Галаха
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Галаха́''' ({{lang-he|הֲלָכָה}}) — традиционное иудейское [[право]], совокупность законов и установлений [[иудаизм]]а, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь | + | {{также|Агада}} |
+ | |||
+ | '''Галаха́''' ({{lang-he|הֲלָכָה}}) — традиционное иудейское [[право]], совокупность законов и установлений [[иудаизм]]а, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь согласно еврейской религиозной традиции. | ||
+ | |||
== Происхождение названия == | == Происхождение названия == | ||
- | Термин Галаха происходит от | + | Термин Галаха происходит от глагола הלך (''hалах''), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется {{ВЗ2|тот, кто ходит непорочно|Пс|14:2}}. |
В грамматически прямой форме впервые применён в [[Мишна|Мишне]], а в сопряжённой форме ({{lang-he|סמיכות}}, ''смихут'') встречается в арамейском переводе [[ТаНаХ]]а [[Онкелос]]а ([[Таргум Онкелос]]), где фраза {{ВЗ2|по праву дочерей|Исх|21:9}} звучит по-арамейски «''ке-хилхат бнат Исраэль''». | В грамматически прямой форме впервые применён в [[Мишна|Мишне]], а в сопряжённой форме ({{lang-he|סמיכות}}, ''смихут'') встречается в арамейском переводе [[ТаНаХ]]а [[Онкелос]]а ([[Таргум Онкелос]]), где фраза {{ВЗ2|по праву дочерей|Исх|21:9}} звучит по-арамейски «''ке-хилхат бнат Исраэль''». | ||
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма. | Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Источники Галахи == | == Источники Галахи == | ||
Строка 40: | Строка 37: | ||
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. | Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. | ||
- | Согласно | + | Согласно традиции, Галаха была дана Богом [[Моисей|Моисею]] на [[Синай (гора)|горе Синай]] как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе [[Устная Тора|Устной Торы]] передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в [[Мишна|Мишне]]. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов. | Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов. | ||
Строка 61: | Строка 54: | ||
[[10 ноября]] 2009 года министр юстиции Израиля [[Нееман, Яаков|Яаков Нееман]] заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»<ref>[http://www.lefigaro.fr/international/2009/12/10/01003-20091210ARTFIG00548-et-si-la-torah-se-substituait-a-la-loi-israelienne8230-.php Et si la Torah se substituait à la loi israélienne…] [[Le Figaro]] 10 ноября 2009.</ref><ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/tora.html Галаха может стать основным израильским законом] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref> | [[10 ноября]] 2009 года министр юстиции Израиля [[Нееман, Яаков|Яаков Нееман]] заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»<ref>[http://www.lefigaro.fr/international/2009/12/10/01003-20091210ARTFIG00548-et-si-la-torah-se-substituait-a-la-loi-israelienne8230-.php Et si la Torah se substituait à la loi israélienne…] [[Le Figaro]] 10 ноября 2009.</ref><ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/tora.html Галаха может стать основным израильским законом] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref> | ||
+ | ==Галаха и агада - сравнение== | ||
+ | |||
+ | |||
+ | {| border="2" ALIGN="CENTER" ALIGN="CENTER" | ||
+ | | <B><U>Галаха</U></B><br> | ||
+ | (от "hалах" - "ходить")<br><B>Законодательная</B> часть еврейской<br> | ||
+ | традиции<br> | ||
+ | | <B><U>Агада</U></B><br> | ||
+ | (от "hегед" - "рассказать")<br><B>Не-законодательная</B> часть еврейской<br> | ||
+ | традиции<br> | ||
+ | |- | ||
+ | | <B>Cодержит:</B><br> | ||
+ | 1. Законы, переданные по традиции. <br> | ||
+ | 2. Обсуждения законов и их деталей.<br> | ||
+ | З. Принятие решений (там, где есть | ||
+ | споры).<br> | ||
+ | 4. Постановления Мудрецов различных<br> | ||
+ | поколений. <br> и т.д. | ||
+ | | <B>Содержит:</B><br> | ||
+ | 1. Моральные поучения - притчи.<br> | ||
+ | 2. Рассказы, "расширяющие" и<br> | ||
+ | дополняющие Текст Торы.<br> | ||
+ | З. Исторические сведения, истории<br> | ||
+ | про Мудрецов Талмуда.<br> | ||
+ | 4. Объяснение смысла заповедей.<br> | ||
+ | и т.д. | ||
+ | |- | ||
+ | | <B>Цель:</B><br> | ||
+ | Регламентировать (=Закон) | ||
+ | | <B>Цель:</B><br> | ||
+ | Понять (= философия)<br> | ||
+ | | COLSPAN=2 ALIGN="CENTER" | <U>Все нижеприведенное описание условно!</U> | ||
+ | |- | ||
+ | | <B>Характер:</B><br> | ||
+ | 1. Обязательна, предписывает | ||
+ | | <B>Характер:</B><br> | ||
+ | 1. Необязательна, советует, | ||
+ | объясняет<br> | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | 2. Обща, одинакова для всех | ||
+ | | | ||
