Сетер, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Сетер (ЭЕЭ)» в «Сетер, Мордехай») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Сетер''' (Староминский) Мордехай (1916, Новороссийск, – 1994, Тель-Авив), композитор и педагог. В 1926 г. семья переселилась в [[Эрец-Исраэль]]. Сетер учился игре на фортепиано у Я. Вайнберга (1879–1956) и Ревекки Бурштейн-Арбер в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]], тогда же предпринял первые опыты сочинения. В 1932–37 гг. в Париже учился у Ж. Дандело (теория), Л. Леви (фортепиано), в Эколь нормаль у [[Дюка, Поль|П. Дюка]] и Нади Буланже (композиция); брал уроки также у И. Стравинского. В эти годы сочинял под влиянием французской школы импрессионизма фортепианные прелюдии и вокальные пьесы, в том числе «Вавилонские песни». | + | '''Сетер''' (Староминский) Мордехай (1916, Новороссийск, – 1994, Тель-Авив), композитор и педагог. |
+ | === Годы учебы === | ||
+ | |||
+ | В 1926 г. семья переселилась в [[Эрец-Исраэль]]. Сетер учился игре на фортепиано у Я. Вайнберга (1879–1956) и Ревекки Бурштейн-Арбер в [[Тель-Авив—яффа|Тель-Авиве]], тогда же предпринял первые опыты сочинения. В 1932–37 гг. в Париже учился у Ж. Дандело (теория), Л. Леви (фортепиано), в Эколь нормаль у [[Дюка, Поль|П. Дюка]] и Нади Буланже (композиция); брал уроки также у И. Стравинского. В эти годы сочинял под влиянием французской школы импрессионизма фортепианные прелюдии и вокальные пьесы, в том числе «Вавилонские песни». | ||
+ | === Создание музыкальных форм, свойственным восточным еврейским общинам === | ||
+ | |||
По возвращении из Франции Сетер занялся изучением [[Фольклорсодержание|фольклора]] восточных еврейских общин Палестины по сборникам [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]] и по собственным записям; результаты этого труда, а также приобретенная композитором виртуозная техника хорового письма ощутимы в «Субботней кантате» на тексты [[Псалмы|Псалмов]], [[Песнь Песней|Песни Песней]] и книги [[Бытие]] (1940; премия имени [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] 1945), в хорах «Моадим» («Празднества», 1946), «Ширей моэд» («Праздничные песни», 1945–49) и других. | По возвращении из Франции Сетер занялся изучением [[Фольклорсодержание|фольклора]] восточных еврейских общин Палестины по сборникам [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсона]] и по собственным записям; результаты этого труда, а также приобретенная композитором виртуозная техника хорового письма ощутимы в «Субботней кантате» на тексты [[Псалмы|Псалмов]], [[Песнь Песней|Песни Песней]] и книги [[Бытие]] (1940; премия имени [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] 1945), в хорах «Моадим» («Празднества», 1946), «Ширей моэд» («Праздничные песни», 1945–49) и других. | ||
Строка 31: | Строка 36: | ||
Значителен вклад Сетера в создание инструментальной музыки, которая часто зиждется на элементах сефардского фольклора (см. Сефарды) и фольклора [[Йеменские Евреи|йеменских евреев]], либо использует его интонации и характерные мелодические обороты: «Партита для скрипки и фортепиано» (1950, вариант для флейты 1965 г.), «Соната для двух скрипок» (1951–52, премия имени Энгеля 1954 г.), Йеменская сюита (1957, вторая редакция 1966 г.), симфонии для камерного оркестра «Иерусалим» (1966–68) и «Маагалим» («Круги», 1967); «Симфонический квартет» (вариант струнного квартета №2, 1976) и другие. Сетер одним из первых израильских композиторов сочетал элементы восточного фольклора с современной техникой (включая додекафонию и сериальность). [[Брод, Макс|М. Брод]] считал Сетера представителем экспрессионизма в израильской музыке. | Значителен вклад Сетера в создание инструментальной музыки, которая часто зиждется на элементах сефардского фольклора (см. Сефарды) и фольклора [[Йеменские Евреи|йеменских евреев]], либо использует его интонации и характерные мелодические обороты: «Партита для скрипки и фортепиано» (1950, вариант для флейты 1965 г.), «Соната для двух скрипок» (1951–52, премия имени Энгеля 1954 г.), Йеменская сюита (1957, вторая редакция 1966 г.), симфонии для камерного оркестра «Иерусалим» (1966–68) и «Маагалим» («Круги», 1967); «Симфонический квартет» (вариант струнного квартета №2, 1976) и другие. Сетер одним из первых израильских композиторов сочетал элементы восточного фольклора с современной техникой (включая додекафонию и сериальность). [[Брод, Макс|М. Брод]] считал Сетера представителем экспрессионизма в израильской музыке. | ||
