Вроцлав (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Вроцлав» в «Вроцлав (еврейская община)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Вроцлав''' (Бреславль; по-немецки Бреслау), город в Силезии. С 1945 г. в пределах Польши. Самым ранним свидетельством о пребывании евреев во Вроцлаве является надгробие 1203 г. В 1267 г. церковный синод | + | '''Вроцлав''' (Бреславль; по-немецки Бреслау), город в Силезии. С 1945 г. в пределах Польши. |
+ | |||
+ | === Тринадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Самым ранним свидетельством о пребывании евреев во Вроцлаве является надгробие 1203 г. В 1267 г. церковный синод ограничил права евреев во Вроцлаве, однако герцог Генрих IV даровал им привилегии между 1270 г. и 1290 г. | ||
+ | В 1347 г. еврейская община была поставлена под юрисдикцию муниципалитета. | ||
+ | === Четырнадцатый - семнадцатый век === | ||
На протяжении 14 в. евреи изгонялись из Вроцлава несколько раз, а в 1455 г. городу была дана имперская привилегия, на основе которой оттуда изгонялись все евреи, кроме посещавших ярмарку. Это запрещение сохранялось в силе до 1744 г., однако фактически многие из прибывавших на ярмарку евреев стали постоянными жителями города и создали особые формы общинной организации. В конце 17 в. часть евреев получила ограниченное право на жительство во Вроцлаве под покровительством либо имперских, либо городских властей. | На протяжении 14 в. евреи изгонялись из Вроцлава несколько раз, а в 1455 г. городу была дана имперская привилегия, на основе которой оттуда изгонялись все евреи, кроме посещавших ярмарку. Это запрещение сохранялось в силе до 1744 г., однако фактически многие из прибывавших на ярмарку евреев стали постоянными жителями города и создали особые формы общинной организации. В конце 17 в. часть евреев получила ограниченное право на жительство во Вроцлаве под покровительством либо имперских, либо городских властей. | ||
+ | === Восемнадцатый век === | ||
- | После захвата Вроцлава Пруссией (1741) новые власти разрешили евреям организовать общину в 12 семей в 1744 г. и утвердили ее первого раввина. В 1776 г. во Вроцлаве было уже около двух тысяч евреев. Видные еврейские семьи Вроцлава еще в начале 19 в. поддерживали [[Хаскала|Хаскалу]], а затем и реформистские тенденции (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Однако ортодоксальные евреи (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) враждебно отнеслись к школам, организованным сторонниками Хаскалы, и к реформе богослужения, и началась борьба между ортодоксальной и реформистской частью общины. Эта борьба привела к расколу общины, когда [[Гейгер, Аврахам|Аврахам Гейгер]], считающийся отцом религиозной реформы в иудаизме, был избран раввином Вроцлава в 1843 г. | + | После захвата Вроцлава Пруссией (1741) новые власти разрешили евреям организовать общину в 12 семей в 1744 г. и утвердили ее первого раввина. В 1776 г. во Вроцлаве было уже около двух тысяч евреев. |
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | Видные еврейские семьи Вроцлава еще в начале 19 в. поддерживали [[Хаскала|Хаскалу]], а затем и реформистские тенденции (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Однако ортодоксальные евреи (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) враждебно отнеслись к школам, организованным сторонниками Хаскалы, и к реформе богослужения, и началась борьба между ортодоксальной и реформистской частью общины. Эта борьба привела к расколу общины, когда [[Гейгер, Аврахам|Аврахам Гейгер]], считающийся отцом религиозной реформы в иудаизме, был избран раввином Вроцлава в 1843 г. | ||
В последующем ортодоксальная и реформистская части общины имели каждая своих раввинов, синагоги и школы. Несколько раввинов Вроцлава были известными учеными. Первая современная еврейская теологическая семинария была основана в городе в 1854 г. известным раввином [[Франкель, Захариас|Захариасом Франкелем]]. Благодаря своим преподавателям, среди которых был и выдающийся историк [[Грец, Генрих|Генрих Грец]], а также благодаря своей библиотеке, семинария стала центром еврейской научной и религиозной деятельности. Еврейское население города насчитывало 3255 человек в 1810 г., 19 743 человека в 1900 г. и 10 309 человек в 1939 г. | В последующем ортодоксальная и реформистская части общины имели каждая своих раввинов, синагоги и школы. Несколько раввинов Вроцлава были известными учеными. Первая современная еврейская теологическая семинария была основана в городе в 1854 г. известным раввином [[Франкель, Захариас|Захариасом Франкелем]]. Благодаря своим преподавателям, среди которых был и выдающийся историк [[Грец, Генрих|Генрих Грец]], а также благодаря своей библиотеке, семинария стала центром еврейской научной и религиозной деятельности. Еврейское население города насчитывало 3255 человек в 1810 г., 19 743 человека в 1900 г. и 10 309 человек в 1939 г. | ||
+ | === Холокост === | ||
