Витебск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 27: Строка 27:
  |год переписи                    = 2009
  |год переписи                    = 2009
  |национальный состав              = белорусы — 80,47 %, <br /> русские — 12,67 %, <br /> украинцы — 1,31 %, <br /> другие — 5,55  
  |национальный состав              = белорусы — 80,47 %, <br /> русские — 12,67 %, <br /> украинцы — 1,31 %, <br /> другие — 5,55  
-
  |конфессиональный состав          = православие, протестантизм, иудаизм
+
  |конфессиональный состав          = православие, протестантизм, [[иудаизм]]
  |официальный язык                = беларусский, русский
  |официальный язык                = беларусский, русский
}}
}}
-
 
-
 
-
[[Файл:HausChagallW.JPG|thumb|200px|Дом-музей Марка Шагала]]
 
'''Ви́тебск''' ({{lang-be|Ві́цебск}}) — [[город]] в [[Белоруссия|Белоруссии]], областной центр [[Витебская область|Витебской области]].  
'''Ви́тебск''' ({{lang-be|Ві́цебск}}) — [[город]] в [[Белоруссия|Белоруссии]], областной центр [[Витебская область|Витебской области]].  
Население — 347,5 тыс. человек ([[2009]]). Площадь — 96 км²
Население — 347,5 тыс. человек ([[2009]]). Площадь — 96 км²
 +
== Географическая характеристика ==
== Географическая характеристика ==
-
 
Расположен на северо-востоке [[Белоруссия|Беларуси]] на берегах реки [[Западная Двина (река)|Западная Двина]] и её притоков [[Витьба]] и [[Лучоса (река)|Лучоса]].  
Расположен на северо-востоке [[Белоруссия|Беларуси]] на берегах реки [[Западная Двина (река)|Западная Двина]] и её притоков [[Витьба]] и [[Лучоса (река)|Лучоса]].  
 +
== История города ==
== История города ==
-
 
Археологические исследования свидетельствуют, что в устье витьбы существовали поселения, основанные балтскими племенами, которых к IX веку сменили славянские племена кривичей. Согласно летописи Михаила Панцирного (1760 г.), Витебск (Дбеск, Видбеск, Видебск, Витепеск, Витьбеск) основан киевской княгиней Ольгой в 974. По другим версиям — в 947 или 914 году.
Археологические исследования свидетельствуют, что в устье витьбы существовали поселения, основанные балтскими племенами, которых к IX веку сменили славянские племена кривичей. Согласно летописи Михаила Панцирного (1760 г.), Витебск (Дбеск, Видбеск, Видебск, Витепеск, Витьбеск) основан киевской княгиней Ольгой в 974. По другим версиям — в 947 или 914 году.
Первое упоминание о Витебске в «Повести временных лет» — как о владении князя Брячислава Изяславича, которому Ярослав Мудрый передал Витебск в 1021 году.
Первое упоминание о Витебске в «Повести временных лет» — как о владении князя Брячислава Изяславича, которому Ярослав Мудрый передал Витебск в 1021 году.
 +
После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславича в 1101 году Витебск стал центром Витебского княжества (удел Полоцкого княжества).
После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславича в 1101 году Витебск стал центром Витебского княжества (удел Полоцкого княжества).
Находясь в составе Великого княжества Литовского, город пользовался льготами и автономией. С 1506 г. Витебск стал центром Витебского воеводства Великого княжества Литовского, а с 1569 года — Речи Посполитой.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
Находясь в составе Великого княжества Литовского, город пользовался льготами и автономией. С 1506 г. Витебск стал центром Витебского воеводства Великого княжества Литовского, а с 1569 года — Речи Посполитой.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
Строка 51: Строка 49:
После первого раздела Польши в 1772 г. Витебск был включен в состав России. В это время еврейская община города насчитывала 1227 человек (около 25 % населения). С 1776 г. Витебск — уездный город Полоцкой губернии, с 1807 г. — центр Витебской губернии. Постройка в 60-х гг. 19 в. железной дороги Орел — Витебск — Двинск превратила Витебск в крупный центр торговли, что привело к бурному росту города. В 1897 г. еврейское население Витебска насчитывало 34 420 человек (52,4% население).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
После первого раздела Польши в 1772 г. Витебск был включен в состав России. В это время еврейская община города насчитывала 1227 человек (около 25 % населения). С 1776 г. Витебск — уездный город Полоцкой губернии, с 1807 г. — центр Витебской губернии. Постройка в 60-х гг. 19 в. железной дороги Орел — Витебск — Двинск превратила Витебск в крупный центр торговли, что привело к бурному росту города. В 1897 г. еврейское население Витебска насчитывало 34 420 человек (52,4% население).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
-
9 ноября 1917: в городе была провозглашена Советская власть.
+
* 9 ноября 1917: в городе была провозглашена Советская власть.
 +
* 27 июля 1990: в составе независимой Беларуси.
-
27 июля 1990: в составе независимой Беларуси.
 
== Ранний период еврейской общины==
== Ранний период еврейской общины==
-
 
Начало образования общины относится к 1627 году, когда воевода Симеон Сангушко разрешил евреям на имя арендатора Юды Якубовича построить синагогу на собственной земле, в замке или городе, соответственно королевским привилегиям и листам прежних витебских воевод. Община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей. Согласно королевской привилегии 1634 г., за евреями Витебска признавалось (кроме общих для всех евреев Литвы прав и льгот в отношении торговли и устройства синагог и кладбищ) право приобретать в Витебске земельную собственность и дома, уплачивая за них обыкновенные налоги; они были подчинены воеводе.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
Начало образования общины относится к 1627 году, когда воевода Симеон Сангушко разрешил евреям на имя арендатора Юды Якубовича построить синагогу на собственной земле, в замке или городе, соответственно королевским привилегиям и листам прежних витебских воевод. Община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей. Согласно королевской привилегии 1634 г., за евреями Витебска признавалось (кроме общих для всех евреев Литвы прав и льгот в отношении торговли и устройства синагог и кладбищ) право приобретать в Витебске земельную собственность и дома, уплачивая за них обыкновенные налоги; они были подчинены воеводе.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
 +
== Религиозный и культурный центр ==
== Религиозный и культурный центр ==
 +
Витебск был центром еврейской жизни региона.
-
* Витебск был центром еврейской жизни региона.  
+
С конца XVIII в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов [[Хаскала|Хаскалы]]. Начало развиваться движение [[Ховевей Цион|Ховевей Цион]], а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров [[Бунд|Бунда]]). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 года. Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления По‘алей Цион, одна из еврейских религиозных школ (Талмуд-Тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями.  
-
* С конца XVIII в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме.  
+
Художник [[Пэн, Юдель Моисеевич|Ю.Пэн]] открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагала]] и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]].<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
-
* В XIX в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов [[Хаскала|Хаскалы]]. Начало развиваться движение [[Ховевей Цион|Ховевей Цион]], а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров [[Бунд|Бунда]]). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 г.
 
-
* Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления По‘алей Цион, одна из еврейских религиозных школ (Талмуд-Тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.  
+
== Витебск, как один из центров еврейства ==
 +
Витебск был оплотом [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. С конца 18 в. город становится одним из основных центров направления [[Хабад]] в [[Хасидизм|хасидизме]]. В 19 в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов [[Хаскала|Хаскалы]]. Начало развиваться движение [[Ховевей Цион]], а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров [[Бунд|Бунда]]). Сионистский лидер [[Брук, Григорий|Г. Брук]] занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 г.
-
* После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями.  
+
Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления [[Поалей Цион|Поалей Цион]], одна из еврейских религиозных школ ([[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на [[Иврит Язык|иврите]]. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями. Художник [[Пэн, Иехуда|И. Пэн]] открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая [[Шагал, Марк|М. Шагала]] и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]].
-
* Художник [[Пэн, Юдель Моисеевич|Ю.Пэн]] открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагала]] и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]].<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
 
-
 
-
===  Витебский пинкос ===
 
 +
==  Витебский пинкос ==
Витебский [[пинкос]] (актовая книга еврейской общины) охватывает период около 200 лет; первый протокол датирован 5466 годом (от Сотворения мира). Заключая в себе исторические сведения, пинкос приводит также много бытовых данных.  
Витебский [[пинкос]] (актовая книга еврейской общины) охватывает период около 200 лет; первый протокол датирован 5466 годом (от Сотворения мира). Заключая в себе исторические сведения, пинкос приводит также много бытовых данных.  
-
* Пинкос отмечает долги обществ священникам разных церквей (доминиканцам 2000 злотых из 7—8%); заемный лист написан на пергаменте, с одной стороны на русском языке, a с другой — на польском. Для раскладки налогов на членов общины назначались особые оценщики и ассистенты-домохозяева, которые обязывались присягой производить раскладку пропорционально и по справедливости (приводится текст присяги).  
+
Пинкос отмечает долги обществ священникам разных церквей (доминиканцам 2000 злотых из 7—8%); заемный лист написан на пергаменте, с одной стороны на русском языке, a с другой — на польском. Для раскладки налогов на членов общины назначались особые оценщики и ассистенты-домохозяева, которые обязывались присягой производить раскладку пропорционально и по справедливости (приводится текст присяги). Ввиду того, что многие, живущие в селах и окрестностях Витебска, не платят общественных налогов, связанных с обрядами и культом, и сами устраивают молитвенные дома и свадьбы, было постановлено подвергать таких лиц [[херем|херему]] . Обложение начиналось с 1 коп. и доходило до 14 коп. (в месяц или год — неизвестно).  
-
* Ввиду того, что многие, живущие в селах и окрестностях Витебска, не платят общественных налогов, связанных с обрядами и культом, и сами устраивают молитвенные дома и свадьбы, было постановлено подвергать таких лиц [[херем|херему]] . Обложение начиналось с 1 коп. и доходило до 14 коп. (в месяц или год — неизвестно).  
+
 
-
* В месяце Хешване 1737 г. собрался областной съезд, и постановлено было бойкотировать его, так как участникам съезда от Витебска грозил штраф и лишение права быть избранным на общественную должность.  
+
В месяце Хешване 1737 г. собрался областной съезд, и постановлено было бойкотировать его, так как участникам съезда от Витебска грозил штраф и лишение права быть избранным на общественную должность. Во избежание недоразумений при распределении "алии" (вызова, т.е. "поднятия" к чтению Торы) постановлено: все почести, связанные с отправлением культа, продавать и вырученные деньги передавать через главного старосту в пользу благотворительных учреждений. На каждый свадебный обед — которых всего бывало три — дозволялось приглашать не свыше 20 чел., не считая сватов и близких родственников. Каждый из приглашенных мог участвовать только в одном свадебном обеде; очередь же гостей из числа 60, выбираемых устроителями свадьбы, — намечалась жребием. На обряд обрезания дозволено приглашать не больше 30 человек. Пряниками и сластями угощать гостей запрещалось.  
-
* Во избежание недоразумений при распределении "алии" (вызова, т.е. "поднятия" к чтению Торы) постановлено: все почести, связанные с отправлением культа, продавать и вырученные деньги передавать через главного старосту в пользу благотворительных учреждений.  
+
-
* На каждый свадебный обед — которых всего бывало три — дозволялось приглашать не свыше 20 чел., не считая сватов и близких родственников. Каждый из приглашенных мог участвовать только в одном свадебном обеде; очередь же гостей из числа 60, выбираемых устроителями свадьбы, — намечалась жребием. На обряд обрезания дозволено приглашать не больше 30 человек. Пряниками и сластями угощать гостей запрещалось.  
+
- Эти ограничения сделаны были во избежание больших пиршеств, благодаря которым люди малоимущие, не будучи в состоянии их устраивать, могли бы почувствовать себя униженными.  
- Эти ограничения сделаны были во избежание больших пиршеств, благодаря которым люди малоимущие, не будучи в состоянии их устраивать, могли бы почувствовать себя униженными.  
-
— Лица, не уплачивающие налога в пользу общества, имеют право приглашать на свадьбу лишь 10 чел. Для свадьбы можно резать две коровы, не платя [[коробочный сбор|коробочного сбора]]; для обрезания — одну корову.  
+
— Лица, не уплачивающие налога в пользу общества, имеют право приглашать на свадьбу лишь 10 чел. Для свадьбы можно резать две коровы, не платя [[коробочный сбор|коробочного сбора]]; для обрезания — одну корову. Во избежание могущих возникнуть волнений строго запрещено — под страхом отлучения — арендовать площадь близ костела.  
-
* Во избежание могущих возникнуть волнений строго запрещено — под страхом отлучения — арендовать площадь близ костела.  
+
 
-
* Жалование раввинам определялось заранее, в 1725 году — 250 золот., кроме того, раввин имел доходы от "коробки" (коробочного сбора) — 1 талер, от кабаков — 1 талер и пр.  
+
Жалование раввинам определялось заранее, в 1725 году — 250 золот., кроме того, раввин имел доходы от "коробки" (коробочного сбора) — 1 талер, от кабаков — 1 талер и пр. Пропинационное право ценилось чрезвычайно высоко: община монополизировала право на все кабаки; для того чтобы удовлетворить прежних держателей кабаков, она выбрала двух лиц, a кабатчики со своей стороны также двух лиц; содержание этого постановления было оглашено в синагогах для вызова тех, которые желали бы предъявить какие-либо претензии к общине.  
-
* Пропинационное право ценилось чрезвычайно высоко: община монополизировала право на все кабаки; для того чтобы удовлетворить прежних держателей кабаков, она выбрала двух лиц, a кабатчики со своей стороны также двух лиц; содержание этого постановления было оглашено в синагогах для вызова тех, которые желали бы предъявить какие-либо претензии к общине.  
+
 
-
* В 1729 г. были введены новые правила управления:  
+
В 1729 г. были введены новые правила управления:  
** избирательным правом пользуются те, которые 3 года числятся в общественных реестрах и платят общинные подати; глава — "парнас"  — имеет право передать свой голос кому желает; другие могут передать свой голос только тем, кто сам владеет им; содержатели "коробки" и других сборов, a также ремесленники, не имеют права голоса.  
** избирательным правом пользуются те, которые 3 года числятся в общественных реестрах и платят общинные подати; глава — "парнас"  — имеет право передать свой голос кому желает; другие могут передать свой голос только тем, кто сам владеет им; содержатели "коробки" и других сборов, a также ремесленники, не имеют права голоса.  
** При установлении подоходного налога каждый имеет право сослаться на свой реестр и подтвердить его присягой.  
** При установлении подоходного налога каждый имеет право сослаться на свой реестр и подтвердить его присягой.  
** Особенно сурово преследуется тот, кто не платит общественных сборов: с ним нельзя вступать в брак; ему нельзя продавать кошерного мяса, детей его нельзя обрезать и обучать, и вообще нельзя приблизиться к нему на расстояние 4 локтей; его хоронят по обряду "ослиного погребения", [т.е. выбрасывают либо закапывают за пределами города, как животное ([[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяhу]], 22:19)].<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
** Особенно сурово преследуется тот, кто не платит общественных сборов: с ним нельзя вступать в брак; ему нельзя продавать кошерного мяса, детей его нельзя обрезать и обучать, и вообще нельзя приблизиться к нему на расстояние 4 локтей; его хоронят по обряду "ослиного погребения", [т.е. выбрасывают либо закапывают за пределами города, как животное ([[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяhу]], 22:19)].<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
-
== Советский Витебск ==
 
 +
== Советский Витебск ==
* С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска.  
* С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска.  
* Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР.  
* Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР.  
Строка 104: Строка 99:
== Вторая мировая война ==
== Вторая мировая война ==
 +
Немцы захватили Витебск 11 июля 1941 г. Часть еврейского населения города успела эвакуироваться. В первые дни оккупации был создан юденрат, и евреи должны были носить отличительный знак.
-
* Немцы захватили Витебск 11 июля 1941 г. Часть еврейского населения города успела эвакуироваться. В первые дни оккупации был создан юденрат, и евреи должны были носить отличительный знак.
+
24 июля было вывешено объявление, что за поджог города расстреляно 400 евреев. Тогда же был издан приказ о переселении всех евреев на правый берег Двины. Переправа была поручена добровольцам из местного населения, которые «для забавы» топили переселенцев (так погибло, по некоторым сведениям, около двух тысяч человек).
-
* 24 июля было вывешено объявление, что за поджог города расстреляно 400 евреев. Тогда же был издан приказ о переселении всех евреев на правый берег Двины. Переправа была поручена добровольцам из местного населения, которые «для забавы» топили переселенцев (так погибло, по некоторым сведениям, около двух тысяч человек).
+
В начале сентября 1941 г. было создано гетто закрытого типа. Узников разместили в Доме металлистов и в окружающих (фактически полностью разрушенных) зданиях. По свидетельству очевидцев, «здесь было очень мало подвалов, жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей, жести и горелых кроватей». Евреи соорудили некоторое подобие шалашей. В гетто была очень высокая смертность от голода, холода и эпидемии.
-
* В начале сентября 1941 г. было создано гетто закрытого типа. Узников разместили в Доме металлистов и в окружающих (фактически полностью разрушенных) зданиях. По свидетельству очевидцев, «здесь было очень мало подвалов, жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей, жести и горелых кроватей». Евреи соорудили некоторое подобие шалашей. В гетто была очень высокая смертность от голода, холода и эпидемии.
+
Под предлогом борьбы с эпидемией 15–30 сентября было уничтожено около трех тысяч евреев, 20–25 октября еще три тысячи человек. В декабре 1941 г. были расстреляны последние обитатели гетто (4090 человек). Однако и после этого убийства евреев продолжались.
-
* Под предлогом борьбы с эпидемией 15–30 сентября было уничтожено около трех тысяч евреев, 20–25 октября еще три тысячи человек. В декабре 1941 г. были расстреляны последние обитатели гетто (4090 человек). Однако и после этого убийства евреев продолжались.
+
В сентябре 1943 г. немцы, чтобы скрыть следы преступлений, раскапывали места расстрелов и сжигали останки своих жертв. Всего во время оккупации Витебска было уничтожено около 20 000 евреев. Сотни бежавших из гетто евреев сражались в партизанских отрядах.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
-
* В сентябре 1943 г. немцы, чтобы скрыть следы преступлений, раскапывали места расстрелов и сжигали останки своих жертв. Всего во время оккупации Витебска было уничтожено около 20 000 евреев. Сотни бежавших из гетто евреев сражались в партизанских отрядах.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
 
