Левинас, Эммануэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
==Биография== | ==Биография== | ||
- | * Родился в [[еврей]]ской семье в [[Литва|Литве]], где получил воспитание в традиции [[иудаизм]]а. | + | * Родился в [[еврей]]ской семье в [[Литва|Литве]], где получил воспитание в традиции [[иудаизм]]а. Большую часть своей жизни оставался ортодоксально соблюдающим евреем. |
* В 1923 г. эмигрировал во Францию. | * В 1923 г. эмигрировал во Францию. | ||
* Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с [[Бланшо, Морис|Морисом Бланшо]], положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению [[Феноменология|феноменологии]] во Фрайбургском Университете под руководством [[Гуссерль, Эдмунд|Эдмунда Гуссерля]]. Там же, во [[Фрайбург]]е посещал семинары [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]]. | * Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с [[Бланшо, Морис|Морисом Бланшо]], положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению [[Феноменология|феноменологии]] во Фрайбургском Университете под руководством [[Гуссерль, Эдмунд|Эдмунда Гуссерля]]. Там же, во [[Фрайбург]]е посещал семинары [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]]. | ||
- | * В 1939 г. мобилизован в связи с началом [[II Мировая война|Второй Мировой войны]]. | + | * В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.). |
- | * | + | * В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство. |
+ | * В 1939 г. мобилизован в связи с началом [[II Мировая война|Второй Мировой войны]]. В 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]]. | ||
+ | * После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), [[Университет Париж X - Нантер|Нантере]] (1967 - 1973), а после этого в Сорбонне (1973 - 1976). | ||
+ | * С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны. | ||
* Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже. | * Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже. | ||
==Философия== | ==Философия== | ||
- | + | ||
+ | === Ранние работы в русле феноменологии и экзистенциализма === | ||
+ | |||
+ | Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988). | ||
+ | |||
+ | Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность. | ||
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции [[экзистенциализм]]ом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др. | Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции [[экзистенциализм]]ом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др. | ||
- | + | === Собственно философия Левинаса - проблема «Другого» === | |
+ | |||
+ | Однако центральное место в философии Левинаса занимает проблема «Другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем еврейских концепций диалогизма [[Бубер|Мартина Бубера]] и, главным образом, [[Розенцвейг, Франц|Франца Розенцвейга]], в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса. | ||
+ | |||
+ | Суть концепции Левинаса состоит в том, что мы самоопределяемся через ответственность по отношению к Другому, даже если этот Другой не отвечает нам взаимностью и не поддерживает диалог. Ключевое слово философии Левинаса - "ответственность". | ||
+ | |||
+ | В центре внимания Левинаса - [[Этика|этическая]] проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры [[Другой|Другого]]. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я [[Трансцендентальное|трансцендентального]], не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Еврейская деятельность == | ||
+ | |||
+ | Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в ТаНаХе, [[Талмуд|Талмуде]] и другие произведения иудаизма, вплоть до [[Хасидизм|хасидизма]]. | ||
+ | |||
+ | В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами ([[Глюксман, Андре|А. Глюксман]]; [[Леви Бернар-Анри|Б. А. Леви]]; [[Тригано, Шмуэль|Ш. Тригано]], Б. Шураки (см. [[А. Н. Шураки]]), [[Уакнин, Марк Ален|М. А. Уакнин]]). | ||
+ | |||
+ | Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором еврейской "Восточной нормальной школы" (Эколь нормаль ориенталь) [[Альянс|Альянса]]. | ||
+ | |||
+ | Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы [[Тора|Торы]]. | ||
+ | |||
+ | == Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху == | ||
+ | |||
+ | Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века. | ||
+ | |||
+ | Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета». | ||
+ | |||
+ | Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа. | ||
+ | |||
+ | Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий». | ||
+ | |||
+ | Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Книги == | ||
+ | |||
+ | Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте [[Целан, Пауль|П. Целане]]. | ||
- | ==Русская библиография== | + | ===Русская библиография=== |
* ''Левинас, Э.'' [http://i-text.narod.ru/lib/levinas/levinas_vremya_i_drugoi.htm Время и другой = Le temps et l'autre;]Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. | * ''Левинас, Э.'' [http://i-text.narod.ru/lib/levinas/levinas_vremya_i_drugoi.htm Время и другой = Le temps et l'autre;]Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998. | ||
* Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204. | * Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204. | ||
Строка 75: | Строка 117: | ||
- | + | {{ElevenCopyRight|12365|ЛЕВИНАС Эммануэль}} | |
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:Еврейская философия]] | ||
Версия 10:40, 4 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Эммануэль Левинас | |
Emmanuel Lévinas | |
Файл:Emmanuel Levinas.jpg Эммануэль Левинас |
|
Дата рождения: |
30 декабря (12 января) 1906 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
25 декабря 1995 |
Место смерти: | |
Оказавшие влияние: |
Гуссерль, Хайдеггер, Бубер, Розенцвейг |
Эммануэ́ль Левина́с (фр. Emmanuel Lévinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ.
