Сыркин, Нахман
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Утверждение концепции в сионистском движении) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 80: | Строка 80: | ||
[[Категория:Сионизм]] | [[Категория:Сионизм]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |
Версия 21:17, 13 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Сыркин, Нахман (Syrkin, Nachman; 1868, Могилев, Россия, ныне Белоруссия, – 1924, Нью-Йорк), первый идеолог и лидер социалистического сионизма.
Учеба
Родился в семье состоятельных торговцев, со стороны отца — потомок прославленных раввинов. Получил традиционное еврейское образование у частных учителей, учился в гимназии в Минске, где вступил в Поалей Цион. После окончания гимназии несколько недель находился под арестом за контакты с русскими революционными кругами. В 1884 г. Сыркин покинул Россию, некоторое время жил в Лондоне, а в 1888 г. для завершения образования обосновался в Берлине и поступил на философский факультет университета (окончил со степенью доктора в 1903 г.).
Переезд в Америку
В 1903–1905 гг., изгнанный из Германии за «подрывную» деятельность, жил с семьей в Париже, в 1905–1907 гг. — в Вильне (в этот период находился под сильным влиянием событий первой русской революции), с 1907 г. — в США.
Сыркин сторонник концепции синтеза национального и социального путей освобождения еврейского народа
Сыркин принадлежал к поколению образованных евреев, которые в конце 19 в. из-за национального бесправия и нередко полицейских преследований покидали Россию. Целиком поглощенные еврейским вопросом и поисками способов его решения, они эмоционально оставались привязанными к ней, ее языку, песням, культуре, природе и т. д. Сразу же вступив в землячество студентов-евреев из России, обучавшихся в Берлинском университете, и приняв в 1889 г. активное участие в создании Еврейско-русской научной ассоциации (из этой среды вышли также Х. Вейцман, Ш. Левин, Г. Лёве, Л. Моцкин и другие), Сыркин попал в эпицентр острых идеологических столкновений между сторонниками национального и социального путей освобождения еврейского народа от многовековых преследований и унижений. С 20-летнего возраста до конца жизни Сыркин с неукротимым темпераментом полемиста отстаивал необходимость синтеза обоих путей.
Основные элементы концепции
Основными элементами концепции Сыркина были: невозможность еврейского национального возрождения без одновременного коренного преобразования и обновления социальных условий жизни народа; социалистическое общественное устройство в будущем еврейском государстве и решительное неприятие разделяемой многими евреями-социалистами абстрактно-интернационалистской установки марксизма, согласно которой до освобождения всего человечества от угнетения и несправедливости нельзя добиться национального освобождения еврейского народа; всемерное поощрение массового возвращения евреев в Эрец-Исраэль; обновление еврейской жизни с помощью производительного труда в сельском хозяйстве, индустрии и других сферах на кооперативной основе, исключающей частную собственность, конкуренцию, рыночную стихию и социальное неравенство.
Утверждение концепции в сионистском движении
С конца 1880-х гг. Сыркин пропагандировал свои взгляды в многочисленных устных выступлениях и статьях в еврейской прессе. Сыркин бескомпромиссно отстаивал эту концепцию в сионистском движении, к которому сразу же присоединился, вопреки непримиримым разногласиям сторонников сионизма с социалистами-интернационалистами. Уже на 1-м Сионистском конгрессе (см. Сионистская организация), где его поддерживала лишь горстка делегатов, Сыркин начал упорную борьбу за победу своих взглядов.
Борьба за национальное возрождение еврейского народа в собственном государстве
Главным делом жизни Сыркин считал борьбу за национальное возрождение еврейского народа в собственном государстве и избавление его от бесправия и унижений; он не щадил ни себя, ни других ради достижения поставленной цели. В личной жизни это оборачивалось неустроенностью — отдавая почти все свое время делу национального служения, он редко имел постоянный заработок и мало интересовался им. С момента присоединения к сионистскому движению Сыркин резко критиковал Т. Герцля за его готовность искать поддержку даже у наиболее реакционных правителей и политиков и вступил в острый конфликт с буржуазно-клерикальным (как называл его Сыркин) руководством Сионистской организации. Сыркин считал, что это руководство в силу своего классового положения неспособно твердо отстаивать национальные интересы большинства еврейского народа — трудящихся масс, в которых он видел единственных носителей национальной идеи. Одну из многих газет, издание которых затевал Сыркин, он назвал «Дер хамойн» («Народные массы», идиш). В 1898 г., то есть спустя немногим более двух лет после появления работы Т. Герцля «Еврейское государство», Сыркин опубликовал в Вене, во влиятельном социалистическом журнале «Дойче ворт», статью «Еврейский вопрос и социалистическое еврейское государство» — манифест социалистического сионизма, который затем многократно переиздавался на разных языках в виде брошюры и имел в сионистском движении большой резонанс. Сыркин отвергал и «духовный сионизм» Ахад-hа-Ама, которого он обвинял в игнорировании жестокой реальности с ее антисемитизмом, погромами и массовой еврейской эмиграцией (в основном в США).
Поддержка плана Уганды - автономного убежища евреев
Важной вехой в деятельности Сыркина стала решительная поддержка Уганды плана, в котором он, после провалов всех попыток добиться у правителей Османской империи (см. Израиль; глава II; раздел Ограничение алии турецкими властями) разрешения на еврейскую эмиграцию в Эрец-Исраэль, увидел реальную и близкую возможность предоставить гонимым еврейским массам автономное убежище. В знак протеста против отклонения этого плана 7-м Сионистским конгрессом он в 1905 г. покинул сионистское движение и в течение нескольких лет был одним из ведущих лидеров территориализма.
Отказ от плана Угпнды
В 1909 г., убедившись, что концепция территориализма не обладает для еврейского народа такой притягательной силой, как идея возвращения на родину предков, а также поняв, насколько иллюзорны надежды, что какая-либо страна уступит евреям свою территорию (революция младотурок только подтвердила это), Сыркин вернулся во Всемирную сионистскую организацию. Будучи в это время лидером американских Поалей Цион, он продолжал твердо отстаивать приоритет национальных целей. Сыркин был горячим сторонником иврита как национального языка в будущем еврейском государстве и едко высмеивал нападки идишистов на иврит как на язык буржуазии и реакции.
Сыркин сторонник Жаботинского и декларации Бальфура
В годы Первой мировой войны Сыркин сыграл видную роль в преодолении прогерманских и нейтралистских настроений в американском еврействе и активно поддержал идею В. Жаботинского о создании Еврейской бригады в составе британской армии. Сыркин с воодушевлением встретил Бальфура Декларацию.
Продвижение основной концепции
Сыркин стал одним из инициаторов создания Американского еврейского конгресса и вошел в состав направленной им на Парижскую мирную конференцию еврейской делегации (см. Комитет еврейских делегаций). На съездах Всемирного союза Поалей Цион (особенно в 1919–20 гг.) Сыркин отстоял свою программу конструктивного социализма, основанную на принципах кооперации и сотрудничества, от нападок на нее как немарксистскую со стороны российской Поалей Цион во главе с последователями Б. Борохова, которые требовали разжигания классовой борьбы в ишуве. Позднее, на 13-м Сионистском конгрессе в 1923 г., Сыркин признал необходимым в интересах строительства страны искать взаимопонимание и сотрудничество и с несоциалистическими элементами в сионистском движении, и даже вне его, в том числе с представителями состоятельных еврейских кругов в рамках расширенного Еврейского агентства.
Пребывание в Эрец-Исраэль
В январе 1920 г. в составе делегации Всемирного союза Поалей Цион Сыркин совершил единственную поездку в Эрец-Исраэль (она длилась полгода), где к этому времени у него были ученики и последователи (Б. Кацнельсон и ряд других еврейских лидеров). Пребывание Сыркина в Эрец-Исраэль совпало с обороной Тель-Хая, во время которой погиб И. Трумпельдор. На его похоронах Сыркин произнес речь, исполненную веры в победу дела, за которое И. Трумпельдор отдал жизнь. Попытка Сыркина в начале 1920-х гг. найти компромисс по вопросу об отношении Поалей Цион к основанному В. Лениным 3-му Интернационалу имела целью предотвратить раскол с левой Поалей Цион, настаивавшей на вступлении в него.
Только внезапная смерть Сыркина в Нью-Йорке помешала ему осуществить свое намерение приехать в Эрец-Исраэль.
Литературная и публицистическая деятельность
Всю жизнь Сыркин занимался литературной и публицистической деятельностью. В 1896 г. вышла в свет его книга «Размышления о философии истории» (на немецком языке), в которой он противопоставил жесткому историческому детерминизму К. Маркса идею относительной свободы выбора народами своей судьбы. Сыркин — автор сотен статей на идиш, иврите, немецком, русском и английском языках, главным образом посвященных идеологии социалистического сионизма. Долгие годы он работал над оставшейся незавершенной «Историей еврейского народа» (была опубликована только частично).
Роль идей Сыркина в создании Государства Израиль
Через несколько лет после смерти Сыркина его концепция стала наиболее влиятельной в ишуве, а в середине 1930-х гг. одержала победу в Израильском рабочем движении. Именно Сыркин был основателем того социалистического сионизма, который привел в 1948 г. к созданию Государства Израиль и в последующие 30 лет определял всю внутреннюю и внешнюю политику страны.
Память о Сыркине в Израиле В 1951 г. останки Сыркина были перевезены в Израиль и захоронены на кладбище кивуца Киннерет, где покоятся и несколько других выдающихся деятелей социалистического сионистского движения. Его именем названо основанное в 1936 г. близ Петах-Тиквы поселение Кфар-Сиркин, а также многие улицы в городах и поселениях страны.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЫРКИН Нахман в ЭЕЭ