== Послевоенный период ==
== Послевоенный период ==
-
 
После освобождения города многие уцелевшие евреи вернулись в Витебск. В 1970 г. еврейское население Витебска составляло 17 343 человека (7,5% от всего населения), в 1979 г. — 9 328 человек (3,1%).  
После освобождения города многие уцелевшие евреи вернулись в Витебск. В 1970 г. еврейское население Витебска составляло 17 343 человека (7,5% от всего населения), в 1979 г. — 9 328 человек (3,1%).  
Строка 123: Строка 117:
== В современной Беларуси ==
== В современной Беларуси ==
 +
По переписи 1989 г. в Витебске зарегистрировано 8139 евреев (2,3% общего населения). В этом же году в городе было учреждено Общество любителей еврейской культуры, в 1992 г. основан Центр еврейской культуры (директор А. Шульман).
-
* По переписи 1989 г. в Витебске зарегистрировано 8139 евреев (2,3% общего населения). В этом же году в городе было учреждено Общество любителей еврейской культуры, в 1992 г. основан Центр еврейской культуры (директор А. Шульман).  
+
В 1990 года в Витебске открылись Витебский центр документальных исследований «Евреи в Беларуси: история и современность», отделение научно-просветительского центра «Халакост» (Катастрофа).
-
* В 1990 г. в Витебске открылись Витебский центр документальных исследований «Евреи в Беларуси: история и современность», отделение научно-просветительского центра «Халакост» (Катастрофа).
+
С 1991 года газета «Витебский курьер» регулярно публикует материалы на еврейские темы; специальные выпуски были посвящены Дням Шагала, широко отмеченным в республике; открывается воскресная еврейская школа и синагога.
-
* С 1991 г. газета «Витебский курьер» регулярно публикует материалы на еврейские темы; специальные выпуски были посвящены Дням Шагала, широко отмеченным в республике; открывается воскресная еврейская школа и синагога.
+
В 1992 году мэр города Н. Федорчук посетил с официальным визитом Хайфу.
-
* В 1992 г. мэр города Н. Федорчук посетил с официальным визитом Хайфу.
+
С 1993 году Центр еврейской культуры издает приложение «Шалом» (на белорусском языке) к газете «Выбор».. В 1997 г. был открыт Дом-музей М. Шагала. Проводятся ежегодные Шагаловские чтения (с 1991 г.).
-
* С 1993 г. Центр еврейской культуры издает приложение «Шалом» (на белорусском языке) к газете «Выбор».. В 1997 г. был открыт Дом-музей М. Шагала. Проводятся ежегодные Шагаловские чтения (с 1991 г.).
+
Функционирует Витебский еврейский культурный центр «Мишпоха», который с 1995 г. выпускает одноименный художественно-публицистический альманах.
-
* Функционирует Витебский еврейский культурный центр «Мишпоха», который с 1995 г. выпускает одноименный художественно-публицистический альманах.
+
С 1995 года в Витебске проводится фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», в котором участвуют молодежные коллективы из Беларуси, России, Украины, стран Прибалтики. Действует еврейский молодежный клуб.
-
* С 1995 г. в Витебске проводится фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», в котором участвуют молодежные коллективы из Беларуси, России, Украины, стран Прибалтики. Действует еврейский молодежный клуб.
+
С конца 1990-х гг. в городе издается большое количество еврейских книг.
-
 
+
-
* С конца 1990-х гг. в городе издается большое количество еврейских книг.
+
   
   
Массовый выезд евреев в Израиль и другие страны мира привел к резкому сокращению численности еврейского населения. Согласно переписи населения Республики Беларусь 1999 г., в Витебске проживало 2883 еврея (1,7% общего населения).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
Массовый выезд евреев в Израиль и другие страны мира привел к резкому сокращению численности еврейского населения. Согласно переписи населения Республики Беларусь 1999 г., в Витебске проживало 2883 еврея (1,7% общего населения).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
 +
== Витебск - город Марка Шагала ==
== Витебск - город Марка Шагала ==
 +
[[Файл:HausChagallW.JPG|thumb|250px|Дом-музей Марка Шагала]]
 +
В 1887 году в Витебске родился художник [[Марк Шагал]]. Образ Витебска довольно часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника. В Витебске регулярно проводятся Международные [[Марк Шагал|Шагаловские]] дни. Имеется [[Дом-музей Марка Шагала]]
-
В 1887 году в Витебске родился художник [[Марк Шагал]].
 
