Сомех, Абдалла Бен Аврахам
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Сомех, Абдалла Бен Аврахам (ЭЕЭ)» в «Сомех, Абдалла Бен Аврахам») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Сомех, Абдалла Бен Аврахам''' (1813, Багдад, – 1889, там же), один из крупнейших раввинов и [[Поским|поским]] нового времени в [[Ирак|Ираке]] и близлежащих странах. Родился в семье торговца драгоценными камнями и жемчугом. Сомех учился в багдадском [[Бет-Мидраш|бет-мидраше]], затем занялся торговлей, но вскоре оставил ее и всю остальную жизнь посвятил учению и обучению других; состояние отца обеспечивало ему безбедное существование. С помощью мецената Иехезкеля бен Реувена Менашше он основал бет-мидраш для раввинов (хахамим), в сущности [[Иешива|иешиву]] «Мидраш Бет-Зилха» (при синагоге «Бет-Зилха»). Уже после смерти мецената Сомех отстроил заново Большую синагогу Багдада — самую древнюю в городе (по преданию, построена из земли, привезенной из Эрец-Исраэль в 597 г. до н. э. еврейскими пленниками, угнанными вместе с царем [[Иехояхин|Иехояхином]]). | + | '''Сомех, Абдалла Бен Аврахам''' (1813, Багдад, – 1889, там же), один из крупнейших раввинов и [[Поским|поским]] нового времени в [[Ирак|Ираке]] и близлежащих странах. |
+ | === Жизненный путь === | ||
+ | |||
+ | Родился в семье торговца драгоценными камнями и жемчугом. Сомех учился в багдадском [[Бет-Мидраш|бет-мидраше]], затем занялся торговлей, но вскоре оставил ее и всю остальную жизнь посвятил учению и обучению других; состояние отца обеспечивало ему безбедное существование. | ||
+ | === Основание бет-мидраш, иешивы и синагоги === | ||
+ | |||
+ | |||
+ | С помощью мецената Иехезкеля бен Реувена Менашше он основал бет-мидраш для раввинов (хахамим), в сущности [[Иешива|иешиву]] «Мидраш Бет-Зилха» (при синагоге «Бет-Зилха»). Уже после смерти мецената Сомех отстроил заново Большую синагогу Багдада — самую древнюю в городе (по преданию, построена из земли, привезенной из Эрец-Исраэль в 597 г. до н. э. еврейскими пленниками, угнанными вместе с царем [[Иехояхин|Иехояхином]]). | ||
Путешественник [[Биньямин II]] в 1848 г. нашел в «Бет-Зилхе» 60 учеников. Многие из них стали впоследствии раввинами и [[Даян|даянами]] в различных общинах Ирака и [[Иран|Ирана]] (включая Курдистан), [[Индия|Индии]] (где жил ученик и племянник Сомеха — Иехезкель бен Иехошуа Габбай, 1824–96), Сингапура и [[Китай|Китая]], а также Эрец-Исраэль. Известнейшим из учеников Сомеха был [[Иосеф Хаим Бен Элияху Ал-Хахам|Иосеф Хаим бен Элияху ал-Хахам]], раввин и проповедник в Багдаде. Из всех названных стран евреи обращались к Сомеху с вопросами и сомнениями и получали от него ответ (см. [[Респонсы]]). | Путешественник [[Биньямин II]] в 1848 г. нашел в «Бет-Зилхе» 60 учеников. Многие из них стали впоследствии раввинами и [[Даян|даянами]] в различных общинах Ирака и [[Иран|Ирана]] (включая Курдистан), [[Индия|Индии]] (где жил ученик и племянник Сомеха — Иехезкель бен Иехошуа Габбай, 1824–96), Сингапура и [[Китай|Китая]], а также Эрец-Исраэль. Известнейшим из учеников Сомеха был [[Иосеф Хаим Бен Элияху Ал-Хахам|Иосеф Хаим бен Элияху ал-Хахам]], раввин и проповедник в Багдаде. Из всех названных стран евреи обращались к Сомеху с вопросами и сомнениями и получали от него ответ (см. [[Респонсы]]). | ||
+ | === Галахические решения Сомеха === | ||
- | Галахические (см. [[Галаха]]) решения Сомеха, основанные в первую очередь на кодексе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]], раздел Иоре-деа, собраны в его сочинении «Зивхей цедек» («Праведные жертвоприношения»). Первые два тома изданы в Багдаде в 1899–1900 гг. (по некоторым сведениям издание завершено в 1904 г.); третий том (собран И. Габбаем, см. выше) издан лишь в 1981 г. в Иерусалиме. | + | Галахические (см. [[Галаха]]) решения Сомеха, основанные в первую очередь на кодексе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]], раздел Иоре-деа, собраны в его сочинении «Зивхей цедек» («Праведные жертвоприношения»). Первые два тома изданы в Багдаде в 1899–1900 гг. (по некоторым сведениям издание завершено в 1904 г.); третий том (собран И. Габбаем, см. выше) издан лишь в 1981 г. в Иерусалиме. |
+ | Сочи=== нения Сомеха === | ||
- | |||
- | + | Сомех написал также сочинение «Эц hа-саде» («Дерево в поле») — комментарий на талмудический трактат Беца; новеллы (хиддушим) к некоторым другим трактатам [[Талмуд|Талмуда]]; «Киббуц хахамим» («Собрание мудрецов») — о [[Хаггада Пасхальная|Пасхальной хаггаде]] (издано в 1971 г.); «Хазон ла-моэд» («Предвидение срока») — о [[Календарь|календаре]]; некоторые его сочинения, видимо, утеряны. | |
+ | === Смерть Сомеха === | ||
+ | Сомех умер от холеры. Из-за эпидемии и разногласий в среде турецкой администрации, а также между ней и еврейской общиной, Сомех был похоронен возле гробницы, приписываемой [[Первосвященник|первосвященнику]] Иехошуа (Иешуа) бен Иехоцадаку (гробница почитается и мусульманами), но спустя три месяца прах Сомеха был перезахоронен на еврейское кладбище. | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|13897|СОМЕХ Абдалла бен Аврахам}} |
Версия 20:08, 17 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Сомех, Абдалла Бен Аврахам (1813, Багдад, – 1889, там же), один из крупнейших раввинов и поским нового времени в Ираке и близлежащих странах.
Содержание |
Жизненный путь
Родился в семье торговца драгоценными камнями и жемчугом. Сомех учился в багдадском бет-мидраше, затем занялся торговлей, но вскоре оставил ее и всю остальную жизнь посвятил учению и обучению других; состояние отца обеспечивало ему безбедное существование.
Основание бет-мидраш, иешивы и синагоги
С помощью мецената Иехезкеля бен Реувена Менашше он основал бет-мидраш для раввинов (хахамим), в сущности иешиву «Мидраш Бет-Зилха» (при синагоге «Бет-Зилха»). Уже после смерти мецената Сомех отстроил заново Большую синагогу Багдада — самую древнюю в городе (по преданию, построена из земли, привезенной из Эрец-Исраэль в 597 г. до н. э. еврейскими пленниками, угнанными вместе с царем Иехояхином).
Путешественник Биньямин II в 1848 г. нашел в «Бет-Зилхе» 60 учеников. Многие из них стали впоследствии раввинами и даянами в различных общинах Ирака и Ирана (включая Курдистан), Индии (где жил ученик и племянник Сомеха — Иехезкель бен Иехошуа Габбай, 1824–96), Сингапура и Китая, а также Эрец-Исраэль. Известнейшим из учеников Сомеха был Иосеф Хаим бен Элияху ал-Хахам, раввин и проповедник в Багдаде. Из всех названных стран евреи обращались к Сомеху с вопросами и сомнениями и получали от него ответ (см. Респонсы).
Галахические решения Сомеха
Галахические (см. Галаха) решения Сомеха, основанные в первую очередь на кодексе Шулхан арух, раздел Иоре-деа, собраны в его сочинении «Зивхей цедек» («Праведные жертвоприношения»). Первые два тома изданы в Багдаде в 1899–1900 гг. (по некоторым сведениям издание завершено в 1904 г.); третий том (собран И. Габбаем, см. выше) издан лишь в 1981 г. в Иерусалиме. Сочи=== нения Сомеха ===
Сомех написал также сочинение «Эц hа-саде» («Дерево в поле») — комментарий на талмудический трактат Беца; новеллы (хиддушим) к некоторым другим трактатам Талмуда; «Киббуц хахамим» («Собрание мудрецов») — о Пасхальной хаггаде (издано в 1971 г.); «Хазон ла-моэд» («Предвидение срока») — о календаре; некоторые его сочинения, видимо, утеряны.
Смерть Сомеха
Сомех умер от холеры. Из-за эпидемии и разногласий в среде турецкой администрации, а также между ней и еврейской общиной, Сомех был похоронен возле гробницы, приписываемой первосвященнику Иехошуа (Иешуа) бен Иехоцадаку (гробница почитается и мусульманами), но спустя три месяца прах Сомеха был перезахоронен на еврейское кладбище.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СОМЕХ Абдалла бен Аврахам в ЭЕЭ