Алшех, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Алшех, Моше (ЭЕЭ)» в «Алшех, Моше») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Алшех, Моше''' (умер после 1593 г.), раввин и комментатор Библии. Родился в [[Эдирне]] (Адрианополь), учился в [[Салоники|Салониках]] у [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]]. Затем переселился в Эрец-Исраэль и обосновался в [[Цфат|Цфате]], где получил известность как ученый-галахист (см. [[Галаха]]) и проповедник. Алшех проповедовал в двух местных [[Иешива|иешивах]] и был членом [[Бет-Дин|бет-дина]] Иосефа Каро. [[Смиха|Смиху]], которую Каро получил от рабби [[Берав|Яакова Берава]] и передал Алшеху, последний, в свою очередь, передал в 1590 г. своему ученику [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаиму Виталу]]. | + | '''Алшех, Моше''' (умер после 1593 г.), раввин и комментатор Библии. |
+ | === Жизненный путь === | ||
+ | |||
+ | Родился в [[Эдирне]] (Адрианополь), учился в [[Салоники|Салониках]] у [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосефа Каро]]. Затем переселился в Эрец-Исраэль и обосновался в [[Цфат|Цфате]], где получил известность как ученый-галахист (см. [[Галаха]]) и проповедник. Алшех проповедовал в двух местных [[Иешива|иешивах]] и был членом [[Бет-Дин|бет-дина]] Иосефа Каро. [[Смиха|Смиху]], которую Каро получил от рабби [[Берав|Яакова Берава]] и передал Алшеху, последний, в свою очередь, передал в 1590 г. своему ученику [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаиму Виталу]]. | ||
+ | === Основная область интересов === | ||
Главной областью интересов Алшеха была Галаха, однако он также занимался [[Проповедь|проповедями]], толкованием Библии, изучал [[Каббала|каббалу]], которая легла в основу его религиозной философии. | Главной областью интересов Алшеха была Галаха, однако он также занимался [[Проповедь|проповедями]], толкованием Библии, изучал [[Каббала|каббалу]], которая легла в основу его религиозной философии. | ||
+ | === Посланческая деятельность === | ||
Около 1590 г. как [[Посланцы Эрец-Исраэль|посланец Эрец-Исраэль]] Алшех посетил еврейские общины [[Сирия|Сирии]], [[Турция|Турции]] и, возможно, Персии (см. [[Иран]]), собирая средства для цфатской общины. С той же целью он обращался к еврейским общинам [[Италия|Италии]] и других стран. В 1593 г. Алшех участвовал в заседании бет-дина в [[Дамаск|Дамаске]]; известно, что вскоре он скончался, находясь в преклонном возрасте. | Около 1590 г. как [[Посланцы Эрец-Исраэль|посланец Эрец-Исраэль]] Алшех посетил еврейские общины [[Сирия|Сирии]], [[Турция|Турции]] и, возможно, Персии (см. [[Иран]]), собирая средства для цфатской общины. С той же целью он обращался к еврейским общинам [[Италия|Италии]] и других стран. В 1593 г. Алшех участвовал в заседании бет-дина в [[Дамаск|Дамаске]]; известно, что вскоре он скончался, находясь в преклонном возрасте. | ||
+ | === Комментарии к Библии === | ||
Алшех переработал свои проповеди в комментарии к большинству книг Библии. Часть этих комментариев увидела свет еще при его жизни: «Хаваццелет hа-Шарон» («Нарцисс Саронский»; Константинополь, 1563) — на книгу [[Даниэль|Даниэля]], «Шошаннат hа-амаким» («Лилия долин»; Венеция, 1591) — на [[Песнь Песней]], «Рав пниним» («Россыпь жемчугов»; Венеция, 1592) — на [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книгу]], «Торат Моше» («Учение [[Моисей|Моисея]]», Стамбул, 1593) — на книгу [[Бытие]]. Около 1597–98 гг. в Стамбуле увидели свет комментарии Алшеха к книге [[Псалмы|Псалмов]] — «Таппухей захав» («Золотые яблоки»). | Алшех переработал свои проповеди в комментарии к большинству книг Библии. Часть этих комментариев увидела свет еще при его жизни: «Хаваццелет hа-Шарон» («Нарцисс Саронский»; Константинополь, 1563) — на книгу [[Даниэль|Даниэля]], «Шошаннат hа-амаким» («Лилия долин»; Венеция, 1591) — на [[Песнь Песней]], «Рав пниним» («Россыпь жемчугов»; Венеция, 1592) — на [[Притчей Соломоновых Книга|Притчей Соломоновых книгу]], «Торат Моше» («Учение [[Моисей|Моисея]]», Стамбул, 1593) — на книгу [[Бытие]]. Около 1597–98 гг. в Стамбуле увидели свет комментарии Алшеха к книге [[Псалмы|Псалмов]] — «Таппухей захав» («Золотые яблоки»). | ||
+ | === Посмертные издания комментариев === | ||
В 1600–1607 гг. сын Алшеха, Хаим, издал в Венеции некоторые из прежде изданных комментариев отца, а также те, которые еще оставались в рукописях: «Торат Моше» — ко всему [[Пятикнижие|Пятикнижию]], «Эйней Моше» («Моисеевы очи») — к книге [[Руфь]], «Дварим нехумим» («Слова утешительные») — к [[Плач Иеремии|Плачу Иеремии]], «Дварим товим» («Слова благие») — к [[Экклесиаст|Экклесиасту]], «Хелкат мехокек» («Удел законодателя») — к книге [[Иов]] и другие. Комментарии Алшеха, пронизанные религиозно-этическими и религиозно-философскими идеями, с обилием примеров из талмудических и мидрашистских источников (см. [[Мидраш]]), приобрели широкую популярность и неоднократно переиздавались. Хаим также опубликовал респонсы отца (Венеция, 1605). Однако часть трудов Алшеха не была издана и не сохранилась. | В 1600–1607 гг. сын Алшеха, Хаим, издал в Венеции некоторые из прежде изданных комментариев отца, а также те, которые еще оставались в рукописях: «Торат Моше» — ко всему [[Пятикнижие|Пятикнижию]], «Эйней Моше» («Моисеевы очи») — к книге [[Руфь]], «Дварим нехумим» («Слова утешительные») — к [[Плач Иеремии|Плачу Иеремии]], «Дварим товим» («Слова благие») — к [[Экклесиаст|Экклесиасту]], «Хелкат мехокек» («Удел законодателя») — к книге [[Иов]] и другие. Комментарии Алшеха, пронизанные религиозно-этическими и религиозно-философскими идеями, с обилием примеров из талмудических и мидрашистских источников (см. [[Мидраш]]), приобрели широкую популярность и неоднократно переиздавались. Хаим также опубликовал респонсы отца (Венеция, 1605). Однако часть трудов Алшеха не была издана и не сохранилась. | ||
- | + | Признание Алшеха | |
Алшех получил прозвище Баал халахот гдолот (`Выносящий великие постановления`); к нему обращались из всех восточных общин за решением галахических проблем. Последующие поколения сохранили память о нем и называли его hа-Алшех hа-кадош (`Святой Алшех`). | Алшех получил прозвище Баал халахот гдолот (`Выносящий великие постановления`); к нему обращались из всех восточных общин за решением галахических проблем. Последующие поколения сохранили память о нем и называли его hа-Алшех hа-кадош (`Святой Алшех`). | ||
Версия 15:53, 22 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Алшех, Моше (умер после 1593 г.), раввин и комментатор Библии.
Содержание |
Жизненный путь
Родился в Эдирне (Адрианополь), учился в Салониках у Иосефа Каро. Затем переселился в Эрец-Исраэль и обосновался в Цфате, где получил известность как ученый-галахист (см. Галаха) и проповедник. Алшех проповедовал в двух местных иешивах и был членом бет-дина Иосефа Каро. Смиху, которую Каро получил от рабби Яакова Берава и передал Алшеху, последний, в свою очередь, передал в 1590 г. своему ученику Хаиму Виталу.
Основная область интересов
Главной областью интересов Алшеха была Галаха, однако он также занимался проповедями, толкованием Библии, изучал каббалу, которая легла в основу его религиозной философии.
Посланческая деятельность
Около 1590 г. как посланец Эрец-Исраэль Алшех посетил еврейские общины Сирии, Турции и, возможно, Персии (см. Иран), собирая средства для цфатской общины. С той же целью он обращался к еврейским общинам Италии и других стран. В 1593 г. Алшех участвовал в заседании бет-дина в Дамаске; известно, что вскоре он скончался, находясь в преклонном возрасте.
Комментарии к Библии
Алшех переработал свои проповеди в комментарии к большинству книг Библии. Часть этих комментариев увидела свет еще при его жизни: «Хаваццелет hа-Шарон» («Нарцисс Саронский»; Константинополь, 1563) — на книгу Даниэля, «Шошаннат hа-амаким» («Лилия долин»; Венеция, 1591) — на Песнь Песней, «Рав пниним» («Россыпь жемчугов»; Венеция, 1592) — на Притчей Соломоновых книгу, «Торат Моше» («Учение Моисея», Стамбул, 1593) — на книгу Бытие. Около 1597–98 гг. в Стамбуле увидели свет комментарии Алшеха к книге Псалмов — «Таппухей захав» («Золотые яблоки»).
Посмертные издания комментариев
В 1600–1607 гг. сын Алшеха, Хаим, издал в Венеции некоторые из прежде изданных комментариев отца, а также те, которые еще оставались в рукописях: «Торат Моше» — ко всему Пятикнижию, «Эйней Моше» («Моисеевы очи») — к книге Руфь, «Дварим нехумим» («Слова утешительные») — к Плачу Иеремии, «Дварим товим» («Слова благие») — к Экклесиасту, «Хелкат мехокек» («Удел законодателя») — к книге Иов и другие. Комментарии Алшеха, пронизанные религиозно-этическими и религиозно-философскими идеями, с обилием примеров из талмудических и мидрашистских источников (см. Мидраш), приобрели широкую популярность и неоднократно переиздавались. Хаим также опубликовал респонсы отца (Венеция, 1605). Однако часть трудов Алшеха не была издана и не сохранилась. Признание Алшеха Алшех получил прозвище Баал халахот гдолот (`Выносящий великие постановления`); к нему обращались из всех восточных общин за решением галахических проблем. Последующие поколения сохранили память о нем и называли его hа-Алшех hа-кадош (`Святой Алшех`).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АЛШЕХ Моше в ЭЕЭ