Содержание |
Биография
- Родился в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. Большую часть своей жизни оставался ортодоксально соблюдающим евреем.
- В 1923 г. эмигрировал во Францию.
- Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера.
- В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.).
- В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство.
- В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. В 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в Катастрофе.
- После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а после этого в Сорбонне (1973 - 1976).
- С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны.
- Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.
Философия
Ранние работы в русле феноменологии и экзистенциализма
Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988).
Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность.
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.
Собственно философия Левинаса - проблема «Другого»
Однако центральное место в философии Левинаса занимает проблема «Другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем еврейских концепций диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.
Суть концепции Левинаса состоит в том, что мы самоопределяемся через ответственность по отношению к Другому, даже если этот Другой не отвечает нам взаимностью и не поддерживает диалог. Ключевое слово философии Левинаса - "ответственность".
В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
Еврейская деятельность
Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в ТаНаХе, Талмуде и другие произведения иудаизма, вплоть до хасидизма.
В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами (А. Глюксман; Б. А. Леви; Ш. Тригано, Б. Шураки (см. А. Н. Шураки), М. А. Уакнин).
Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором еврейской "Восточной нормальной школы" (Эколь нормаль ориенталь) Альянса.
Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы Торы.
Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху
Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века.
Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета».
Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа.
Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий».
Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству.
Книги
Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте П. Целане.
Русская библиография
- Левинас, Э. Время и другой = Le temps et l'autre;Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
- Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
- Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН, 2004.
- Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
- Левинас, Э. Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.
- Левинас, Э. Три статьи о еврейском образовании / Пер. с фр. Е. Кушнера и А. Львова // Новая еврейская школа. — 1999. — № 4.
Литература
- Вдовина И.С. Э.Левинас и Э.Гуссерль // История философии.№ 10. М.,2003. С.101-115.
Ссылки
- Emmanuel Levinas Russian WebPage
- An Online Primary Bibliography (1929—2007) and Secondary Bibliography (1990—2007) By the Dutch Levinas Society in cooperation with The University for Humanistics in Utrecht. Under supervision of Dr. Joachim Duyndam.
- http://filosof.historic.ru/books/a0000_4.shtml
- Сочинения Э. Левинаса на русском языке
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВИНАС Эммануэль в ЭЕЭ
af:Emmanuel Levinas bg:Еманюел Левинас ca:Emmanuel Lévinas cs:Emmanuel Lévinasfi:Emmanuel Lévinasja:エマニュエル・レヴィナス ko:에마뉘엘 레비나스 la:Emmanuel Levinas lb:Emmanuel Lévinas li:Emmanuel Lévinas lt:Emanuelis Levinas lv:Emanuels Levins nl:Emmanuel Lévinas no:Emmanuel Lévinas pl:Emmanuel Levinas pt:Emmanuel Lévinas ro:Emmanuel Levinas sk:Emmanuel Lévinas sr:Емануел Левинас sv:Emmanuel Levinas tl:Emmanuel Lévinas zh:列維納斯
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.