Айхенвальд, Юлий Исаевич (критик)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Писатели и поэты - деятели диаспоры» с помощью HotCat) |
Vshach (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Айхенвальд, Юлий Исаевич» в «Айхенвальд, Юлий Исаевич (критик)») |
Версия 15:25, 4 марта 2012
Регулярная статья | |
Юлий Исаевич Айхенвальд | |
Дата рождения: |
24.1.1872 (12) |
---|---|
Место рождения: |
Балта Подольской губернии |
Дата смерти: |
17 декабря 1928 |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
критик, переводчик |
Язык произведений: | |
Произведения в Викитеке?. |
Ю́лий Иса́евич Айхенва́льд (12 (24) января 1872, Балта Подольской губернии — 17 декабря 1928, Берлин) — русский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в 1905—1917, в период расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-имперессионист» Айхенвальд посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX—XX вв. (широко известная книга «Силуэты русских писателей»).
Содержание |
Ранние годы
Юлий Айхенвальд родился в Балте, закончил Ришельевскую гимназию в Одессе, где его отец был назначен раввином. Айхенвальд окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в которой выступил с позиций идеализма; переехав в Москву стал секретарём философского общества и сотрудником идеалистического журнала «Вопросы философии и психологии», одно время — помощником редактора «Русской мысли» при В. А. Гольцеве. Опубликовал ряд философских работ. Перевёл все основные сочинения Шопенгауэра.
Литературно-критическая деятельность
Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей», «Этюды о западных писателях» и т. п.
Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность. Художник «продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение ещё не кончилось, и поэт, священник искусства, облечён великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он своё творчество с творчеством вселенной».
Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой:
«Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени».
Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.
Не интересуют Айхенвальда и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож, неповторим. «Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности». Стремясь подтвердить свои представления об изолированности личность писателя от всего мира Айхенвальд утверждает: «писатель — дух, его бытие идеально и неосязаемо; писатель — явление спиритуалистического, даже астрального порядка, …начало движущееся и движущее…» и т. д.
По мнению многих современников (Ф. Степуна, Б. К. Зайцева, С. Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В. Ф. Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы.
Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику. Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
Эмиграция
В сентябре 1922 после ареста и содержания в заключении был выслан за границу вместе со многими учёными и писателями. В Берлине (с декабря 1922) читал курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии; выступал с лекциями и докладами. В конце 1922 выступил одним из учредителей литературного общества «Клуб писателей», принимал активное участие в деятельности созданного в 1924 Кружка друзей русской литературы, член Союза русских журналистов и литераторов в Германии. Сотрудничал в журнале «Новая русская книга», в рижской газете «Сегодня», вёл литературно-критический отдел в берлинской газете «Руль». Выступал с критикой советского режима.
Погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.
Семья
- Дочери — Наталия Юльевна Шведова (1916—2009), лингвист-русист, и Татьяна Юльевна Айхенвальд (1900—1963), математик, ученица Н. Н. Лузина
- Сын — Александр Айхенвальд (1899—1941) — экономист бухаринского направления, с 1933 году находился в заключении, в 1941 году расстрелян
- Внук — Юрий Айхенвальд (1928—1993) — диссидент, поэт, переводчик, театровед, историк русской культуры http://antology.igrunov.ru/authors/aihenwald/
- Правнучка — Александра Айхенвальд (род. 1957) — лингвист
Литература
- Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей, выпуск III. — М. 1907—1910, выпуск I, изд. 5-е. — М. 1917. Все три выпуска впервые объединены в издании «Силуэты русских писателей» — М., Республика, 1994.
- Айхенвальд Ю. И. Этюды о западных писателях. — М. 1910.
- Айхенвальд Ю. И. Отдельные страницы. — М. 1910—1911.
- Айхенвальд Ю. И. Посмертные произведения Толстого. — М. 1912.
- Айхенвальд Ю. И. Спор о Белинском. — М. 1914.
- Айхенвальд Ю. И. Пушкин, изд. 2-е. — М. 1916.
- Айхенвальд Ю. И. Слова о словах. — П. 1917.
- Айхенвальд Ю. И. Похвала праздности. — М. 1922
- Айхенвальд Ю. И. Поэты и поэтессы. — М., 1922.
- Венгеров С. А. Критик-импрессионист. «Речь». 26 июля 1909.
- Кранихфельд В. О критике и критиках. «Современный мир». Ї 8. — М. 1911.
- Грифцов Б. Метод Айхенвальда, «Русская мысль». Ї 11. 1913.
- Иванов-Разумник. Правда или кривда. «Заветы». Ї 12. 1913.
- Бродский Н. Развенчан ли Белинский. «Вестник воспитания». Ї 1. 1914.
- Ляцкий Е. Господин Айхенвальд около Белинского. «Современник». Ї 1. 1914.
- Марковский М. И. С. Тургенев с современной точки зрения. «Педагогический сборник». Ї 5. 1914.
- Неведомский М. «Зигзаги нашей критики». сборник «Зачинатели и продолжатели». — П. 1919.
- Полянский В. Бессмертная пошлость и похвала праздности. «Под знаменем марксизма». Ї 1. 1922.
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.