Саспортас, Я‘аков
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} |
+ | <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | <br>'''Саспортас Яаков''' (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), [[Раввин|раввин]], современник и непримиримый противник саббатианства (см. [[Саббатай Цви|Саббатай Цви]]). | ||
+ | == Молодые годы Саспортаса == | ||
+ | Родился в семье потомков [[Нахманид|Нахманида]] и рано прославился талмудической ученостью (см. [[Талмуд|Талмуд]]). В 18 лет был назначен [[Даян|даяном]] в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в [[Амстердам|Амстердам]]. | ||
+ | == Ученый-талмудист == | ||
- | + | Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов [[Библия|Библии]] в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. [[Каббала|Каббала]]) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама. | |
- | + | ||
- | + | === Борьба с саббатианством === | |
- | == | + | |
- | + | Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных. | |
- | + | ||
- | + | === Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая === | |
- | + | Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления [[Саббатая Цви|Саббатая Цви]], когда он объявил себя [[Мессия|Мессией]], и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г. | |
- | + | === Вторая часть книги === | |
- | === Вторая часть книги === | + | |
- | Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев. | + | Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев. |
- | + | ||
- | В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение. | + | === Третья часть книги === |
- | === Четвертая часть книги === | + | |
+ | В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение. | ||
+ | |||
+ | === Четвертая часть книги === | ||
Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг. | Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг. | ||
Строка 51: | Строка 56: | ||
== Изобличение лжемессианского характера саббатианства == | == Изобличение лжемессианского характера саббатианства == | ||
- | Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. [[Галаха]]) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и [[Христианство|христианством]] и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи [[Натан Из Газы|Натана из Газы]]. | + | Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. [[Галаха|Галаха]]) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и [[Христианство|христианством]] и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи [[Натан Из Газы|Натана из Газы]]. |
+ | <br> | ||
== Судьба книга «Цви — увядший цветок». == | == Судьба книга «Цви — увядший цветок». == | ||
- | При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в [[Одесса|Одессе]]). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. [[Тишби Иешаяху|И. | + | При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в [[Одесса|Одессе]]). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. [[Тишби Иешаяху|И. Тишби]], с его подробным введением. |
{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}} | {{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}} | ||
- | + | [[Category:Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]] | |
- | [[ | + |
Версия 16:34, 13 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Саспортас Яаков (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), раввин, современник и непримиримый противник саббатианства (см. Саббатай Цви).
Содержание |
Молодые годы Саспортаса
Родился в семье потомков Нахманида и рано прославился талмудической ученостью (см. Талмуд). В 18 лет был назначен даяном в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в Амстердам.
Ученый-талмудист
Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов Библии в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. Каббала) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.
Борьба с саббатианством
Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.
Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая
Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления Саббатая Цви, когда он объявил себя Мессией, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.
Вторая часть книги
Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.
Третья часть книги
В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.
Четвертая часть книги
Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.
Изобличение лжемессианского характера саббатианства
Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. Галаха) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и христианством и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи Натана из Газы.
Судьба книга «Цви — увядший цветок».
При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в Одессе). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. И. Тишби, с его подробным введением.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САСПОРТАС Яаков в ЭЕЭ