Саспортас, Я‘аков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Саббатианство, франкизм» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
<p><span class="fck_mw_template">{{Остатье\ЭЕЭfckLR|ТИП СТАТЬИ=1fckLR|СУПЕРВАЙЗЕР=fckLR|КАЧЕСТВО=fckLR|УРОВЕНЬ=fckLR|НАЗВАНИЕ=fckLR|ПОДЗАГОЛОВОК=fckLR|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=fckLR|АВТОР2=fckLR|ТЕМА=fckLR|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=fckLR|ИЗ ЦИКЛА=fckLR|ПУБЛИКАЦИИ=fckLR|ДАТА СОЗДАНИЯ=fckLR|ВИКИПЕДИЯ=fckLR|ИСТОЧНИК=fckLR|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=fckLR}}</span></p>
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
<p><br /></p>
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
<p><br /></p>
-
|КАЧЕСТВО=
+
<p><br /></p>
-
|УРОВЕНЬ=
+
<p><br />
-
|НАЗВАНИЕ=
+
<b>Саспортас Яаков</b> (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), <a href="Раввин">раввин</a>, современник и непримиримый противник саббатианства (см. <a href="Саббатай Цви">Саббатай Цви</a>).</p>
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
<h2>Молодые годы Саспортаса</h2>
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
<p>Родился в семье потомков <a href="Нахманид">Нахманида</a> и рано прославился талмудической ученостью (см. <a href="Талмуд">Талмуд</a>). В 18 лет был назначен <a href="Даян">даяном</a> в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в <a href="Амстердам">Амстердам</a>.</p>
-
|АВТОР2=
+
<h2>Ученый-талмудист</h2>
-
|ТЕМА=
+
<p>Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов <a href="Библия">Библии</a> в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. <a href="Каббала">Каббала</a>) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.</p>
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
<h2>Борьба с саббатианством</h2>
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
<p>Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.</p>
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
<h3>Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая</h3>
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
<p>Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673&#160;г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления <a href="Саббатая Цви">Саббатая Цви</a>, когда он объявил себя <a href="Мессия">Мессией</a>, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.</p>
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
<h3>Вторая часть книги</h3>
-
|ИСТОЧНИК=
+
<p>Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.</p>
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
<h3>Третья часть книги</h3>
-
}}
+
<p>В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.</p>
 +
<h3>Четвертая часть книги</h3>
 +
<p>Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.</p>
 +
<h2>Изобличение лжемессианского характера саббатианства</h2>
 +
<p>Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. <a href="Галаха">Галаха</a>) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и <a href="Христианство">христианством</a> и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи <a href="Натан Из Газы">Натана из Газы</a>.</p>
 +
<h2>Судьба книгb «Цви — увядший цветок»</h2>
 +
<p>При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в <a href="Одесса">Одессе</a>). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. <a href="Тишби Иешаяху">И.&#160;Тишби</a>, с его подробным введением.</p>
 +
<p><span class="fck_mw_template">{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}</span></p>
 +
<a _fcknotitle="true" href="Category:Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним">Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним</a>
-
 
+
[[Категория:Саббатианство, франкизм]]
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Саспортас Яаков''' (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), [[Раввин|раввин]], современник и непримиримый противник саббатианства (см. [[Саббатай Цви]]).
+
-
== Молодые годы Саспортаса ==
+
-
 
+
-
Родился в семье потомков [[Нахманид|Нахманида]] и рано прославился талмудической ученостью (см. [[Талмуд]]). В 18 лет был назначен [[Даян|даяном]] в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в [[Амстердам]].
+
-
== Ученый-талмудист ==
+
-
 
+
-
Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов [[Библия|Библии]] в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. [[Каббала]]) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.
+
-
== Борьба с саббатианством ==
+
-
 
+
-
Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.
+
-
=== Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая ===
+
-
 
+
-
Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления [[Саббатая Цви]], когда он объявил себя [[Мессия|Мессией]], и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.
+
-
=== Вторая часть книги ===
+
-
 
+
-
Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.
+
-
=== Третья часть книги ===
+
-
 
+
-
В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.
+
-
=== Четвертая часть книги ===
+
-
 
+
-
Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.
+
-
 
+
-
== Изобличение лжемессианского характера саббатианства ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. [[Галаха]]) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и [[Христианство|христианством]] и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи [[Натан Из Газы|Натана из Газы]].
+
-
== Судьба книгb «Цви — увядший цветок» ==
+
-
 
+
-
При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в [[Одесса|Одессе]]). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. [[Тишби Иешаяху|И. Тишби]], с его подробным введением.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
+

Версия 22:08, 13 января 2012

Шаблон:Остатье\ЭЕЭfckLR





Саспортас Яаков (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), <a href="Раввин">раввин</a>, современник и непримиримый противник саббатианства (см. <a href="Саббатай Цви">Саббатай Цви</a>).

Содержание

Молодые годы Саспортаса

Родился в семье потомков <a href="Нахманид">Нахманида</a> и рано прославился талмудической ученостью (см. <a href="Талмуд">Талмуд</a>). В 18 лет был назначен <a href="Даян">даяном</a> в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в <a href="Амстердам">Амстердам</a>.

Ученый-талмудист

Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов <a href="Библия">Библии</a> в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. <a href="Каббала">Каббала</a>) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.

Борьба с саббатианством

Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.

Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая

Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления <a href="Саббатая Цви">Саббатая Цви</a>, когда он объявил себя <a href="Мессия">Мессией</a>, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.

Вторая часть книги

Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.

Третья часть книги

В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.

Четвертая часть книги

Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.

Изобличение лжемессианского характера саббатианства

Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. <a href="Галаха">Галаха</a>) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и <a href="Христианство">христианством</a> и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи <a href="Натан Из Газы">Натана из Газы</a>.

Судьба книгb «Цви — увядший цветок»

При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в <a href="Одесса">Одессе</a>). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. <a href="Тишби Иешаяху">И. Тишби</a>, с его подробным введением.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САСПОРТАС Яаков в ЭЕЭ

<a _fcknotitle="true" href="Category:Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним">Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним</a>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация