Вессели, Нафтали Герц

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Вессели» в «Вессели, Нафтали Герц»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 26: Строка 26:
'''Вессели''' (Вейзель) Нафтали Герц (Wessely [Weisel], Naftali Herz [Hartwig]; Гартвиг; 1725, Гамбург, – 1805, там же), поэт, лингвист и экзегет (см. [[Экзегеза]]), один из основоположников [[Хаскала|Хаскалы]].
'''Вессели''' (Вейзель) Нафтали Герц (Wessely [Weisel], Naftali Herz [Hartwig]; Гартвиг; 1725, Гамбург, – 1805, там же), поэт, лингвист и экзегет (см. [[Экзегеза]]), один из основоположников [[Хаскала|Хаскалы]].
 +
=== Начало литературной деятельности ===
-
Начал свою литературную деятельность с перевода на [[Иврит Язык|иврит]] (с немецкого перевода [[Лютер, Мартин|Мартина Лютера]]) апокрифической книги [[Премудрость Соломона]] (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]), к которому приложил краткий комментарий, впоследствии разросшийся в обширное исследование (1780). Вессели был зачинателем возрождения библейского иврита, и его перевод, выполненный чисто библейским ивритом, способствовал появлению переводов апокрифов на библейский иврит, сделанных другими писателями Хаскалы. Хотя Вессели интересовался главным образом лингвистическими проблемами, его толкование [[Библия|Библии]] свидетельствует о широком научном кругозоре и большой эрудиции. Комментарии Вессели были благожелательно встречены еврейскими религиозными авторитетами, хотя многие из них противились его взглядам на еврейское образования и просвещение.
+
Начал свою литературную деятельность с перевода на [[Иврит Язык|иврит]] (с немецкого перевода [[Лютер, Мартин|Мартина Лютера]]) апокрифической книги [[Премудрость Соломона]] (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]), к которому приложил краткий комментарий, впоследствии разросшийся в обширное исследование (1780).  
 +
=== Зачинатель возрождения библейского иврита ===
 +
 
 +
Вессели был зачинателем возрождения библейского иврита, и его перевод, выполненный чисто библейским ивритом, способствовал появлению переводов апокрифов на библейский иврит, сделанных другими писателями Хаскалы.  
 +
=== Толкование Библии ===
 +
 
 +
Хотя Вессели интересовался главным образом лингвистическими проблемами, его толкование [[Библия|Библии]] свидетельствует о широком научном кругозоре и большой эрудиции. Комментарии Вессели были благожелательно встречены еврейскими религиозными авторитетами, хотя многие из них противились его взглядам на еврейское образования и просвещение.
 +
=== Поэт, деятель Хаскалы ===
Наибольшую известность Вессели получил как поэт, поборник новой системы образования и деятель Хаскалы. В работе «Диврей шалом ве-эмет» («Слова мира и правды», 1782) Вессели поддержал Указ о терпимости австрийского императора Иосифа II, предписывавший, в частности, открытие школ для еврейских детей с преподаванием на немецком языке. Вессели утверждал, что без общего образования невозможно понять Божественное учение и что тот, кто в молодости изучал [[Тора|Тору]], пренебрегая общим образованием, станет обузой обществу в зрелом возрасте. «Ширей тиф’ерет» («Песни славы») — главное произведение Вессели — длинная эпическая поэма о жизни [[Моисей|Моисея]] и [[Исход Из Египта|исходе]] из Египта, созданная по образцу аналогичных эпических произведений Клопштока и Шиллера. Эта поэма, украшенная легендами из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|мидрашей]], носит в основном дидактический характер и проникнута рационалистическим духом своей эпохи. Поэма «Ширей тиф’ерет» служила образцом для ряда поэтов 19 в., писавших на иврите.
Наибольшую известность Вессели получил как поэт, поборник новой системы образования и деятель Хаскалы. В работе «Диврей шалом ве-эмет» («Слова мира и правды», 1782) Вессели поддержал Указ о терпимости австрийского императора Иосифа II, предписывавший, в частности, открытие школ для еврейских детей с преподаванием на немецком языке. Вессели утверждал, что без общего образования невозможно понять Божественное учение и что тот, кто в молодости изучал [[Тора|Тору]], пренебрегая общим образованием, станет обузой обществу в зрелом возрасте. «Ширей тиф’ерет» («Песни славы») — главное произведение Вессели — длинная эпическая поэма о жизни [[Моисей|Моисея]] и [[Исход Из Египта|исходе]] из Египта, созданная по образцу аналогичных эпических произведений Клопштока и Шиллера. Эта поэма, украшенная легендами из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|мидрашей]], носит в основном дидактический характер и проникнута рационалистическим духом своей эпохи. Поэма «Ширей тиф’ерет» служила образцом для ряда поэтов 19 в., писавших на иврите.

Версия 20:16, 26 февраля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Вессели (Вейзель) Нафтали Герц (Wessely [Weisel], Naftali Herz [Hartwig]; Гартвиг; 1725, Гамбург, – 1805, там же), поэт, лингвист и экзегет (см. Экзегеза), один из основоположников Хаскалы.

Содержание

Начало литературной деятельности

Начал свою литературную деятельность с перевода на иврит (с немецкого перевода Мартина Лютера) апокрифической книги Премудрость Соломона (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), к которому приложил краткий комментарий, впоследствии разросшийся в обширное исследование (1780).

Зачинатель возрождения библейского иврита

Вессели был зачинателем возрождения библейского иврита, и его перевод, выполненный чисто библейским ивритом, способствовал появлению переводов апокрифов на библейский иврит, сделанных другими писателями Хаскалы.

Толкование Библии

Хотя Вессели интересовался главным образом лингвистическими проблемами, его толкование Библии свидетельствует о широком научном кругозоре и большой эрудиции. Комментарии Вессели были благожелательно встречены еврейскими религиозными авторитетами, хотя многие из них противились его взглядам на еврейское образования и просвещение.

Поэт, деятель Хаскалы

Наибольшую известность Вессели получил как поэт, поборник новой системы образования и деятель Хаскалы. В работе «Диврей шалом ве-эмет» («Слова мира и правды», 1782) Вессели поддержал Указ о терпимости австрийского императора Иосифа II, предписывавший, в частности, открытие школ для еврейских детей с преподаванием на немецком языке. Вессели утверждал, что без общего образования невозможно понять Божественное учение и что тот, кто в молодости изучал Тору, пренебрегая общим образованием, станет обузой обществу в зрелом возрасте. «Ширей тиф’ерет» («Песни славы») — главное произведение Вессели — длинная эпическая поэма о жизни Моисея и исходе из Египта, созданная по образцу аналогичных эпических произведений Клопштока и Шиллера. Эта поэма, украшенная легендами из Талмуда и мидрашей, носит в основном дидактический характер и проникнута рационалистическим духом своей эпохи. Поэма «Ширей тиф’ерет» служила образцом для ряда поэтов 19 в., писавших на иврите.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВЕССЕЛИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация