Гробман, Михаил Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
[[Файл:M_Grobman.jpg|right|thumb|Михаил Яковлевич Гробман]] | [[Файл:M_Grobman.jpg|right|thumb|Михаил Яковлевич Гробман]] | ||
- | '''Михаил Яковлевич Гробман''' ([[1939]], [[Москва]]) — российский, затем израильский поэт и художник. | + | '''Михаил Яковлевич Гробман''' ([[1939]], [[Москва]]) — российский, затем израильский поэт и художник,коллекционер.Один из лидеров, теоретик и идеолог Второго русского авангарда. |
== Биография == | == Биография == | ||
- | |||
- | + | Родился в семье инженера. В 1956–58 гг. учился в вечерней школе, работал каменщиком на стройке, где началась его дружба с поэтом и диссидентом В. Гершуни (1930–95), оказавшим влияние на формирование политических взглядов Гробмана. Тогда же Гробман познакомился со скрипачом и композитором А. Надирашвили; общение с ним привело Гробмана к увлечению философией и мистикой. Многие художники-нонконформисты, пришедшие в искусство в конце 1950-х гг., как и Гробман, не получили официального художественного образования, место которого заняло обучение в частных студиях. К началу 1960-х гг. Гробман был постоянным участником выставок-просмотров и встреч в Лианозово у [[Рабин, Оскар|О. Рабина]], позже Гробман начал устраивать показы работ художников-авангардистов у себя дома. | |
- | Стихи в [[СССР]] не печатались. | + | 1966—1968 гг. — графические работы публиковались в журнале «Знание — сила». Стихи в [[СССР]] не печатались. |
- | В [[Израиль|Израиле]] с 1971 года. | + | В [[Израиль|Израиле]] с 1971 года. Жил в [[Иерусалим]]е, с [[1983]] г. — в [[Тель-Авив]]е. В Израиле Гробман продолжал активную творческую деятельность, участвовал в выставках в ведущих музеях и галереях как в Израиле, так и за рубежом (персональные: Тель-Авив, 1971–72, 1988, 1989, и др.; групповые: Чикаго, 1977; Тель-Авив, 1984,1988, 1989, 1991; Кельн, 1993; Бонн, 1994, и многие др.). В 1975 г. основал группу «Левиафан», был организатором художественных акций группы (1978, 1979, 1985 – Израиль, 1987 – Германия). В 1993 г. организовал в Музее израильского искусства в Рамат-Гане выставку группы. |
- | + | Редактировал газету «[[Левиафан (газета)|Левиафан]]». Член редколлегии журнала «[[Зеркало (журнал)|Зеркало]]». С [[1963]] года ведёт дневник — летопись художественной жизни. Более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | Редактировал газету «[[Левиафан (газета)|Левиафан]]». | + | |
- | + | ||
- | Член редколлегии журнала «[[Зеркало (журнал)|Зеркало]]». | + | |
- | + | ||
- | С [[1963]] года ведёт дневник — летопись художественной жизни. | + | |
- | + | ||
- | Более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи. | + | |
Жена Михаила Гробмана — Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала «Зеркало». | Жена Михаила Гробмана — Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала «Зеркало». | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
+ | В 1959 г. состоялась первая персональная выставка Гробмана в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной (Ленинград), в 1965 г. — в Доме художника в Москве; на ней экспонировались работы Гробмана, связанные с еврейской темой, что было беспрецедентным событием в те годы. В 1966 г. состоялась первая зарубежная выставка Гробмана (Городской театр в Усть-на-Орлице, Чехословакия). В 1967 г. Гробман опубликовал в Чехословакии свою первую статью о художниках нового авангарда. В том же году был принят в Союз художников СССР. Участвовал во многих выставках так называемого второго русского авангарда (см. ниже) в России, Европе, США. | ||
+ | |||
{{Начало цитаты}} | {{Начало цитаты}} | ||
Гробман с самого начала заявил о себе как еврейский художник. Важным элементом его творчества является магический символизм, наполненный образами, основанные на [[Библия|библейской]] символике, символике [[Каббала|каббалы]], средневекового еврейского искусства и [[магия|магии]] — [[рыба]], [[змея]], [[треугольник]], [[Древо познания]], [[Маген-Давид]], [[Менора]], надписи на [[иврит]]е и т. д. («Сотворение мира», 1962, собственность автора; «Разрушение Иерусалима», 1970, собственность автора; «Лестница Иакова», 1978, коллекция П. Шпильмана, [[Германия]]; «Сатана», 1980, [[Государственный Русский музей]], [[Санкт-Петербург]], и др.).<ref name="КЕЭ">{{ЭЕЭ|11311|Гробман Михаил}}</ref> | Гробман с самого начала заявил о себе как еврейский художник. Важным элементом его творчества является магический символизм, наполненный образами, основанные на [[Библия|библейской]] символике, символике [[Каббала|каббалы]], средневекового еврейского искусства и [[магия|магии]] — [[рыба]], [[змея]], [[треугольник]], [[Древо познания]], [[Маген-Давид]], [[Менора]], надписи на [[иврит]]е и т. д. («Сотворение мира», 1962, собственность автора; «Разрушение Иерусалима», 1970, собственность автора; «Лестница Иакова», 1978, коллекция П. Шпильмана, [[Германия]]; «Сатана», 1980, [[Государственный Русский музей]], [[Санкт-Петербург]], и др.).<ref name="КЕЭ">{{ЭЕЭ|11311|Гробман Михаил}}</ref> | ||
{{Конец цитаты}} | {{Конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | Гробман был одним из основателей художественного движения, известного как второй русский авангард. В число участников этого движения входили О. Рабин, [[Кабаков, Илья Иосифович|И. Кабаков]], [[Янкилевский, Владимир|В. Янкилевский]], Л. Нусберг (родился в 1937 г.), [[Яковлев, Владимир Игоревич|В. Яковлев]] и др. Группа не была объединена ни формально, ни по стилистическому принципу, художников связывала лишь общность взглядов на задачи искусства и отказ от официальных форм соцреализма. | ||
+ | |||
+ | Среди второй группы — работы раннего периода, выполненные в стиле, который впоследствии был назван соцартом («Генералиссимус», 1964, Музей Людвига, Кельн; «Тиха украинская ночь», 1982, собственность автора), и созданные в последние годы постмодернистские картины («Мавзолей Ленина в Тель-Авиве», 1988; «Поселок русских олим хадашим на Киннерете», 1993, обе — собственность автора). Это разделение весьма условно, поскольку все произведения Гробмана, в том числе концептуальные, построены на использовании сходных элементов («Электрическая птица», 1966, коллекция баронессы Ротшильд, Нью-Йорк; «Малевич», 1985, собственность автора). | ||
+ | |||
+ | С конца 1950-х гг. Гробман пишет стихи, многие из которых стали органичной частью его концептуальных живописных произведений («Небесные врата», 1977; «Лестница Иакова», 1978, и др.). В конце 1970-х гг. под редакцией Гробмана вышли три номера газеты «Левиафан», в которых печатались его дневники, стихи, рассуждения об искусстве и о художниках второго авангарда. Гробман выпустил книгу стихов «Военные тетради» (1992), он член редколлегий ряда журналов, в том числе «Зеркало» (Израиль). | ||
+ | |||
+ | С конца 1950-х гг. Гробман начал собирать произведения художников первого и второго русского авангарда. Он привез свою коллекцию в Израиль; в 1988 г. ее значительная часть была представлена на выставке в тель-авивском Музее искусства («Авангард — Революция — Авангард»), в Художественном музее в Герцлии (1980) и в Музее Бохума в Германии (1988). Работы из собрания Гробмана составили также большую часть выставки русского авангарда, прошедшей в Музее искусств Хайфы в 1998 г. | ||
+ | |||
+ | Работы Гробмана находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительного искусства имени А. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Музее искусства в Тель-Авиве, Музее Людвига в Кельне, Центре Помпиду (Париж) и др., в частных собраниях Израиля, США, Германии и России. | ||
+ | |||
+ | Гробман — лауреат премии Союза художников Израиля (2000) и премии имени [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгофа]] (2001). | ||
+ | |||
=== Книги === | === Книги === | ||
# Michail Grobman : paintings, drawinngs, prints : the Tel Aviv museum, H. Rubinstein pavilion, Dec. 71-Jan. 72 / Tel Aviv, 1972. | # Michail Grobman : paintings, drawinngs, prints : the Tel Aviv museum, H. Rubinstein pavilion, Dec. 71-Jan. 72 / Tel Aviv, 1972. | ||
Строка 80: | Строка 84: | ||
[[Категория:Еврейские поэты]] | [[Категория:Еврейские поэты]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] | ||
+ | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | ||
+ | |||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
:[[en:Michail Grobman]] | :[[en:Michail Grobman]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} |
Версия 17:29, 5 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Михаил Яковлевич Гробман (1939, Москва) — российский, затем израильский поэт и художник,коллекционер.Один из лидеров, теоретик и идеолог Второго русского авангарда.
Содержание |
Биография
Родился в семье инженера. В 1956–58 гг. учился в вечерней школе, работал каменщиком на стройке, где началась его дружба с поэтом и диссидентом В. Гершуни (1930–95), оказавшим влияние на формирование политических взглядов Гробмана. Тогда же Гробман познакомился со скрипачом и композитором А. Надирашвили; общение с ним привело Гробмана к увлечению философией и мистикой. Многие художники-нонконформисты, пришедшие в искусство в конце 1950-х гг., как и Гробман, не получили официального художественного образования, место которого заняло обучение в частных студиях. К началу 1960-х гг. Гробман был постоянным участником выставок-просмотров и встреч в Лианозово у О. Рабина, позже Гробман начал устраивать показы работ художников-авангардистов у себя дома.
1966—1968 гг. — графические работы публиковались в журнале «Знание — сила». Стихи в СССР не печатались.
В Израиле с 1971 года. Жил в Иерусалиме, с 1983 г. — в Тель-Авиве. В Израиле Гробман продолжал активную творческую деятельность, участвовал в выставках в ведущих музеях и галереях как в Израиле, так и за рубежом (персональные: Тель-Авив, 1971–72, 1988, 1989, и др.; групповые: Чикаго, 1977; Тель-Авив, 1984,1988, 1989, 1991; Кельн, 1993; Бонн, 1994, и многие др.). В 1975 г. основал группу «Левиафан», был организатором художественных акций группы (1978, 1979, 1985 – Израиль, 1987 – Германия). В 1993 г. организовал в Музее израильского искусства в Рамат-Гане выставку группы.
Редактировал газету «Левиафан». Член редколлегии журнала «Зеркало». С 1963 года ведёт дневник — летопись художественной жизни. Более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи.
Жена Михаила Гробмана — Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала «Зеркало».
Творчество
В 1959 г. состоялась первая персональная выставка Гробмана в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной (Ленинград), в 1965 г. — в Доме художника в Москве; на ней экспонировались работы Гробмана, связанные с еврейской темой, что было беспрецедентным событием в те годы. В 1966 г. состоялась первая зарубежная выставка Гробмана (Городской театр в Усть-на-Орлице, Чехословакия). В 1967 г. Гробман опубликовал в Чехословакии свою первую статью о художниках нового авангарда. В том же году был принят в Союз художников СССР. Участвовал во многих выставках так называемого второго русского авангарда (см. ниже) в России, Европе, США.
Гробман с самого начала заявил о себе как еврейский художник. Важным элементом его творчества является магический символизм, наполненный образами, основанные на библейской символике, символике каббалы, средневекового еврейского искусства и магии — рыба, змея, треугольник, Древо познания, Маген-Давид, Менора, надписи на иврите и т. д. («Сотворение мира», 1962, собственность автора; «Разрушение Иерусалима», 1970, собственность автора; «Лестница Иакова», 1978, коллекция П. Шпильмана, Германия; «Сатана», 1980, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, и др.).[1]
Гробман был одним из основателей художественного движения, известного как второй русский авангард. В число участников этого движения входили О. Рабин, И. Кабаков, В. Янкилевский, Л. Нусберг (родился в 1937 г.), В. Яковлев и др. Группа не была объединена ни формально, ни по стилистическому принципу, художников связывала лишь общность взглядов на задачи искусства и отказ от официальных форм соцреализма.
Среди второй группы — работы раннего периода, выполненные в стиле, который впоследствии был назван соцартом («Генералиссимус», 1964, Музей Людвига, Кельн; «Тиха украинская ночь», 1982, собственность автора), и созданные в последние годы постмодернистские картины («Мавзолей Ленина в Тель-Авиве», 1988; «Поселок русских олим хадашим на Киннерете», 1993, обе — собственность автора). Это разделение весьма условно, поскольку все произведения Гробмана, в том числе концептуальные, построены на использовании сходных элементов («Электрическая птица», 1966, коллекция баронессы Ротшильд, Нью-Йорк; «Малевич», 1985, собственность автора).
С конца 1950-х гг. Гробман пишет стихи, многие из которых стали органичной частью его концептуальных живописных произведений («Небесные врата», 1977; «Лестница Иакова», 1978, и др.). В конце 1970-х гг. под редакцией Гробмана вышли три номера газеты «Левиафан», в которых печатались его дневники, стихи, рассуждения об искусстве и о художниках второго авангарда. Гробман выпустил книгу стихов «Военные тетради» (1992), он член редколлегий ряда журналов, в том числе «Зеркало» (Израиль).
С конца 1950-х гг. Гробман начал собирать произведения художников первого и второго русского авангарда. Он привез свою коллекцию в Израиль; в 1988 г. ее значительная часть была представлена на выставке в тель-авивском Музее искусства («Авангард — Революция — Авангард»), в Художественном музее в Герцлии (1980) и в Музее Бохума в Германии (1988). Работы из собрания Гробмана составили также большую часть выставки русского авангарда, прошедшей в Музее искусств Хайфы в 1998 г.
Работы Гробмана находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительного искусства имени А. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Музее искусства в Тель-Авиве, Музее Людвига в Кельне, Центре Помпиду (Париж) и др., в частных собраниях Израиля, США, Германии и России.
Гробман — лауреат премии Союза художников Израиля (2000) и премии имени М. Дизенгофа (2001).
Книги
- Michail Grobman : paintings, drawinngs, prints : the Tel Aviv museum, H. Rubinstein pavilion, Dec. 71-Jan. 72 / Tel Aviv, 1972.
- «Обложки» / подвал, 1984. — 10 экз.
- «Военные тетради 1978—1992» / Михаил Гробман. — Тель-Авив : «Левиафан», 1992. — С. 111.
- «Проповедь Иуды» / Обл. авт. — Тель-Авив: «Левиафан», 1992. — С. 111.
- «Левиафан»: Дневники 1963-1971 г.» / Михаил Гробман. — М. : Новое лит. обозрение, 2002. — С. 541: — 2000 экз. — ISBN 5-86793-171-4.
- «В чёрной-чёрной стране» / [на языке иврит], 2005.
- «Последнее небо», стихи / 2006, Москва.
В антологиях
- [стихотворения] — стр. 84—87 // «Двоеточие», поэтическая антология; редактор-составитель Нега Грезина, 2000, — С. 144, ISBN 965-7031-24-9.
- [стихотворения] — стр. 279—282 // «Освобожденный Улисс». Современная русская поэзия за пределами России. / Сост. Д. Кузьмин. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — С 996, ISBN 5-86793-304-0.
- [стихотворения] — стр. 181—188 // «Антология поэзии. Израиль 2005» / Координатор проекта и редактор-сотавитель А. Кобринский, составители: Д. Байдак, Ю. Вольт, В. Голков, Ф. Гойхман, Л. Колганов, П. Межурицкий, В. Тарасов; Тель-Авив, — С. 512, ISBN 965-90667-2-4.
Выставки
- 1971 — Тель-Авивский музей
- 1999 — Государственный Русский музей
Сноски
- ↑ Статья «Гробман Михаил» в Электронной еврейской энциклопедии
Ссылки
- «Вечер поэта и художника Михаила Гробмана», museum.ru
- Личный сайт Михаила Гробмана
- В Библиотеке АМК: [1], [2], [3]
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.