Талион (принцип наказания)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|УРОВЕНЬ=
|НАЗВАНИЕ=
|ПОДЗА…») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Хиллел» на «Гилель») |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам [[Бог]] осуществляет [[Справедливость|справедливость]] (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники). [[Филон Александрийский]] защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания. На основании сообщений [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30). Однако законоучители [[Талмуд|Талмуда]] постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22). | Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам [[Бог]] осуществляет [[Справедливость|справедливость]] (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники). [[Филон Александрийский]] защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания. На основании сообщений [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30). Однако законоучители [[Талмуд|Талмуда]] постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22). | ||
- | Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). Знаменитое предписание [[ | + | Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). Знаменитое предписание [[Гилель|Гилельа]], которое, по его словам, вмещает всю [[Тора|Тору]]: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе. |
В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона. | В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона. |
Версия 07:48, 28 декабря 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Талион (от латинского talio, `возмездие в равной мере`), концепция наказания, основанная на идее прямого и равного возмещения нанесенного ущерба — жизнь за жизнь (Быт. 9:6), рана за рану (עַיִן תַּחַת עַיִן, аин тахат аин — `око за око`, Исх. 21:23–25; Лев. 24:19, 20), причинение лжесвидетелю того, что он намеревался причинить своим свидетельством другому (Втор. 19:19).
Принцип талиона несомненно практиковался в библейские и послебиблейские времена. Воздаяние меры за меру — путь, каким сам Бог осуществляет справедливость (ср. Ис. 3:11; Иер. 17:10; 50:15; Иех. 7:8 и другие источники). Филон Александрийский защищал принцип возмездия как единственно справедливый способ наказания. На основании сообщений Иосифа Флавия можно заключить, что, как и в Древнем Риме, в Иудее потерпевший имел право выбирать между денежной компенсацией и нанесением эквивалентного ущерба виновному (ср. Исх. 21:30). Однако законоучители Талмуда постановили, что талионом за нанесение телесного повреждения может быть только денежная компенсация (БК. 8:1), — в первую очередь потому, что справедливость талиона скорее кажущаяся, нежели подлинная. Так, глаз может быть большего или меньшего размера, обладать более или менее острым зрением и т. п., так что в возмещении «око за око» равенство — только в названии. Поэтому нарушается не только сам принцип эквивалентности талиона, но и библейское предписание единого закона для всех (Лев. 24:22).
Пришедшая на смену талиону денежная компенсация не столько соотносилась с величиной ущерба, сколько носила характер наказания. Вместе с тем, Талмуд хотя и отменил практику талиона, но подтвердил сам принцип естественной справедливости: мера, какой человек мерит, это та мера, которой ему будет отмерено (Сот. 1:7 и в других местах). Знаменитое предписание Гилельа, которое, по его словам, вмещает всю Тору: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» (Шаб. 31а), — основано на том же принципе.
В 19 в. в антисемитской литературе евреи обвинялись в жестокости в связи с применением принципа талиона.