Кугель, Александр Рафаилович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель''' ([[26 августа|14 (26) августа]] [[1864]], [[Мозырь]] — [[5 октября]] [[1928]], [[Санкт-Петербург|Ленинград]]) — российский театральный критик, создатель театра [[Кривое зеркало (театр)|«Кривое зеркало»]]. | + | '''Алекса́ндр (Авраам) Рафаи́лович Ку́гель''' - псевдоним Homo novus и другие ([[26 августа|14 (26) августа]] [[1864]], [[Мозырь]] — [[5 октября]] [[1928]], [[Санкт-Петербург|Ленинград]]) — российский театральный критик, создатель театра [[Кривое зеркало (театр)|«Кривое зеркало»]]. Сын раввина. Брат [[Кугель, Иона Рафаилович|Ионы Кугеля]]. |
- | + | == Биография == | |
+ | Окончил [[Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета|юридический]] факультет [[Санкт-Петербургский университет|Санкт-Петербургского университета]] ([[1886]]). С 1882 г. выступал в печати, особенно интересовался театром. Публиковал театральные рецензии и фельетоны в [[Петербургская газета|«Петербургской газете»]], газетах [[Русь (газета)|«Русь»]], [[День (газета)|«День»]] и других; пользовался [[псевдоним]]ами ''«Homo Novus»,'' ''«Н. Негорев»'' и ''«Квидам»''. Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» ([[1890]]), «Под сенью конституции» ([[1907]]), «Театральные портреты» ([[1923]], одна из первых советских публикаций о [[Плевицкая, Надежда Васильевна|Надежде Плевицкой]]). | ||
- | + | В 1897–1918 гг. был издателем (совместно с актрисой З. В. Холмской) и главным редактором иллюстрированного еженедельника «Театр и искусство», имевшего ряд приложений, в том числе «Словарь сценических деятелей» (1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и нот. В остро полемичных и блестящих по стилю статьях о театре, которые выделялись глубиной поставленных проблем и независимостью мысли, Кугель последовательно отстаивал идею примата актерского искусства, второстепенного значения всех других компонентов спектакля. Особенно непримиримой была борьба Кугеля против режиссерского диктата, который неизбежно ведет к превращению актера в безличного исполнителя чужой воли, к нивелировке творческой индивидуальности. | |
- | + | ||
- | В | + | |
Согласно характеристике, данной Кугелю [[Энциклопедия Брокгауза и Ефрона|Энциклопедией Брокгауза и Ефрона]], | Согласно характеристике, данной Кугелю [[Энциклопедия Брокгауза и Ефрона|Энциклопедией Брокгауза и Ефрона]], | ||
Строка 38: | Строка 37: | ||
Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания ([[1882]]—[[1896]])» ([[1923]]) и «Листья с дерева. Воспоминания» ([[1926]], охватывают период [[1896]]—[[1908]] гг.). | Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания ([[1882]]—[[1896]])» ([[1923]]) и «Листья с дерева. Воспоминания» ([[1926]], охватывают период [[1896]]—[[1908]] гг.). | ||
+ | |||
+ | Кугель считал себя деятелем русской культуры, но всегда остро реагировал на правительственный [[Антисемитизм|антисемитизм]] и его проявления в театральной среде. Проблемы права на жительство актеров-евреев, их положения в русских труппах, факты самоуправства властей постоянно привлекали его внимание. Так, чрезвычайно резким было выступление Кугеля на 2-м Съезде сценических деятелей (1901, Москва) против известной актрисы П. Стрепетовой, призывавшей ограничить жительство артистов-евреев [[Черта Оседлости|чертой оседлости]]. Его волновало правовое положение еврейских трупп, низкий уровень их искусства. Кугель принимал участие в основании Еврейского театрального общества (1917). | ||
+ | |||
+ | == Еврейское искусство== | ||
+ | Чрезвычайную важность имела для Кугеля проблема национальной сущности еврейского искусства: еврейский театр должен, прежде всего, передавать специфичность народного духа. Признавая поставленный в театре [[«Хабима»]] Е. Б. Вахтанговым спектакль «Диббук» интересным с точки зрения режиссерской, а игру [[Ровина, Ханна|Ханны Ровиной]] и [[Цемах, Нахум Давид|Н. Цемаха]] выдающейся, Кугель категорически возражал против применения к пьесе [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] методов условного театра и превращения половины персонажей в фигуры символические. Еще резче критиковал Кугель спектакль «Вечный жид» (автор [[Пинский, Давид|Д. Пинский]]), ставший в «Хабиме» внебытовым, внеисторическим и вненациональным (режиссер В. Мчеделов, художник Г. Якулов), а также постановку в Петербурге оперы [[Мильнер, Моше Михаэль|М. М. Мильнера]] «Небеса пылают» (1923, по пьесе «Диббук»). Лучшие свои статьи об актерском искусстве Кугель объединил в сборники «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» (1923), «Профили театра» (1929). | ||
== Факты == | == Факты == | ||
В [[2002 год в театре|2002 году]] «[[Театральное товарищество 814]]» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля<ref>[http://www.menshikov.ru/photo/kug/kug_121102.html Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=541154 Обозреватель Ъ получил золотое перо] «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005</ref>. | В [[2002 год в театре|2002 году]] «[[Театральное товарищество 814]]» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля<ref>[http://www.menshikov.ru/photo/kug/kug_121102.html Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=541154 Обозреватель Ъ получил золотое перо] «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005</ref>. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
* [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1573 Опись архива А. Р. Кугеля в Пушкинском доме] | * [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1573 Опись архива А. Р. Кугеля в Пушкинском доме] | ||
{{PD-писатель}} | {{PD-писатель}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | + | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
+ | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | ||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|12252|КУГЕЛЬ Александр}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 21:36, 13 февраля 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Алекса́ндр (Авраам) Рафаи́лович Ку́гель - псевдоним Homo novus и другие (14 (26) августа 1864, Мозырь — 5 октября 1928, Ленинград) — российский театральный критик, создатель театра «Кривое зеркало». Сын раввина. Брат Ионы Кугеля.
