Агада в Талмуде
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О_статье | {{О_статье | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
- | |СУПЕРВАЙЗЕР= | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
|УРОВЕНЬ=1 | |УРОВЕНЬ=1 | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
{{main|Талмуд}} | {{main|Талмуд}} | ||
+ | |||
'''Агада в Талмуде''' | '''Агада в Талмуде''' | ||
Строка 32: | Строка 33: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | {{ | + | {{ElevenCopyRight|14021|Талмуд}} |
+ | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[Категория:Талмуд]] | [[Категория:Талмуд]] | ||
- |
Версия 01:20, 1 марта 2012
Регулярная статья | |
20/12/2010 | |
Агада в Талмуде
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, агадот Равы бар бар Ханы в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из ришоним, как например раби Шмуэль hа Нагид, раби Ицхак Абаранель и другие (предположительно также и Рамбан) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из агады нельзя учить галаху.
Иногда агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «печь Ахная». Рамбам в своем предисловии к Перек Хелек приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
В Вавилонском Талмуде Аггада занимает большее место (две трети), чем в Талмуде Иерушалми (шестая часть). В Эрец-Исраэль Аггада существовала как самостоятельный жанр, об этом свидетельствуют и сохранившиеся сборники мидраш-аггада. В Иерусалимском Талмуде Аггада представляет собой галахические примеры-действия, иллюстрирующие тот или иной галахический принцип историей из жизни законоучителей.
В Талмуде Бавли Аггада нередко выполняет служебно-композиционную роль в качестве введения или эпилога к галахическому тексту. Так, трактат Иома завершается аггадическим эпилогом явно морализаторского толка. Вместе с тем в Вавилонском Талмуде существует немало страниц аггадического текста, не связанного с галахическими дискуссиями. Есть трактаты и главы, насыщенные Аггадой, в других аггадическая часть ничтожно мала. Аггада в Талмуде Бавли характеризуется многообразием форм, жанров, сюжетов, стилей.
Аггада нередко несет следы культурных влияний, которым были подвержены авторы обоих Талмудов. Так, в Аггаде в Талмуде Бавли нередко используются сюжеты и персонажи персидского фольклора, а в Иерусалимском Талмуде ощущается влияние эллинистической культуры. В аггадических фрагментах Талмуда описано немало реальных исторических персонажей и событий. Однако Аггада не преследует цели отображения исторической действительности, а творчески трансформирует ее, создавая своеобразное аллегорическое повествование, в котором исторические персонажи и события служат иллюстрацией авторской идеи.
Создатели Талмуда не ставят перед собой цель создать полную историческую картину эпохи, те немногие исторические факты, которые содержатся в Талмуде, приводятся только тогда, когда это необходимо для галахических дискуссии.