отслужившие в армии, оказываются изгоями в своих общинах, им не предлагают хорошее сватовство и пр.
- в демократическом и плюралистическом обществе у людей есть право быть отличными от других и даже замыкаться в своих общинах.
- невозможно добиться равенства в один момент. «Можно спуститься с крыши по лестнице за две минуты, а можно и за пять секунд, но тогда сломаешь шею».
Поэтому комиссия рекомендует:
1) год выбора. В возрасте 22 лет студент ешивы имеет право уйти из ешивы на год и заняться чем угодно, работать или получать профессию, в течение года армия не будет его трогать. За этот год он должен подумать, возвращаться ли ему в ешиву. Он может вернуться и учиться дальше, получая освобождение от призыва, или не возвращаться, и тогда он идёт на призывной пункт и армия призывает его на сколько хочет – или даёт медицинское освобождение.
Цель этого нововведения – дать юношам возможность выйти из замкнутого харедимного мира, начать официально работать и платить налоги, не боясь, что их заберут в армию. (Из-за того, что «харедим» не работают или работают неофициально и не платят налоги, государство недополучает 1,2 – 1,9 миллиарда шекелей ежегодно).
2) создание альтернативной гражданской службы для мужчин, куда могли бы идти харедим. Например, в пожарные или в медбратья.
3) отказ от принципа «армия – плавильный котёл» и создание религиозных воинских частей: без женщин, с кашрутом меѓадрин и т.д.
Закон Таля
Рекомендации комиссии были закреплены в законе Таля, принятом 23 июля 2002 г.
Закон был принят сроком на пять лет с возможностью продления ещё на пять лет. По истечении этого срока нужно было рассмотреть результаты действия закона.
Отмена закона Таля
Результаты действия закона
- Годом выбора пользуются очень немногие. В 2011 г. – 900 человек, и это очень много по сравнению с прошлыми годами.
- Альтернативная гражданская служба для мужчин не создана. Единственное достижение; в ВВС существует отряд שח"ר כחול, где харедим служат в аэродромном обслуживании и при этом получают гражданскую профессию за счёт минфина и министерства соцобеспечения.
- Один из высших чинов армии сказал, что он мог бы в течение нескольких недель сформировать ещё два батальона "НаХаЛь хареди" в дополнение к существующим из желающих служить, но ему не выделяют на это денег.
Отмена закона
Поэтому 21 февраля 2012 г. БаГаЦ со второй попытки постановил, что закон Таля не принёс результатов, и будучи неравноправным, подлежит отмене. Против закона голосовали 6 судей (в т.ч. двое религиозных – Рубинштейн и Энглард), за – 3.
Закон перестанет действовать 1 августа 2012 г.