Гилель (законоучитель эпохи Второго Храма)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 18: Строка 18:
}}  
}}  
-
'''Ѓилель'''(הִלֵּל; ''Ѓиллел Вавилонянин'' или ''Ѓилел hа-Закен'', Ѓилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]].  
+
'''Гилель'''(הִלֵּל; ''hилель'', ''Хиллель'', ''Ѓиллел Вавилонянин'' или ''Гилел hа-Закен'', Гилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи [[Второй Храм|Второго Храма]].  
-
Родился в [[Вавилония|Вавилонии]] и потому его иногда называют Ѓилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду [[Давид]]а (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Ѓилеля — hа-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного [[бейт-дин]]а.  
+
Родился в [[Вавилония|Вавилонии]] и потому его иногда называют Гилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду [[Давид]]а (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Гилеля ''hа-Закен'' (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного [[бейт-дин]]а.  
-
== Ѓилель на посту главы Сангедрина ==
+
== Гилель на посту главы Сангедрина ==
-
Ѓилель занимал должность [[Наси|главы]] [[Синедрион]]а, на которую, согласно [[талмуд]]ическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.).  
+
Гилель занимал должность [[Наси|главы]] [[Синедрион]]а, на которую, согласно [[талмуд]]ическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.).  
-
Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Ѓилель исполнял должность [[наси]], следует датировать концом эпохи [[Ирод I|Ирода I]] (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Ѓилеля прекратилась традиция [[зугот]] (глава [[Синедрион]]а + председатель суда). Первоначально напарником Ѓилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем [[Шамай]].  
+
Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Гилель исполнял должность [[наси]], следует датировать концом эпохи [[Ирод I|Ирода I]] (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Гилеля прекратилась традиция [[зугот]] (глава [[Синедрион]]а + председатель суда). Первоначально напарником Гилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем [[Шамай]].  
-
Отмена [[зугот]] и установление династии, родоначальником которой был Ѓилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление [[Герменевтика|герменевтических правил]] для истолкования [[Тора|Торы]] и выведения [[Ѓалаха|hалахот]] — были революционными нововведениями Ѓилеля.  
+
Отмена [[зугот]] и установление династии, родоначальником которой был Гилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление [[Герменевтика|герменевтических правил]] для истолкования [[Тора|Торы]] и выведения [[Ѓалаха|hалахот]] — были революционными нововведениями Гилеля.  
-
== Взгляды Ѓилеля и его реформы ==
+
== Взгляды Гилеля и его реформы ==
-
Диспуты между Ѓилелем и [[Шамай|Шамаем]] свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Ѓилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между [[Бейт-Ѓилель и Бейт-Шамай|последователями Ѓилеля и Шамая]], речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также [[Мишна]], [[Космогония]]).  
+
Диспуты между Гилелем и [[Шамай|Шамаем]] свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Гилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между [[Бейт-Гилель и Бейт-Шамай|последователями Гилеля и Шамая]], речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также [[Мишна]], [[Космогония]]).  
-
Хотя в целом взгляды Ѓилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его [[Ѓалаха|hалахот]] были признаны еще при его жизни. [[Ѓалаха|Ѓалахот]] Ѓилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.  
+
Хотя в целом взгляды Гилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его [[Ѓалаха|hалахот]] были признаны еще при его жизни. [[Ѓалаха|Ѓалахот]] Гилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.  
-
В частности, Ѓилель ввел так называемый [[Субботний год|прозбол]], вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением [[Субботний год|субботнего года]]. Неограниченное применение [[Тора|библейского]] закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от [[Тора|библейских]] времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях.  
+
В частности, Гилель ввел так называемый [[Субботний год|прозбол]], вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением [[Субботний год|субботнего года]]. Неограниченное применение [[Тора|библейского]] закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от [[Тора|библейских]] времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях.  
-
Ѓилель также ввел [[Таканот|такану]], касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно [[Тора|библейскому]] закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Ѓилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Ѓилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.  
+
Гилель также ввел [[Таканот|такану]], касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно [[Тора|библейскому]] закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Гилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Гилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.  
-
== Личные принципы Ѓилеля ==
+
== Личные принципы Гилеля ==
-
В [[талмуд]]ических источниках Ѓилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Ѓилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Ѓилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Ѓилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).  
+
В [[талмуд]]ических источниках Гилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Гилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Гилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Гилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).  
-
Ѓилель поставил себе целью приблизить людей к [[Тора|Торе]] и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.  
+
Гилель поставил себе целью приблизить людей к [[Тора|Торе]] и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.  
-
В противоположность [[Шамай|Шамаю]], Ѓилель с готовностью принимал в [[прозелиты]], даже когда человек ставил условия за свое обращение в [[иудаизм]].  
+
В противоположность [[Шамай|Шамаю]], Гилель с готовностью принимал в [[прозелиты]], даже когда человек ставил условия за свое обращение в [[иудаизм]].  
-
Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Ѓилель обучил его всей [[Тора|Торе]] за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Ѓилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а).  
+
Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Гилель обучил его всей [[Тора|Торе]] за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Гилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а).  
-
Религиозно-этическое мировоззрение Ѓилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Ѓилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).  
+
Религиозно-этическое мировоззрение Гилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Гилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).  
-
== Наследие Ѓилеля ==
+
== Наследие Гилеля ==
-
Личность Ѓилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Ѓилель привнес в изучение [[Тора|Торы]] и в методы выведения [[hалахот]], его сравнивали с [[Эзра|Эзрой]], который, как и Ѓилел, пришел в [[Иерусалим]] из [[Вавилония|Вавилонии]] и вновь утвердил там [[Тора|Тору]] (Сук. 20а).  
+
Личность Гилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Гилель привнес в изучение [[Тора|Торы]] и в методы выведения [[hалахот]], его сравнивали с [[Эзра|Эзрой]], который, как и Гилел, пришел в [[Иерусалим]] из [[Вавилония|Вавилонии]] и вновь утвердил там [[Тора|Тору]] (Сук. 20а).  
-
Об учениках Ѓилеля говорится: «Ѓилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю [[Моше|Моисею]], были достойны, чтобы на них покоилась [[Шхина]], тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради [[Йеhошуа бин Нун]]а; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан [[Йоханан бен Закай]], ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).  
+
Об учениках Гилеля говорится: «Гилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю [[Моше|Моисею]], были достойны, чтобы на них покоилась [[Шхина]], тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради [[Йеhошуа бин Нун]]а; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан [[Йоханан бен Закай]], ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).  
-
Могила Ѓилеля, по преданию, находится на горе Мерон.  
+
Могила Гилеля, по преданию, находится на горе Мерон.  
{{Таннаи}}
{{Таннаи}}

Версия 17:34, 1 марта 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Гилель(הִלֵּל; hилель, Хиллель, Ѓиллел Вавилонянин или Гилел hа-Закен, Гилель Старец, начало I в. до н. э. – начало I в. н. э.) - наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго Храма.

Родился в Вавилонии и потому его иногда называют Гилель Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а). Согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду Давида (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Гилеля — hа-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бейт-дина.

Содержание

Гилель на посту главы Сангедрина

Гилель занимал должность главы Синедриона, на которую, согласно талмудическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.).

Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Гилель исполнял должность наси, следует датировать концом эпохи Ирода I (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Гилеля прекратилась традиция зугот (глава Синедриона + председатель суда). Первоначально напарником Гилеля был Менахем (Хаг. 2:2), а затем Шамай.

Отмена зугот и установление династии, родоначальником которой был Гилель, и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление герменевтических правил для истолкования Торы и выведения hалахот — были революционными нововведениями Гилеля.

Взгляды Гилеля и его реформы

Диспуты между Гилелем и Шамаем свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Гилелем и Шамаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между последователями Гилеля и Шамая, речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также Мишна, Космогония).

Хотя в целом взгляды Гилеля были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его hалахот были признаны еще при его жизни. Ѓалахот Гилеля свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.

В частности, Гилель ввел так называемый прозбол, вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением субботнего года. Неограниченное применение библейского закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от библейских времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях.

Гилель также ввел такану, касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно библейскому закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Гилеля покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Гилель постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.

Личные принципы Гилеля

В талмудических источниках Гилель предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Гилеля к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Гилель отдал некоему обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Гилель взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).

Гилель поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.

В противоположность Шамаю, Гилель с готовностью принимал в прозелиты, даже когда человек ставил условия за свое обращение в иудаизм.

Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Гилель обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Гилель ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а).

Религиозно-этическое мировоззрение Гилеля нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Гилель выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).

Наследие Гилеля

Личность Гилеля, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Гилель привнес в изучение Торы и в методы выведения hалахот, его сравнивали с Эзрой, который, как и Гилел, пришел в Иерусалим из Вавилонии и вновь утвердил там Тору (Сук. 20а).

Об учениках Гилеля говорится: «Гилель hа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю Моисею, были достойны, чтобы на них покоилась Шхина, тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради Йеhошуа бин Нуна; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Узиэль, а самым младшим — раббан Йоханан бен Закай, ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).

Могила Гилеля, по преданию, находится на горе Мерон.

Ссылки

  • КЕЭ, том 9, кол. 809–811
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Хиллел в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация