Библейская критика

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =

Версия 00:11, 26 февраля 2012

Тип статьи: Регулярная статья




Термин Библейская критика иногда используется в широком смысле (как всякий научный анализ текста Библии), но основное его использование - в узком смысле как синоним "теории источников" (или "документальной гипотезы", ее также называют "высокая Библейская критика", англ.)), разработанной в конце 19 в. немецким семитологом лютеранином Юлиусом Вельхаузенном (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), профессором теологии и востоковедения.

Содержание

Концепция Вельхаузенна

Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики.

По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть Пятикнижия и книги Иеhошуа бин Нуна, являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется тетраграмматон (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элоhим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со Второзаконием (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков.

Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя Иошияху. Наконец, P, особенно полно представленный в книге Левит, был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило.

Критика "документальной гипотезы"

Положения Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе У. Кассуто. И. Кауфманом, М. Сегалем и другими.


Концепция М.Броера

Раввин Броер, Мордехай критикуя Библейскую критику, создал на основании ее разработок революционную "теорию категорий" для прочтения Торы.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках