Йеhуда hа-Наси
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
+ | |||
Сын раббана [[Шимон бен Гамлиэль II|Шим‘она бен Гамлиэля (II)]], потомок царя [[Давид]]а. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива. | Сын раббана [[Шимон бен Гамлиэль II|Шим‘она бен Гамлиэля (II)]], потомок царя [[Давид]]а. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива. | ||
+ | |||
Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре [[Адриан]]е. Изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского. | Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре [[Адриан]]е. Изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского. | ||
- | Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в [[Тверия|Тверии]], [[Бет Шеарим]] и | + | |
- | Как современники, так и последующие поколения относились к | + | Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в [[Тверия|Тверии]], [[Бет Шеарим]] и [[Ципори]]. |
+ | |||
+ | Как современники, так и последующие поколения относились к Йеhуде hа-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с [[Шимон Праведный|Шимоном Праведным]], [[Маттитьяху Хасмоней|Маттитьяху Хасмонеем]], [[Мордехай и Эстер|Мордехаем и Эсфирью]]. | ||
+ | |||
+ | Большая часть деятельности Иехуды hа-Наси протекала в [[Бет-Шеарим]]е, где находилась возглавляемая им иешива; последние 17 лет своей жизни Йеhуда hа-Наси провел в славившемся целебным климатом [[Циппори]], куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья. | ||
==Учителя== | ==Учителя== | ||
- | Среди учителей | + | Среди учителей Йеhуды hа-Наси был его отец, а также [[Иехуда бар Илай]], [[Шимон бар Иохай]], [[рабби Меир]] и другие выдающиеся законоучители того времени. |
==Деятельность== | ==Деятельность== | ||
- | Целью деятельности | + | Целью деятельности Йеhуды hа-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль, формирование национальных религиозных институтов и поддержание национального единства. |
- | Признание | + | |
+ | Признание Йеhуды hа-Наси римскими властями во времена династии Северов главой палестинского еврейства в сочетании с его личным богатством обеспечили ученому возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя. | ||
+ | |||
Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие. | Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие. | ||
- | Богатство | + | |
- | + | Богатство Йеhуды hа-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Йеhуда hа-Наси освободил законоучителей ([[Талмид-хахам]]) от уплаты городских налогов (что при этом имело и отрицательные последствия: увеличивая тяготеющее над остальными гражданами налоговое бремя, эта привилегия порождала недовольство прослойкой ученых). | |
- | Деятельность | + | |
- | Влияние возглавляемого | + | Йеhуда hа-Наси принял ряд мер, направленных на улучшение экономического положения еврейского населения и на упрочение его позиций в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и затем [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года. |
- | При | + | |
- | Почет, оказываемый | + | Деятельность Йеhуды hа-Наси в направлении внутренней консолидации еврейства нашла свое выражение также в том предпочтении, которое он оказывал ивриту перед арамейским языком, получившим в то время широкое распространение среди евреев. |
- | Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, | + | |
- | Всеобщее признание исключительных заслуг | + | Влияние возглавляемого Йеhудой hа-Наси бет-дина, который при нем приобрел наивысший авторитет, распространялось не только на Галилею, где находился наси, но и на всю страну и еврейскую диаспору. |
+ | |||
+ | При Йеhуде hа-Наси прерогатива объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к бет-дину. | ||
+ | |||
+ | Почет, оказываемый Йеhудой hа-Наси вавилонскому эксиларху, а также включение им вавилонских законоучителей в круг своих приближенных позволили Йеhуде hа-Наси упрочить связи с влиятельной вавилонской диаспорой. | ||
+ | |||
+ | Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, Йеhуда hа-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов». По этой причине евреи, в отличие от самаритян, не присоединились ни к одной из сторон во время борьбы за власть между будущим императором Септимием Севером и Песценнием Нигером, вылившейся в 192 г. в гражданскую воину. | ||
+ | |||
+ | Хотя отношение Йеhуды hа-Наси к римлянам было отрицательным (ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/), он, однако, стремился поддерживать с властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей. Одним из результатов усилий Йеhуды hа-Наси в этой области было достижение большей юридической автономии еврейства Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | Всеобщее признание исключительных заслуг Йеhуды hа-Наси сыграло решающую роль в отношении к нему большинства современных ему законоучителей, хотя некоторые меры Йеhуды hа-Наси вызывали критику и даже противодействие последних. Однако никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда авторитет Торы не был столь высок. | ||
==Труды== | ==Труды== | ||
+ | |||
Главный труд Рабби Иеhуды hа-Наси заключался в систематизации [[Устный Закон|Устного Закона]]. Эта работа завершилась составлением [[Мишна|Мишны]], в которой все законы [[иудаизм]]а были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов. | Главный труд Рабби Иеhуды hа-Наси заключался в систематизации [[Устный Закон|Устного Закона]]. Эта работа завершилась составлением [[Мишна|Мишны]], в которой все законы [[иудаизм]]а были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов. | ||
- | + | ||
- | Сочетание в личности | + | ===Кодификация Мишны=== |
- | Отбирая материал, | + | |
- | Многие [[амораи]] первого поколения были учениками | + | Сочетание в личности Иеhуды hа-Наси политического и административного дарования с глубокой ученостью снискали этому законоучителю высочайший авторитет, позволивший ему осуществить кодификацию Мишны. |
+ | |||
+ | Отбирая материал, Иеhуда hа-Наси стремился, очевидно, отразить в Мишне все богатство и разнообразие галахического ([[Галаха]]) творчества своих предшественников и современников, придав ей тем самым высокую степень универсализма. Эта цель определила подход Иеhуды hа-Наси к материалу: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иеhудой hа-Наси, стал собственно Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты. Статус и личный авторитет Иеhуды hа-Наси сделали составленный им свод основой учения и юридических решений, которые по своему значению и святости уступали лишь Священному Писанию. Галахическое творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне — Гемара. | ||
+ | |||
+ | Многие [[амораи]] первого поколения были учениками Йеhуды hа-Наси. На смертном одре Йеhуда hа-Наси завещал: «Моему сыну Шимону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Йеhуда hа-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было быть непосредственной прерогативой наси, а не Синедриона, как это было ранее. | ||
+ | |||
+ | Йеhуда hа-Наси был похоронен в Бет-Шеариме. | ||
{{История иудаизма|имя= Йеhуда hа-Наси|135|85}} | {{История иудаизма|имя= Йеhуда hа-Наси|135|85}} |
Версия 10:14, 22 января 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Рабби Йеhуда hа-Наси (известен также как Раббену hа-кадош — «наш святой учитель», или просто Рабби) (ок. 135 — ок. 220, по другим данным — 217) — наси («князь», «патриарх»), глава Синедриона, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны, на которой базируется Талмуд и классический еврейский закон Галаха.
Содержание |
Биография
Сын раббана Шим‘она бен Гамлиэля (II), потомок царя Давида. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива.
Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре Адриане. Изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского.
Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в Тверии, Бет Шеарим и Ципори.
Как современники, так и последующие поколения относились к Йеhуде hа-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с Шимоном Праведным, Маттитьяху Хасмонеем, Мордехаем и Эсфирью.
Большая часть деятельности Иехуды hа-Наси протекала в Бет-Шеариме, где находилась возглавляемая им иешива; последние 17 лет своей жизни Йеhуда hа-Наси провел в славившемся целебным климатом Циппори, куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья.
Учителя
Среди учителей Йеhуды hа-Наси был его отец, а также Иехуда бар Илай, Шимон бар Иохай, рабби Меир и другие выдающиеся законоучители того времени.
Деятельность
Целью деятельности Йеhуды hа-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль, формирование национальных религиозных институтов и поддержание национального единства.
Признание Йеhуды hа-Наси римскими властями во времена династии Северов главой палестинского еврейства в сочетании с его личным богатством обеспечили ученому возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя.
Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие.
Богатство Йеhуды hа-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Йеhуда hа-Наси освободил законоучителей (Талмид-хахам) от уплаты городских налогов (что при этом имело и отрицательные последствия: увеличивая тяготеющее над остальными гражданами налоговое бремя, эта привилегия порождала недовольство прослойкой ученых).
Йеhуда hа-Наси принял ряд мер, направленных на улучшение экономического положения еврейского населения и на упрочение его позиций в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и затем восстания Бар-Кохбы резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года.
Деятельность Йеhуды hа-Наси в направлении внутренней консолидации еврейства нашла свое выражение также в том предпочтении, которое он оказывал ивриту перед арамейским языком, получившим в то время широкое распространение среди евреев.
Влияние возглавляемого Йеhудой hа-Наси бет-дина, который при нем приобрел наивысший авторитет, распространялось не только на Галилею, где находился наси, но и на всю страну и еврейскую диаспору.
При Йеhуде hа-Наси прерогатива объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к бет-дину.
Почет, оказываемый Йеhудой hа-Наси вавилонскому эксиларху, а также включение им вавилонских законоучителей в круг своих приближенных позволили Йеhуде hа-Наси упрочить связи с влиятельной вавилонской диаспорой.
Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, Йеhуда hа-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов». По этой причине евреи, в отличие от самаритян, не присоединились ни к одной из сторон во время борьбы за власть между будущим императором Септимием Севером и Песценнием Нигером, вылившейся в 192 г. в гражданскую воину.
Хотя отношение Йеhуды hа-Наси к римлянам было отрицательным (ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/), он, однако, стремился поддерживать с властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей. Одним из результатов усилий Йеhуды hа-Наси в этой области было достижение большей юридической автономии еврейства Эрец-Исраэль.
Всеобщее признание исключительных заслуг Йеhуды hа-Наси сыграло решающую роль в отношении к нему большинства современных ему законоучителей, хотя некоторые меры Йеhуды hа-Наси вызывали критику и даже противодействие последних. Однако никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда авторитет Торы не был столь высок.
Труды
Главный труд Рабби Иеhуды hа-Наси заключался в систематизации Устного Закона. Эта работа завершилась составлением Мишны, в которой все законы иудаизма были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов.
Кодификация Мишны
Сочетание в личности Иеhуды hа-Наси политического и административного дарования с глубокой ученостью снискали этому законоучителю высочайший авторитет, позволивший ему осуществить кодификацию Мишны.
Отбирая материал, Иеhуда hа-Наси стремился, очевидно, отразить в Мишне все богатство и разнообразие галахического (Галаха) творчества своих предшественников и современников, придав ей тем самым высокую степень универсализма. Эта цель определила подход Иеhуды hа-Наси к материалу: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иеhудой hа-Наси, стал собственно Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты. Статус и личный авторитет Иеhуды hа-Наси сделали составленный им свод основой учения и юридических решений, которые по своему значению и святости уступали лишь Священному Писанию. Галахическое творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне — Гемара.
Многие амораи первого поколения были учениками Йеhуды hа-Наси. На смертном одре Йеhуда hа-Наси завещал: «Моему сыну Шимону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Йеhуда hа-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было быть непосредственной прерогативой наси, а не Синедриона, как это было ранее.
Йеhуда hа-Наси был похоронен в Бет-Шеариме.
Время деятельности Йеhуда hа-Наси в истории иудаизма |
---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Предшественник: Шимон бен Гамлиэль II |
Иеhуда hа-Наси 165 (ок.) - 220 (ок.) |
Преемник: Гамлиэль III |
Ссылки
- Статья «Иехуда ха-Наси» в Электронной еврейской энциклопедииceb:Yehuda haNasifa:یهودا هناسیja:イェフーダー・ハン=ナーシー
nl:Jehoeda Hanassi pl:Juda ha-Nasi tr:Rabi Yehuda HaNasiУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.