Содержание |
Биография
Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1886). С 1882 г. выступал в печати, особенно интересовался театром. Публиковал театральные рецензии и фельетоны в «Петербургской газете», газетах «Русь», «День» и других; пользовался псевдонимами «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» (1890), «Под сенью конституции» (1907), «Театральные портреты» (1923, одна из первых советских публикаций о Надежде Плевицкой).
В 1897–1918 гг. был издателем (совместно с актрисой З. В. Холмской) и главным редактором иллюстрированного еженедельника «Театр и искусство», имевшего ряд приложений, в том числе «Словарь сценических деятелей» (1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и нот. В остро полемичных и блестящих по стилю статьях о театре, которые выделялись глубиной поставленных проблем и независимостью мысли, Кугель последовательно отстаивал идею примата актерского искусства, второстепенного значения всех других компонентов спектакля. Особенно непримиримой была борьба Кугеля против режиссерского диктата, который неизбежно ведет к превращению актера в безличного исполнителя чужой воли, к нивелировке творческой индивидуальности.
Согласно характеристике, данной Кугелю Энциклопедией Брокгауза и Ефрона,
Будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель является, вместе с тем, одним из самых выдержанных идейных противников московского Художественного театра.
Как поясняет современный специалист,
Кугель, остроумный и язвительный критик, был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Он не принимал режиссуры в принципе — будь то реалистическая эстетика МХТ или поиски Мейерхольда в области формы[1].
Свои взгляды на театральное искусство Кугель предполагал систематизировать в серии книг, однако их подготовку прервали Первая мировая война и последовавший революционный период, так что Кугель успел выпустить только книгу «Утверждение театра» (1923).
В 1908 вместе с женой, актрисой Зинаидой Холмской, основал театр пародий «Кривое зеркало». Руководил театром до его закрытия в 1918 г., сотрудничал с Николаем Евреиновым, Александром Измайловым, Тэффи и др. В 1922 г. предпринял попытку восстановить театр и работал с возобновлённым «Кривым зеркалом» до смерти.
Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания (1882—1896)» (1923) и «Листья с дерева. Воспоминания» (1926, охватывают период 1896—1908 гг.).
Кугель считал себя деятелем русской культуры, но всегда остро реагировал на правительственный антисемитизм и его проявления в театральной среде. Проблемы права на жительство актеров-евреев, их положения в русских труппах, факты самоуправства властей постоянно привлекали его внимание. Так, чрезвычайно резким было выступление Кугеля на 2-м Съезде сценических деятелей (1901, Москва) против известной актрисы П. Стрепетовой, призывавшей ограничить жительство артистов-евреев чертой оседлости. Его волновало правовое положение еврейских трупп, низкий уровень их искусства. Кугель принимал участие в основании Еврейского театрального общества (1917).
Еврейское искусство
Чрезвычайную важность имела для Кугеля проблема национальной сущности еврейского искусства: еврейский театр должен, прежде всего, передавать специфичность народного духа. Признавая поставленный в театре «Хабима» Е. Б. Вахтанговым спектакль «Диббук» интересным с точки зрения режиссерской, а игру Ханны Ровиной и Н. Цемаха выдающейся, Кугель категорически возражал против применения к пьесе С. Ан-ского методов условного театра и превращения половины персонажей в фигуры символические. Еще резче критиковал Кугель спектакль «Вечный жид» (автор Д. Пинский), ставший в «Хабиме» внебытовым, внеисторическим и вненациональным (режиссер В. Мчеделов, художник Г. Якулов), а также постановку в Петербурге оперы М. М. Мильнера «Небеса пылают» (1923, по пьесе «Диббук»). Лучшие свои статьи об актерском искусстве Кугель объединил в сборники «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» (1923), «Профили театра» (1929).
Факты
В 2002 году «Театральное товарищество 814» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля[2][3].
Примечания
- ↑ Татьяна Шабалина. «Кривое зеркало» // Энциклопедия «Кругосвет»
- ↑ Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории
- ↑ Обозреватель Ъ получил золотое перо «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КУГЕЛЬ Александр в ЭЕЭ