+ | 2. Индивидуальна. каждый решает для | ||
+ | себя, с учетом своих особенностей | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | З. В случае спора - требует | ||
+ | принятия решения | ||
+ | | | ||
+ | З. В случае спора - противоположные | ||
+ | точки зрения сосуществуют, не | ||
+ | требуя принятия решения<br> | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | 4. "Внешность" иудаизма, поведение | ||
+ | | | ||
+ | 4. "Внутренность" иудаизма, | ||
+ | понимание<br> | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | 5. "Хлеб" | ||
+ | | | ||
+ | 5. "Вино" | ||
+ | |- | ||
+ | | | ||
+ | 6. В области поведения занята | ||
+ | минимумом, нормой | ||
+ | | | ||
+ | 6. В области поведения занята | ||
+ | максимумом, идеалом | ||
+ | <br> | ||
+ | |} | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Талмуд]] | * [[Талмуд]] | ||
Строка 117: | Строка 182: | ||
[[yi:הלכה]]{{WikiCopyRight}} | [[yi:הלכה]]{{WikiCopyRight}} | ||
- | + | {{Checked_final}} |
Версия 20:40, 3 марта 2012
Регулярная исправленная статья | |
Галаха́ (ивр. הֲלָכָה) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь согласно еврейской религиозной традиции.
Содержание |
Происхождение названия
Термин Галаха происходит от глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно» (Пс.14:2).
В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. סמיכות, смихут) встречается в арамейском переводе ТаНаХа Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей» (Исх.21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.
Источники Галахи
В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов
- Полученные объяснения ((ивр. פירושים מקובלים), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае;
- Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе. Их называют — Галаха, полученная Моше на Синае ((ивр. הלכה למשה מסיני) или сокращенно Галаха.
- Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы ((ивр. פירושים מחודשים).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую
- Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев, от нарушения законов Торе (ивр. גזירות)
- Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин ((ивр. תקנות)
Развитие Галахи
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.
Согласно традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.
Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
Ранний период
Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд.7:10,11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.
Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.
Период таннаев
Ранние учителя Галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иеhудой hа-Наси, стала основным текстом Галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.
Официальный статус в Государстве Израиль
В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.
10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»[1][2]
Галаха и агада - сравнение
Галаха (от "hалах" - "ходить") |
Агада (от "hегед" - "рассказать") |
||
Cодержит: 1. Законы, переданные по традиции. |
Содержит: 1. Моральные поучения - притчи. |
||
Цель: Регламентировать (=Закон) |
Цель: Понять (= философия) |
Все нижеприведенное описание условно! | |
Характер: 1. Обязательна, предписывает |
Характер: 1. Необязательна, советует, объясняет |
||
2. Обща, одинакова для всех |
2. Индивидуальна. каждый решает для себя, с учетом своих особенностей |
||
З. В случае спора - требует принятия решения |
З. В случае спора - противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения |
||
4. "Внешность" иудаизма, поведение |
4. "Внутренность" иудаизма, понимание |
||
5. "Хлеб" |
5. "Вино" |
||
6. В области поведения занята минимумом, нормой |
6. В области поведения занята максимумом, идеалом |
См. также
Ссылки
- Статья «Галаха» в Электронной еврейской энциклопедии
- Алаха. Аудио уроки.
- Вавилонский Талмуд (Сончино) и раввинские сочинения1 раввинские сочинения1от Центра Религиозной истины и терпимости.
- Rambam In Russian
- Галаха — еврейский закон
- возможность задать раввину на вопросы по еврейскому закону (галохе) on-line
- Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»
- М. Пантелят. «Царица суббота». Законы субботы
- М. Пантелят. «Путеводитель по кашруту»
- Мордехай Элиягу. «Пути чистоты». Законы чистоты семейных отношений
- Комментарии и уроки рава И. Зельмана.
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шаблон:Право
ar:هالاخاه bg:Халаха ca:Halacà cs:Halacha da:Halakhafa:هلاخا fi:Halakhaja:ハラーハー lt:Halacha lv:Halakha ms:Alaha nl:Halacha nn:Halakhá no:Halakhá pl:Halacha pt:Halachá ro:Halakhasr:Халаха sv:Halacha tl:Batas Hudyo tr:HalahaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>