Горовиц, Яаков Ицхак ("Провидец из Люблина")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Хасидские цадики» с помощью HotCat)
Строка 55: Строка 55:
[[Категория:Хасидизм]]
[[Категория:Хасидизм]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Хасидские цадики]]

Версия 17:09, 5 марта 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц (известен как הַחוֹזֶה מִלּוּבְּלִין, hа-Хозе ми-Люблин — Провидец из Люблина; 1745?, – 1815, Люблин), хасидский цаддик (см. Хасидизм), один из основоположников хасидского движения в Польше и Галиции.

Содержание

Учителя

Яаков Горовиц был учеником рабби Шмуэля (Шмелке) Горовица из Никольсбурга (1726–78), рабби Дова Бера из Межирича, рабби Леви, Ицхака бен Меира из Бердичева. Главным учителем Яакова Горовица был рабби Элимелех из Лежайска, при котором он был проповедником, однако ученик, не испросив у рабби Элимелеха благословения, еще при жизни учителя стал собирать вокруг себя хасидов.

Привлечение сторонников среди различных социальных слоев

Вначале он действовал в городке Ланьцут (Галиция, ныне Польша) и местечке Розвадов (Галиция, ныне город Розвадув, Польша), а в 1790-х гг. перебрался в пригород Люблина Чехов, а затем и в сам город. В основном благодаря деятельности рабби Горовица, который получил широкую известность как чудотворец и цаддик, Польша и Галиция (входившие тогда в Австрийскую империю) стали крупными центрами хасидизма. Сам Горовиц династии не образовал, однако был учителем большинства польских, галицийских и венгерских цаддиков, возглавивших хасидские общины в первой половине 19 в. Многочисленные хасиды стали последователями учеников Горовица.

Он сумел привлечь сторонников среди самых различных социальных слоев, недаром рабби Ицхак Меир Алтер (см. Гур) назвал его «рабби для каждого». Многие из выдающихся учеников рабби Горовица упоминали о его способностях сразу определять сущность человека, генеалогию его души и ее тиккун (`исправление`, см. Каббала. Лурианская каббала; И. Лурия) на каждой стадии реинкарнации (перевоплощения, см. Гилгул). Ученики Яакова Горовица писали, что их учитель также предвидел грядущее, правда, Провидцем его прозвали лишь после смерти.

Главное внимание практической работе

Следуя своему учителю, рабби Элимелеху из Лежайска, рабби Горовиц уделял большое внимание «практической» работе цаддика, подчеркивая, что цаддик обязан заботиться о «жизни и средствах к существованию своих “детей”», то есть своей хасидской общины, так как считал, что материальное благополучие ведет к духовному богатству. Яаков Горовиц не придавал большого значения талмудической учености, отводя главную роль отношениям между людьми. Он считал самой большой добродетелью хасида ахават Исраэль (`любовь к Израилю`, то есть любовь к каждому еврею и народу в целом) — один из основных и высоко чтимых принципов раннего хасидизма.

Нападки противников

Рабби Горовиц, как и другие лидеры хасидизма того времени (например, рабби Шнеур, Залман из Ляд), подвергался яростным нападкам митнагдим. Основным его противником был люблинский раввин, талмудист Азриэль Горовиц (известный под прозвищем Ди айзерне коп — буквально `железная голова` на идиш). Но самый тяжелый кризис рабби Яаков пережил к концу жизни, когда люблинские хасиды раскололись на приверженцев духовного усовершенствования и постоянного состояния двекут и на сторонников «практического цаддикизма», считавших, что духовный лидер должен заботиться о материальных нуждах своих хасидов.

Диалог с оппонентами

Широкую известность приобрела дискуссия рабби Горовица с выдающимся его учеником рабби Яаковом Ицхаком бен Ашером Пшисухой, неудовлетворенным практическим характером люблинского хасидизма и считавшим, что хасидизм — это не чудотворство, направленное на улучшение условий жизни хасидов, а сугубо духовное религиозное движение. Рабби Яаков Ицхак Пшисуха еще при жизни учителя создал свою общину, состоявшую лишь из высокодуховных последователей. Этот спор в дальнейшем привел к так называемой пшисухо-коцкой (см. Менахем Мендл из Коцка) распре, сотрясавшей в 19 в. хасидские общины Польши.

Кончина

Рабби Горовиц считал поход Наполеона I на Россию (1812), вызвавший мессианские чаяния в Польше и Галиции, началом войны Гога и Магога и хотел, чтобы цаддики объединили свои усилия для прихода Мессии. Яаков Горовиц погиб в результате несчастного случая: во время празднования Симхат-Тора он выпал из окна второго этажа на мостовую. Трагическая кончина окружила образ рабби Горовица еще большим ореолом и способствовала распространению его учения.

Автор трудов каббалистического содержания

Яаков Горовиц — автор трудов каббалистического содержания: «Диврей эмет» («Речения истины», Жолква, 1808) — комментарии к Пятикнижию, и новеллы (хиддушим; см. Раввинистическая литература) к талмудическим трактатам «Зот зиккарон» («Для памяти», Львов, 1851) и «Зиккарон зот» («Память эта», Люблин, 1890).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯАКОВ ИЦХАК hа-ЛЕВИ ГОРОВИЦ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация