Борода (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Иудаизм vs. другие религии» с помощью HotCat) |
м (→Упоминание в Танахе: викификация) |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
== Упоминание в [[Танах]]е == | == Упоминание в [[Танах]]е == | ||
- | В [[ | + | В [[ТаНаХ]]е бритье головы и бороды рассматривается как признак [[траур]]а (Иов 1:20); чтобы унизить человека, ему насильственно сбривали полбороды (II Сам. 10:4). Удаление волос «края (пеа) бороды» запрещается (Лев. 19:27, 21:5). Причину этого запрета объяснить трудно. Возможно, он был установлен для отличия евреев от других этнических групп. Возможно также, что запрет возник как реакция на проникновение в еврейскую среду [[Идолопоклонство|языческих]] обычаев. |
[[Талмуд]] рассматривает бороду как «украшение лица мужчины» (БМ. 84а); мужчина без бороды приравнивается к евнуху (Иев. 80б; Шаб. 152а). | [[Талмуд]] рассматривает бороду как «украшение лица мужчины» (БМ. 84а); мужчина без бороды приравнивается к евнуху (Иев. 80б; Шаб. 152а). | ||
+ | |||
== Значение бороды в средневековье == | == Значение бороды в средневековье == | ||
[[Файл:Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e3 570-0.jpg|200px|left|thumb|Цеви Гирш Ашкенази (из J. E., II, 202)]] | [[Файл:Brockhaus and Efron Jewish Encyclopedia e3 570-0.jpg|200px|left|thumb|Цеви Гирш Ашкенази (из J. E., II, 202)]] |
Версия 13:29, 27 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Содержание |
Значение бороды в древнем мире
В древнем мире манера бритья бороды и прическа служили опознавательным признаком народа. Семиты сиро-палестинского ареала носили окладистые или узкие причесанные бороды, вавилоняне и персы бороды завивали, а египтяне брились. Бритвы изготовлялись из металла или из кремня.
Упоминание в Танахе
В ТаНаХе бритье головы и бороды рассматривается как признак траура (Иов 1:20); чтобы унизить человека, ему насильственно сбривали полбороды (II Сам. 10:4). Удаление волос «края (пеа) бороды» запрещается (Лев. 19:27, 21:5). Причину этого запрета объяснить трудно. Возможно, он был установлен для отличия евреев от других этнических групп. Возможно также, что запрет возник как реакция на проникновение в еврейскую среду языческих обычаев.
Талмуд рассматривает бороду как «украшение лица мужчины» (БМ. 84а); мужчина без бороды приравнивается к евнуху (Иев. 80б; Шаб. 152а).
Значение бороды в средневековье
В средние века в странах ислама евреи носили длинные бороды, в христианской Европе подрезывали их ножницами. По мере распространения каббалы в Восточной Европе постепенно был введен запрет на подравнивание бороды, а с возникновением хасидизма удаление ее стало равнозначно формальному разрыву с еврейской традицией. Тем не менее, с точки зрения Галахи, бритье бороды дозволительно, если оно не производится инструментом с одним режущим лезвием. Поэтому в Западной Европе, преимущественно в сефардских общинах, раввины разрешали подрезать бороду или даже удалять ее с помощью химических средств. Со второй половины 17 в. это стало общепринятым обычаем.
Некоторые правители (например, Николай I в России) пытались силой заставить еврейское население срезать бороды и боковые локоны («пейсы»; на иврите пеот); другие (например, Мария Терезия в Австрии), напротив, обязывали евреев носить бороды, с тем, чтобы их можно было легче отличить от христиан.
Законы ношения бороды
Еврейский религиозный закон запрещает бритье бороды в течение месяца после смерти близкого родственника. Существует также обычай запускать бороду в дни сфират-hа-омер (см. Омер, Лаг ба-Омер, Песах) и в период трехнедельного траура по случаю разрушения Храма (см. Трехнеделье). По вопросу о запрещении Талмудом (МК. 3:1) брить бороду в хол hа-моэд праздников Суккот и Песах имеются разногласия среди раввинских авторитетов.