Эстер (Эсфирь), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (иллюстрация) |
|||
Строка 21: | Строка 21: | ||
== Особенности книги == | == Особенности книги == | ||
- | Автор её с точностью не известен, традиционно им считается [[Мардохей]] (Мордехай) | + | Автор её с точностью не известен, традиционно им считается [[Мардохей]] (Мордехай) — двоюродный брат [[Эсфирь|Эсфири]] (Эстер). Она написана на [[древнееврейский|иврите]], но с примесью [[Персидский язык|персидских]] и [[Арамейский язык|арамейских]] слов. |
некоторые части, отличающиеся в [[Септуагинта|Септуагинте]]. | некоторые части, отличающиеся в [[Септуагинта|Септуагинте]]. | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
[[Файл:Duraeuropa-1-.gif|thumb|280px|Фреска из [[Синагога Дура-Европос|синагоги в Дура-Европосе]], изображающая сцены из Книги Эсфирь, [[244 год до н. э.]]]] | [[Файл:Duraeuropa-1-.gif|thumb|280px|Фреска из [[Синагога Дура-Европос|синагоги в Дура-Европосе]], изображающая сцены из Книги Эсфирь, [[244 год до н. э.]]]] | ||
- | Главной героиней книги является [[Эсфирь]] | + | Главной героиней книги является [[Эсфирь]] — родственница и воспитанница еврея [[Мардохей|Мардохея]] (Мордехая), жившего в [[Сузы|Сузах]] (Шушан) и однажды спасшего жизнь [[Царь|царю]] [[Артаксеркс I|Артаксерксу]] (Ахашверошу). Когда перед царём встала проблема выбора новой жены (вместо отвергнутой им Астини (Вашти)), выбор его пал на Эсфирь. |
Один из придворных Артаксеркса, [[Аман (Библия)|Аман]]-[[Амаликитяне|амалекитянин]] был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. | Один из придворных Артаксеркса, [[Аман (Библия)|Аман]]-[[Амаликитяне|амалекитянин]] был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
== История Эсфири == | == История Эсфири == | ||
+ | [[Файл:Esther-millais 1865.jpg|thumb|left|280px|Джон Эверетт Милас, "[[Эстер]]" (1865)]] | ||
Эсфирь (прежде ''Гадасса'') была родственницей и воспитанницей еврея [[Мардохей|Мардохея]] (Мордехая), жившего в [[Сузы|Сузах]] и однажды спасшего жизнь царю. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой [[Астинь|Астини]] (Вашти), выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. | Эсфирь (прежде ''Гадасса'') была родственницей и воспитанницей еврея [[Мардохей|Мардохея]] (Мордехая), жившего в [[Сузы|Сузах]] и однажды спасшего жизнь царю. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой [[Астинь|Астини]] (Вашти), выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. | ||
Версия 22:23, 12 января 2012
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
Есфи́рь, или Эсфирь (ивр. אסתר, Эсте́р) — книга ТаНаХа (Ветхого Завета) из раздела Писаний и событий связанных с праздником Пурим.
Содержание |
Особенности книги
Автор её с точностью не известен, традиционно им считается Мардохей (Мордехай) — двоюродный брат Эсфири (Эстер). Она написана на иврите, но с примесью персидских и арамейских слов.
некоторые части, отличающиеся в Септуагинте.
Хотя в еврейском тексте книги ни разу не встречается имя Бога, она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Некоторые исследователи[1] видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу или псевдоисторическую повесть; но это мнение опровергается рядом фактов, в частности, подробным описанием быта и обстановки, характера персидского царя Артаксеркса, особенностями языка, массой подлинных персидских и зендских имен.
Содержание книги
Главной героиней книги является Эсфирь — родственница и воспитанница еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу (Ахашверошу). Когда перед царём встала проблема выбора новой жены (вместо отвергнутой им Астини (Вашти)), выбор его пал на Эсфирь.
Один из придворных Артаксеркса, Аман-амалекитянин был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа.
Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету, нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, Эсфирь явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана на той же виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, в том числе десятерых сыновей Амана. В воспоминание об этом у евреев был установлен праздник Пурим.
История Эсфири
Эсфирь (прежде Гадасса) была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь царю. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой Астини (Вашти), выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.
Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана-амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого. В силу этого указа иудеи, с оружием в руках, восстали на защиту своей жизни и избили множество врагов, причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.
Могила Есфири и Мардохея, а также храм, посвящённый им, находится в городе Хамадан (древние Экбатаны) в современном Иране.
Ссылки
- Статья «Эсфирь» в Электронной еврейской энциклопедии
- Толковая Библия Лопухина
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Эсфирь
- ↑ Землер и др.