+ | Балетные сочинения | ||
Многие балетные сочинения Сетера получили признание в Израиле и других странах: «Эшет хайл» («Добродетельная жена»), «Тиккун хацот» («Полуночная молитва», оба — 1957 г.; балеты поставила хореограф Сара Леви-Таннай /1911–2005/), «Легенда о Юдифи» (1962; версия для оркестра под названием «Симфоническая чакона»), «В мечтах и наяву» (1964) и «Роковой камень» (1974) — все по либретто Марты Грэхэм. Вокально-симфонический вариант «Полуночной молитвы» удостоен премии Италии (1962) и [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1965). | Многие балетные сочинения Сетера получили признание в Израиле и других странах: «Эшет хайл» («Добродетельная жена»), «Тиккун хацот» («Полуночная молитва», оба — 1957 г.; балеты поставила хореограф Сара Леви-Таннай /1911–2005/), «Легенда о Юдифи» (1962; версия для оркестра под названием «Симфоническая чакона»), «В мечтах и наяву» (1964) и «Роковой камень» (1974) — все по либретто Марты Грэхэм. Вокально-симфонический вариант «Полуночной молитвы» удостоен премии Италии (1962) и [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]] (1965). | ||
+ | === Преподавательская деятельность === | ||
Сетер преподавал в Тель-Авивской Академии музыки имени С. Рубина (с 1972 г. — профессор). В числе его учеников [[Авни, Цви|Ц. Авни]] и [[Бертини, Гари|Г. Бертини]]. | Сетер преподавал в Тель-Авивской Академии музыки имени С. Рубина (с 1972 г. — профессор). В числе его учеников [[Авни, Цви|Ц. Авни]] и [[Бертини, Гари|Г. Бертини]]. |
Версия 08:49, 14 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Сетер (Староминский) Мордехай (1916, Новороссийск, – 1994, Тель-Авив), композитор и педагог.
Годы учебы
В 1926 г. семья переселилась в Эрец-Исраэль. Сетер учился игре на фортепиано у Я. Вайнберга (1879–1956) и Ревекки Бурштейн-Арбер в Тель-Авиве, тогда же предпринял первые опыты сочинения. В 1932–37 гг. в Париже учился у Ж. Дандело (теория), Л. Леви (фортепиано), в Эколь нормаль у П. Дюка и Нади Буланже (композиция); брал уроки также у И. Стравинского. В эти годы сочинял под влиянием французской школы импрессионизма фортепианные прелюдии и вокальные пьесы, в том числе «Вавилонские песни».
Создание музыкальных форм, свойственным восточным еврейским общинам
По возвращении из Франции Сетер занялся изучением фольклора восточных еврейских общин Палестины по сборникам А. Ц. Идельсона и по собственным записям; результаты этого труда, а также приобретенная композитором виртуозная техника хорового письма ощутимы в «Субботней кантате» на тексты Псалмов, Песни Песней и книги Бытие (1940; премия имени И. Энгеля 1945), в хорах «Моадим» («Празднества», 1946), «Ширей моэд» («Праздничные песни», 1945–49) и других.
Значителен вклад Сетера в создание инструментальной музыки, которая часто зиждется на элементах сефардского фольклора (см. Сефарды) и фольклора йеменских евреев, либо использует его интонации и характерные мелодические обороты: «Партита для скрипки и фортепиано» (1950, вариант для флейты 1965 г.), «Соната для двух скрипок» (1951–52, премия имени Энгеля 1954 г.), Йеменская сюита (1957, вторая редакция 1966 г.), симфонии для камерного оркестра «Иерусалим» (1966–68) и «Маагалим» («Круги», 1967); «Симфонический квартет» (вариант струнного квартета №2, 1976) и другие. Сетер одним из первых израильских композиторов сочетал элементы восточного фольклора с современной техникой (включая додекафонию и сериальность). М. Брод считал Сетера представителем экспрессионизма в израильской музыке.
Балетные сочинения Многие балетные сочинения Сетера получили признание в Израиле и других странах: «Эшет хайл» («Добродетельная жена»), «Тиккун хацот» («Полуночная молитва», оба — 1957 г.; балеты поставила хореограф Сара Леви-Таннай /1911–2005/), «Легенда о Юдифи» (1962; версия для оркестра под названием «Симфоническая чакона»), «В мечтах и наяву» (1964) и «Роковой камень» (1974) — все по либретто Марты Грэхэм. Вокально-симфонический вариант «Полуночной молитвы» удостоен премии Италии (1962) и Государственной премии Израиля (1965).
Преподавательская деятельность
Сетер преподавал в Тель-Авивской Академии музыки имени С. Рубина (с 1972 г. — профессор). В числе его учеников Ц. Авни и Г. Бертини.