Библейская критика
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
{{Полуфабрикат}} | {{Полуфабрикат}} | ||
- | |||
- | |||
- | Библейская критика | + | Термин '''Библейская критика''' иногда используется в широком смысле (как всякий научный анализ текста [[Библия|Библии]]), но основное его использование - в узком смысле как синоним "теории источников" (или "документальной гипотезы", ее также называют "высокая Библейская критика", [[:en:Higher criticism|англ.]])), разработанной в конце 19 в. немецким семитологом лютеранином '''Юлиусом Вельхаузенном''' (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), профессором теологии и востоковедения. |
- | + | == Концепция Вельхаузенна == | |
- | + | Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики. | |
- | + | По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть [[Пятикнижие|Пятикнижия]] и книги [[Иехошуа Бин Нун|Иеhошуа бин Нуна]], являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется [[Тетраграмматон|тетраграмматон]] (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элоhим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со [[Второзаконие|Второзаконием]] (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков. | |
- | + | Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя [[Иошияху]]. Наконец, P, особенно полно представленный в [[Левит Книга|книге Левит]], был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило. | |
- | + | == Критика "документальной гипотезы" == | |
- | + | Положения Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе [[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]]. [[Кауфман, Иехезкель|И. Кауфманом]], [[Сегаль|М. Сегалем]] и другими. | |
- | |||
- | |||
- | + | == Концепция М.Броера == | |
- | + | ||
+ | Раввин [[Броер, Мордехай]] критикуя Библейскую критику, создал на основании ее разработок революционную "теорию категорий" для прочтения Торы. | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | |||
+ | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_bik.htm Библейская критика - материалы семинара] | ||
+ | * [http://www.machanaim.org/tanach/_bikoret/kont1.htm Библейская критика. Д. Конторер] | ||
+ | * [http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava4.htm#4.17 О "библейской критике"] | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|10875|ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Библеистика]] | ||
+ | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[en:Biblical criticism]] | [[en:Biblical criticism]] | ||
- | |||
- | |||
[[he:ביקורת המקרא]] | [[he:ביקורת המקרא]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | [[Категория:Библеистика ]]{{checked_final}} | + | [[Категория:Библеистика ]] |
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Версия 00:10, 26 февраля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Термин Библейская критика иногда используется в широком смысле (как всякий научный анализ текста Библии), но основное его использование - в узком смысле как синоним "теории источников" (или "документальной гипотезы", ее также называют "высокая Библейская критика", англ.)), разработанной в конце 19 в. немецким семитологом лютеранином Юлиусом Вельхаузенном (Wellhausen, Julius; 1844, Хамельн, – 1918, Гёттинген), профессором теологии и востоковедения.
Содержание |
Концепция Вельхаузенна
Следуя методике исследователей текста Библии К. Графа и А. Кюнена, Вельхаузен в своих работах по Библии и истории еврейского народа в библейский период, крупнейшими из которых являются «Введение в Ветхий завет» (1878; переработка одноименной работы Ф. Блека), «История Израиля» (1878), «Композиция Шестикнижия» (1889) и «История Израиля и Иудеи» (1894), сформулировал ряд положений так называемой документальной гипотезы сложения библейского текста, ставших эпохальными для развития библеистики.
По мнению Вельхаузена, основными источниками того, что он называет Шестикнижием, то есть Пятикнижия и книги Иеhошуа бин Нуна, являлись: источник, в котором в качестве имени Бога употребляется тетраграмматон (отсюда обозначение этого источника как Jahwist, сокращенно J); источник, где в качестве имени Бога употребляется слово Элоhим (отсюда обозначение этого источника как Elohist, сокращенно E); источник, связанный со Второзаконием (Deuteronomium; и поэтому называемый Deuteronomist, сокращенно D) и жреческий кодекс (Priesterocodex, сокращенно P). Вельхаузен постулировал медленную эволюцию религиозных воззрений древних евреев от анимизма раннего патриархального времени к этическому монотеизму пророков.
Исходя из этого постулата, он рассматривал J как первичный источник Пятикнижия и датировал его 10–9 вв. до н. э. Е, имеющий признаки формализации веры и ее институционирования, сложился, по мнению Вельхаузена, приблизительно в 9–8 вв. до н. э. D возник незадолго до падения Иудеи, во время неудавшихся реформ царя Иошияху. Наконец, P, особенно полно представленный в книге Левит, был составлен во время вавилонского пленения или вскоре после него и являлся своего рода конституцией маленького теократического еврейского государства, зависимого от Персидской империи, в состав которой оно входило.
Критика "документальной гипотезы"
Положения Вельхаузена был подвергнут позже критической переоценке различными исследователями Библии, в том числе У. Кассуто. И. Кауфманом, М. Сегалем и другими.
Концепция М.Броера
Раввин Броер, Мордехай критикуя Библейскую критику, создал на основании ее разработок революционную "теорию категорий" для прочтения Торы.
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВЕЛЬХАУЗЕН Юлиус в ЭЕЭ