Синагога
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
(→Ссылки: Синагоги Белорусии) |
||
Строка 103: | Строка 103: | ||
* [http://amklib113.ru/bbl/sing/ Cергій Кравцов, ''«Синагоги Західної України»'' (дослідження)] / В Библиотеке [[АМК]] (статья на укр. языке) | * [http://amklib113.ru/bbl/sing/ Cергій Кравцов, ''«Синагоги Західної України»'' (дослідження)] / В Библиотеке [[АМК]] (статья на укр. языке) | ||
* [http://magazines.russ.ru/nrk/2002/2/lev.html «Синагоги СНГ в прошлом и настоящем»], М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002, ISBN 5-93273-085-4 | * [http://magazines.russ.ru/nrk/2002/2/lev.html «Синагоги СНГ в прошлом и настоящем»], М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002, ISBN 5-93273-085-4 | ||
+ | * [http://globus.tut.by/type_tn_sinagogi.htm Синагоги Белорусии (действовавшие в любой период до 1939 г.)] | ||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] |
Версия 00:02, 19 февраля 2012
Регулярная статья | |
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кнессет — «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище»[1], как сказано:
Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они. |
Содержание |
Происхождение синагоги
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Устройство синагоги
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
По правилам необхоимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:
возжигать вечный огонь перед скрижалями… |
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.[2]
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Синагогальная служба
Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.
Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма.
С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме. В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.
В эпоху Второго Храма главной функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя, поскольку еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу. Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Знаменитые синагоги
Hurva synagogue.jpg
Синагога «Хурва» в Еврейском квартале Старого города Иерусалима до 1948 года |
Templebethel.jpg
Храм Бет-Эль (Temple Beth-El), старейшая синагога во Флориде, построенная в стиле Арт-деко |
Synagogue-Budapest.jpg
Синагога на улице Dohány, Будапешт |
Sofia-synagogue-MihalOrel.jpg
Синагога «София», София, Болгария |
Синагога Баал Шем Това в Меджибоже, фото 1915 г. Была разрушена и вновь восстановлена |
Alte Synagoge Erfurt.JPG
Эрфуртская синагога - старейшая синагога в Европе |
PeterburgskayaSinagoga 29688.jpg
Большая Хоральная синагога в Санкт-Петербурге |
Moscow Choral Synagogue.jpg
Московская Хоральная синагога |
EsnogaAmsterdam.jpg
Португальская синагога в Амстердаме, Нидерланды. |
Great Synagogue Plzen CZ general view.JPG
Великая синагога Пльзеня, Чехия. |
Frankfurt Hauptsynagoge 1885.jpg
Главная синагога Франкфурта на Майне, Германия до Хрустальной ночи. |
|
Lesko synagoga.jpg
Лесковская синагога в Леско, Польша. |
Belz hasidic synagogue.jpg
The Белзская синагога в Белзе, Украина. Синагога уничтожена в 1939 году. |
Synagoge auf Gelaende der Universtaet Tel Aviv.jpg
The Синагога Цимбалиста и Центр Еврейского наследия в Тель-Авивском университете. |
|
Istanbul Ashkenazi Sinagogue Interior.JPG
The Ашкеназская синагога Стамбула, Турция. Построена в 1900 году. |
Jewish synagouge kochi india.jpg
Синагога Парадеси в Кочи, Керала, Индия |
||
Great Synagogue of Rome 01.JPG
Большая синагога Рима, Италия |
Shaarai Torah Worcester.jpg
Материнская синагога Ворчестера |
RoyLindmanAbuhavSynagogueZefatIsrael 001.jpg
Синагога Абухай, Израиль |
См. также: Американские синагоги
Примечания
- ↑ Талмуд, Меггила 29а
- ↑ В соответствии с еврейской традицией скрижали имели форму куба, хотя обычно их изображают с закругленными гранями.
Ссылки
Синагога на Викискладе? |
- Статья «Синагога» в Электронной еврейской энциклопедии
- Cергій Кравцов, «Синагоги Західної України» (дослідження) / В Библиотеке АМК (статья на укр. языке)
- «Синагоги СНГ в прошлом и настоящем», М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002, ISBN 5-93273-085-4
- Синагоги Белорусии (действовавшие в любой период до 1939 г.)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.