Мораль - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
м (Замена текста — «Хиллел» на «Гилель»)
Строка 29: Строка 29:
Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. Библейские пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. Библейские пророки (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
-
В эпоху Второго [[Храм|храма]] напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Фарисеи|фарисеями]]; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине [[Ессеи|ессеев]] (см. также [[Мессия]]). Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. Крупнейший авторитет [[Устный Закон|Устного Закона]] Хиллел (см. [[Бет-Хиллел И Бет-Шаммай|Бет-Хиллел и Бет-Шаммай]]) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а). Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. [[Иисус]]).
+
В эпоху Второго [[Храм|храма]] напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Фарисеи|фарисеями]]; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине [[Ессеи|ессеев]] (см. также [[Мессия]]). Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. Крупнейший авторитет [[Устный Закон|Устного Закона]] Гилель (см. [[Бет-Гилель И Бет-Шаммай|Бет-Гилель и Бет-Шаммай]]) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а). Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. [[Иисус]]).
Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, [[Мусар]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Хасидизм]]), все они, в том числе и различные направления еврейской [[Философиясодержание|философии]], оставались верны принципу гармонии. Лидеры светского [[Сионизм|сионизма]] рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.
Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, [[Мусар]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Хасидизм]]), все они, в том числе и различные направления еврейской [[Философиясодержание|философии]], оставались верны принципу гармонии. Лидеры светского [[Сионизм|сионизма]] рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.

Версия 07:47, 28 декабря 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Мораль. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта иудаизма, воспринятая от него христианством и исламом, — единство ритуального и морального кодексов. Так, уже в Десяти заповедях большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против Бога. Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив.

Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. Библейские пророки (см. Пророки и пророчество) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.

В эпоху Второго храма напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между саддукеями и фарисеями; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине ессеев (см. также Мессия). Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. Крупнейший авторитет Устного Закона Гилель (см. Бет-Гилель и Бет-Шаммай) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а). Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. Иисус).

Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, Мусар, Реформизм в иудаизме, Хасидизм), все они, в том числе и различные направления еврейской философии, оставались верны принципу гармонии. Лидеры светского сионизма рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. Ахад-hа-Ам считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.

Подробнее о морали в иудаизме см. Этика, а также Библия, Бог, Галаха, Иудаизм, Монотеизм, Мицвот, Философия.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОРАЛЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация