Гутмахер, Элияhу
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
- | '''ГУ́ТМАХЕР Элияhу (1796, Борек, ныне в Польше, – 1874, Гродзиск-Велькопольски, там же)''', раввин, | + | '''ГУ́ТМАХЕР Элияhу (1796, Борек, ныне в Польше, – 1874, Гродзиск-Велькопольски, там же)''', выдающийся раввин, основоположник сионистского движения [[Хибат Цион]]. |
- | Был раввином с 1822 г. в Плешене (ныне Плешев), с 1841 г. до конца жизни — в Гродзиске-Велькопольском. Отличался большой ученостью, глубокой набожностью и склонностью к мистике. Образом жизни Гутмахер напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, изгнание диббука (злого духа) или просто за советом. Гутмахер тяготился навязанной ему ролью святого и тщетно пытался положить конец поклонению своей личности. | + | |
+ | == Биография и личность == | ||
+ | |||
+ | Был раввином с 1822 г. в Плешене (ныне Плешев), с 1841 г. до конца жизни — в Гродзиске-Велькопольском. | ||
+ | |||
+ | Отличался большой ученостью, глубокой набожностью и склонностью к мистике. Образом жизни Гутмахер напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, изгнание диббука (злого духа) или просто за советом. | ||
+ | |||
+ | Гутмахер тяготился навязанной ему ролью святого и тщетно пытался положить конец поклонению своей личности. | ||
- | Гутмахер принадлежал к тем немногочисленным раввинам своего времени, которые полагали, что еврейский народ не должен пассивно ожидать прихода Мессии, но может активно содействовать избавлению с помощью созидательного труда в Эрец-Исраэль. Гутмахер оказал поддержку Ц. Калишеру в его призыве к евреям селиться на Святой земле. Эту идею он пропагандировал в многочисленных письмах и статьях. Необходимые предпосылки полного избавления Гутмахер видел «в заселении евреями Эрец-Исраэль, в выкупе у арабов заброшенных земель, чтобы возделывать их и заставить приносить плоды; в приобретении земли в Эрец-Исраэль для поселения на ней нуждающихся сынов еврейского народа». Гутмахер оказал ценную поддержку зарождающемуся движению Ховевей Цион, которое столкнулось с сопротивлением большинства раввинов — как ортодоксов, так и сторонников ассимиляции. | + | |
+ | == Сионистские взгляды == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Гутмахер принадлежал к тем немногочисленным раввинам своего времени, которые полагали, что еврейский народ не должен пассивно ожидать прихода Мессии, но может активно содействовать избавлению с помощью созидательного труда в Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | Гутмахер оказал поддержку Ц. Калишеру в его призыве к евреям селиться на Святой земле. Эту идею он пропагандировал в многочисленных письмах и статьях. Необходимые предпосылки полного избавления Гутмахер видел «в заселении евреями Эрец-Исраэль, в выкупе у арабов заброшенных земель, чтобы возделывать их и заставить приносить плоды; в приобретении земли в Эрец-Исраэль для поселения на ней нуждающихся сынов еврейского народа». | ||
+ | |||
+ | Гутмахер оказал ценную поддержку зарождающемуся движению [[Ховевей Цион]], которое столкнулось с сопротивлением большинства раввинов — как ортодоксов, так и сторонников ассимиляции. | ||
+ | |||
+ | == Наследие == | ||
+ | |||
Гутмахер оставил много работ на талмудические и каббалистические темы, лишь часть которых была опубликована. Многие его рукописи хранятся в архивах Иерусалима. | Гутмахер оставил много работ на талмудические и каббалистические темы, лишь часть которых была опубликована. Многие его рукописи хранятся в архивах Иерусалима. | ||
Версия 00:55, 22 февраля 2012
Источник: | ||||||||||
|
ГУ́ТМАХЕР Элияhу (1796, Борек, ныне в Польше, – 1874, Гродзиск-Велькопольски, там же), выдающийся раввин, основоположник сионистского движения Хибат Цион.
Биография и личность
Был раввином с 1822 г. в Плешене (ныне Плешев), с 1841 г. до конца жизни — в Гродзиске-Велькопольском.
Отличался большой ученостью, глубокой набожностью и склонностью к мистике. Образом жизни Гутмахер напоминал хасидского цаддика. Евреи, привлеченные слухами о его праведности, стекались к нему из разных мест в надежде на исцеление, изгнание диббука (злого духа) или просто за советом.
Гутмахер тяготился навязанной ему ролью святого и тщетно пытался положить конец поклонению своей личности.
Сионистские взгляды
Гутмахер принадлежал к тем немногочисленным раввинам своего времени, которые полагали, что еврейский народ не должен пассивно ожидать прихода Мессии, но может активно содействовать избавлению с помощью созидательного труда в Эрец-Исраэль.
Гутмахер оказал поддержку Ц. Калишеру в его призыве к евреям селиться на Святой земле. Эту идею он пропагандировал в многочисленных письмах и статьях. Необходимые предпосылки полного избавления Гутмахер видел «в заселении евреями Эрец-Исраэль, в выкупе у арабов заброшенных земель, чтобы возделывать их и заставить приносить плоды; в приобретении земли в Эрец-Исраэль для поселения на ней нуждающихся сынов еврейского народа».
Гутмахер оказал ценную поддержку зарождающемуся движению Ховевей Цион, которое столкнулось с сопротивлением большинства раввинов — как ортодоксов, так и сторонников ассимиляции.
Наследие
Гутмахер оставил много работ на талмудические и каббалистические темы, лишь часть которых была опубликована. Многие его рукописи хранятся в архивах Иерусалима.
В честь Гутмахера назван киббуц Сде-Элияху.