Авиньон (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{ElevenConsolidate|[[Кушнер, Бернар]]}} |
+ | |||
+ | {{Остатье\ЭЕЭ | ||
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
Версия 20:00, 23 января 2012
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: Кушнер, Бернар
Источник: | ||||||||
|
Авиньон, город во Франции, в Провансе, на реке Роне; административный центр департамента Воклюз. В 1348–1797 гг. Авиньон был во владении римских пап, которые разрешили евреям оставаться в нем и в прилегающих районах графства Конта-Венессен даже тогда, когда их изгоняли из всех других областей Франции. Первое археологическое свидетельство о присутствии евреев в Авиньоне относится к 4 в., первое письменное свидетельство — к 1178 г. В годы правления Людовика VIII (1223–26) был создан новый еврейский квартал в центре города. Несмотря на малую площадь квартала, в 1358 г. в нем жило свыше тысячи человек.
До второй половины 15 в. евреи Авиньона находились в благоприятном положении. Они занимались торговлей, ссудно-денежными операциями. Среди них были землевладельцы, врачи. Папская администрация часто использовала евреев в качестве казначеев, управляющих имениями; магистраты и крупные феодалы поручали им составлять описи имений. Христианское население хорошо относилось к евреям. В петиции 1418 г. жители Авиньона утверждали, что евреям город обязан своим расцветом, благодаря им значительно расширилась торговля. Жители города потребовали от папских властей запретить инквизиции преследовать евреев. Папа Мартин V (1417–31) для защиты евреев от преследования со стороны инквизиции предоставил им право выбирать своего представителя — он должен был присутствовать при разборе всех дел, в которых фигурировали евреи. Евреи Авиньона пользовались широким самоуправлением, избирали судей и должностных лиц, обладавших всей полнотой власти в пределах общины.
Положение евреев резко ухудшилось во второй половине 15 в. В первую очередь, это было связано с изменением статуса города, так как в 1377 г. он перестал быть папской резиденцией (местом пребывания папы вновь стал Рим), что отрицательно сказалось на экономическом состоянии Авиньона. Город сильно пострадал от грабежей французских солдат во время итальянских войн (1494–1559), от эпидемии чумы. Горожане обвиняли евреев во всех бедствиях, обрушившихся на Авиньон. Христиан раздражал стремительный рост еврейского населения Авиньона, продолжавшийся в течение всего 15 в. после изгнания евреев из Французского королевства (1394 г., см. Франция) и присоединения Прованса к Франции в 1481 г. Возросла религиозная нетерпимость, участились выступления городского населения, направленные против евреев. Хотя римские папы в разные периоды старались защитить евреев, но они были вынуждены учитывать требования широких слоев христианского населения и вводить антиеврейские законы. В 1457 г. Пий II запретил евреям продавать зерно и продукты питания, заключать договоры с христианами и брать под залог имущество христиан. В 1513 г. Лев X запретил евреям покупать хлеб на корню и посещать поле во время жатвы. Климент VII (1523–34), Павел IV (1555–59) и Пий V (1566–72) объявляли недействительными долговые расписки христиан евреям 20-летней давности, обязывали евреев носить отличительный знак. В 1567 г. Авиньонский церковный собор принял ряд постановлений, предусматривающих полное прекращение всех связей между евреями и христианами. Отныне христианам было запрещено лечиться у еврейских врачей, посещать бани, принадлежавшие евреям, поступать на службу в дома евреев, присутствовать на празднествах у евреев. Евреям запрещалось проводить ночь за стенами гетто, появляться на городских улицах во время церковных служб.
В 1569 г. папа Пий V изгнал евреев из папских владений в Италии (кроме Рима и Анконы) и Франции. Но в конце 18 в. небольшой группе евреев было разрешено поселиться в Авиньоне. Евреи были обязаны жить только в еврейском квартале, им было запрещено изучать Талмуд, раввины были обязаны принимать участие в религиозных диспутах с иезуитами и доминиканцами, евреев заставляли слушать в синагогах проповеди католических монахов. В 17 в. евреи Авиньона расширили сферу своей деятельности, они вели активную торговлю на юге Франции, участвовали во многих ярмарках.
В 18 в. многие авиньонские евреи покинули город и поселились в Париже, Бордо, Байонне. Положение евреев радикально изменилось после Великой Французской революции 1789 г. (см. Франция). 28 января 1790 г. Учредительное собрание постановило: «Все евреи, известные во Франции под именем португальских, испанских, авиньонских, могут пользоваться всеми правами французских граждан». После Наполеоновского декрета 1808 г. об основании еврейской консистории община Авиньона была присоединена к консистории Марселя.
У евреев Авиньона был свой молитвенный ритуал. Они говорили на еврейско-провансальском языке и создали на нем своеобразный фольклор, у них было особое произношение иврита, особая синагогальная архитектура. 28 швата (см. Календарь) в Авиньоне праздновался «местный Пурим» в ознаменование спасения общины в 1757 г. Среди многих еврейских ученых и писателей, родившихся в Авиньоне или живших в нем, особого внимания заслуживает Калонимос бен Калонимос (родился в 1286 г. – умер после 1328 г.), Леви бен Гершом (см. Герсонид) и летописец Иосеф hа-Кохен.
Во время Второй мировой войны в Авиньоне обосновались еврейские беженцы, в большинстве своем из Эльзаса. В июне 1941 г. в городе жили триста евреев; в 1943 г. несколько еврейских семей были арестованы и депортированы. В послевоенный период еврейское население увеличилось благодаря иммиграции из Северной Африки. В 1960 г. в Авиньоне жили примерно пятьсот евреев, в 2000 г. — около двух тысяч человек. В Авиньоне имеется синагога и несколько еврейских общественных организаций и учебных заведений.