В ноябре 1938 г. нацисты разрушили или закрыли все еврейские школы Вроцлава и все синагоги города, кроме одной. Еврейская культурная и общественная жизнь была прекращена. В сентябре 1941 г. евреи города были изгнаны из своих домов и через несколько месяцев высланы в другие места в Силезии, а затем — в лагеря смерти [[Освенцим]] и [[Собибур]], а также в [[Рига|Ригу]] и Терезиенштадт ([[Терезин]]). Из 3800 депортированных в Терезин в живых осталось только 200 человек. Большинство остальных депортированных также погибло. Древнее [[Кладбище|кладбище]], существовавшее с 1761 г., было разрушено. Архивы общины, созданные в 1924 г., сохранились в одном из кладбищенских зданий; в 1945 г. они были переданы Еврейскому историческому институту в Варшаве. | В ноябре 1938 г. нацисты разрушили или закрыли все еврейские школы Вроцлава и все синагоги города, кроме одной. Еврейская культурная и общественная жизнь была прекращена. В сентябре 1941 г. евреи города были изгнаны из своих домов и через несколько месяцев высланы в другие места в Силезии, а затем — в лагеря смерти [[Освенцим]] и [[Собибур]], а также в [[Рига|Ригу]] и Терезиенштадт ([[Терезин]]). Из 3800 депортированных в Терезин в живых осталось только 200 человек. Большинство остальных депортированных также погибло. Древнее [[Кладбище|кладбище]], существовавшее с 1761 г., было разрушено. Архивы общины, созданные в 1924 г., сохранились в одном из кладбищенских зданий; в 1945 г. они были переданы Еврейскому историческому институту в Варшаве. | ||
+ | === Послевоенный период === | ||
После окончания войны и присоединения Вроцлава к Польше польские евреи основали в городе общину. В 1960 г. здесь насчитывалось около 1200 еврейских семей. В 1967 г. в городе функционировали государственные начальная и средняя школа на [[Идиш Язык|идиш]]. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] и антисемитской кампании польского правительства (1968) большинство евреев города переселилось в Израиль, а также в другие страны. | После окончания войны и присоединения Вроцлава к Польше польские евреи основали в городе общину. В 1960 г. здесь насчитывалось около 1200 еврейских семей. В 1967 г. в городе функционировали государственные начальная и средняя школа на [[Идиш Язык|идиш]]. После [[Шестидневная Война|Шестидневной войны]] и антисемитской кампании польского правительства (1968) большинство евреев города переселилось в Израиль, а также в другие страны. | ||
{{ElevenCopyRight|10980|ВРОЦЛАВ}} | {{ElevenCopyRight|10980|ВРОЦЛАВ}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 20:22, 25 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Вроцлав (Бреславль; по-немецки Бреслау), город в Силезии. С 1945 г. в пределах Польши.
Содержание |
Тринадцатый век
Самым ранним свидетельством о пребывании евреев во Вроцлаве является надгробие 1203 г. В 1267 г. церковный синод ограничил права евреев во Вроцлаве, однако герцог Генрих IV даровал им привилегии между 1270 г. и 1290 г. В 1347 г. еврейская община была поставлена под юрисдикцию муниципалитета.
Четырнадцатый - семнадцатый век
На протяжении 14 в. евреи изгонялись из Вроцлава несколько раз, а в 1455 г. городу была дана имперская привилегия, на основе которой оттуда изгонялись все евреи, кроме посещавших ярмарку. Это запрещение сохранялось в силе до 1744 г., однако фактически многие из прибывавших на ярмарку евреев стали постоянными жителями города и создали особые формы общинной организации. В конце 17 в. часть евреев получила ограниченное право на жительство во Вроцлаве под покровительством либо имперских, либо городских властей.
Восемнадцатый век
После захвата Вроцлава Пруссией (1741) новые власти разрешили евреям организовать общину в 12 семей в 1744 г. и утвердили ее первого раввина. В 1776 г. во Вроцлаве было уже около двух тысяч евреев.
Девятнадцатый век
Видные еврейские семьи Вроцлава еще в начале 19 в. поддерживали Хаскалу, а затем и реформистские тенденции (см. Реформизм в иудаизме). Однако ортодоксальные евреи (см. Ортодоксальный иудаизм) враждебно отнеслись к школам, организованным сторонниками Хаскалы, и к реформе богослужения, и началась борьба между ортодоксальной и реформистской частью общины. Эта борьба привела к расколу общины, когда Аврахам Гейгер, считающийся отцом религиозной реформы в иудаизме, был избран раввином Вроцлава в 1843 г.
В последующем ортодоксальная и реформистская части общины имели каждая своих раввинов, синагоги и школы. Несколько раввинов Вроцлава были известными учеными. Первая современная еврейская теологическая семинария была основана в городе в 1854 г. известным раввином Захариасом Франкелем. Благодаря своим преподавателям, среди которых был и выдающийся историк Генрих Грец, а также благодаря своей библиотеке, семинария стала центром еврейской научной и религиозной деятельности. Еврейское население города насчитывало 3255 человек в 1810 г., 19 743 человека в 1900 г. и 10 309 человек в 1939 г.
Холокост
В ноябре 1938 г. нацисты разрушили или закрыли все еврейские школы Вроцлава и все синагоги города, кроме одной. Еврейская культурная и общественная жизнь была прекращена. В сентябре 1941 г. евреи города были изгнаны из своих домов и через несколько месяцев высланы в другие места в Силезии, а затем — в лагеря смерти Освенцим и Собибур, а также в Ригу и Терезиенштадт (Терезин). Из 3800 депортированных в Терезин в живых осталось только 200 человек. Большинство остальных депортированных также погибло. Древнее кладбище, существовавшее с 1761 г., было разрушено. Архивы общины, созданные в 1924 г., сохранились в одном из кладбищенских зданий; в 1945 г. они были переданы Еврейскому историческому институту в Варшаве.
Послевоенный период
После окончания войны и присоединения Вроцлава к Польше польские евреи основали в городе общину. В 1960 г. здесь насчитывалось около 1200 еврейских семей. В 1967 г. в городе функционировали государственные начальная и средняя школа на идиш. После Шестидневной войны и антисемитской кампании польского правительства (1968) большинство евреев города переселилось в Израиль, а также в другие страны.