Авинери, Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Авинери, Шломо (ЭЕЭ)» в «Авинери, Шломо») |
Версия 09:25, 27 января 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Авинери, Шломо (родился в 1933 г., Бельско, ныне Бельско-Бяла, Польша), израильский ученый-политолог. Родители Авинери — выходцы из Вены; отец — бухгалтер по профессии — с юности участвовал в сионистском движении. В 1939 г. семья переехала в Эрец-Исраэль. Авинери учился в Еврейском университете в Иерусалиме (в 1964 г. — степень доктора) и Лондонской школе экономики (в 1960–61 гг.). С 1959 г. Авинери преподает в Еврейском университете, с 1971 г. — профессор, в 1969–72 гг. — глава отделения политических наук, в 1974–76 гг. — декан факультета общественных наук. В 1976–77 гг. Авинери служил генеральным директором Министерства иностранных дел, затем снова вернулся к преподавательской деятельности в Еврейском университете.
Авинери внес заметный вклад в мировое марксоведение. Его статьи 1950–60-х гг., посвященные анализу различных аспектов доктрины К. Маркса, публиковались в научных журналах Израиля, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Югославии, США и других стран; монография «Социальная и политическая теория К. Маркса» (1968) была переведена на английский, итальянский и японский языки. Исследуя истоки концептуальных построений зрелого К. Маркса, Авинери одним из первых привлек внимание научной общественности к ранним работам мыслителя (ряд которых перевел на иврит). В книге «Гегелевская теория современного государства» (1973) Авинери, рассматривая этические воззрения философа, полемизирует с К. Поппером, считавшим Г. В. Ф. Гегеля философским предтечей тоталитаризма 20 века.
С начала 1970-х гг. научные интересы Авинери все больше концентрируются на анализе политической и социально-психологической ситуации на Ближнем Востоке («Израиль и палестинцы», 1970), а также истории становления сионистской идеи («Сионистская идея в ее многообразии», 1982, русский перевод: «Основные направления еврейской политической мысли», издательство «Библиотека-Алия», 1983; «Мозес Гесс — пророк коммунизма и сионизма», 1984; «Арлозоров», 1991). Проявляя широкую научную эрудицию, Авинери обосновывает тезис о невозможности реализации сионистской идеи на первом этапе освоения Эрец-Исраэль в любом другом варианте, кроме социалистического. Начиная с 1970 г., Авинери отстаивает необходимость израильско-палестинского урегулирования даже ценой создания палестинского государства.
В последнее время Авинери уделяет много внимания анализу глобальных и, особенно, региональных последствий распада советского блока и Советского Союза (например, «Изменения на международной арене и их влияние на мирный процесс», 1992). Так, выступая на представительных международных конференциях, он настаивает на необходимости пересмотра многих устоявшихся политических догм ввиду краха советского тоталитаризма и исчезновения с мировой сцены второй сверхдержавы.
Авинери награжден рядом престижных научных премий; знаком признания его международного авторитета было также приглашение правительств Венгрии, Чехословакии и Эстонии войти в группу международных наблюдателей на первых после Второй мировой войны демократических выборах в этих странах в 1989 г.; в 1996 г. ему была присуждена Государственная премия Израиля.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АВИНЕРИ Шломо в ЭЕЭ