-
Образ Витебска довольно часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника.
 
-
В Витебске регулярно проводятся Международные [[Марк Шагал|Шагаловские]] дни. Имеется [[Дом-музей Марка Шагала]]
 
-
== Известные евреи - жители и уроженцы ==
+
== Известные евреи - жители и уроженцы Витебска ==
* [[Бразер, Абрам Маркович|Абрам Маркович Бразер]] ([[1892]]—[[1942]]) — белорусский художник и скульптор.
* [[Бразер, Абрам Маркович|Абрам Маркович Бразер]] ([[1892]]—[[1942]]) — белорусский художник и скульптор.
Строка 157: Строка 150:
* [[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]] ([[1887]]—[[1985]]) — художник-авангардист.
* [[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]] ([[1887]]—[[1985]]) — художник-авангардист.
* [[Харель, Иссер]] -руководитель служб разведки и безопасности Израиля с 1948 по 1963 годы.
* [[Харель, Иссер]] -руководитель служб разведки и безопасности Израиля с 1948 по 1963 годы.
 +
== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
<references/>
 +
== См. также ==
== См. также ==
Строка 165: Строка 160:
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
[[Категория:История евреев Белоруссии]]
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
[[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
 +
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 172: Строка 168:
 +
== Примечания ==
{{checked}}
{{checked}}

Версия 11:30, 27 декабря 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 26 ноября 2010


Город
Витебск
бел. Віцебск
Флаг Герб
Файл:Flag of Viciebsk, Belarus.png Файл:Coat of Arms of Viciebsk, Belarus.png
Страна Беларусь
Регион Витебская область
Основан 947 год
Первое упоминание 974 год
Площадь 91,81 км²
Официальный язык беларусский, русский
Население 347 928 человек (2009)
Национальный состав белорусы — 80,47 %,
русские — 12,67 %,
украинцы — 1,31 %,
другие — 5,55
Конфессиональный состав православие, протестантизм, иудаизм



Ви́тебск (белор. Ві́цебск) — город в Белоруссии, областной центр Витебской области. Население — 347,5 тыс. человек (2009). Площадь — 96 км²


Содержание

Географическая характеристика

Расположен на северо-востоке Беларуси на берегах реки Западная Двина и её притоков Витьба и Лучоса.


История города

Археологические исследования свидетельствуют, что в устье витьбы существовали поселения, основанные балтскими племенами, которых к IX веку сменили славянские племена кривичей. Согласно летописи Михаила Панцирного (1760 г.), Витебск (Дбеск, Видбеск, Видебск, Витепеск, Витьбеск) основан киевской княгиней Ольгой в 974. По другим версиям — в 947 или 914 году. Первое упоминание о Витебске в «Повести временных лет» — как о владении князя Брячислава Изяславича, которому Ярослав Мудрый передал Витебск в 1021 году.

После смерти полоцкого князя Всеслава Брячиславича в 1101 году Витебск стал центром Витебского княжества (удел Полоцкого княжества). Находясь в составе Великого княжества Литовского, город пользовался льготами и автономией. С 1506 г. Витебск стал центром Витебского воеводства Великого княжества Литовского, а с 1569 года — Речи Посполитой.[1]

После первого раздела Польши в 1772 г. Витебск был включен в состав России. В это время еврейская община города насчитывала 1227 человек (около 25 % населения). С 1776 г. Витебск — уездный город Полоцкой губернии, с 1807 г. — центр Витебской губернии. Постройка в 60-х гг. 19 в. железной дороги Орел — Витебск — Двинск превратила Витебск в крупный центр торговли, что привело к бурному росту города. В 1897 г. еврейское население Витебска насчитывало 34 420 человек (52,4% население).[2]

  • 9 ноября 1917: в городе была провозглашена Советская власть.
  • 27 июля 1990: в составе независимой Беларуси.


Ранний период еврейской общины

Начало образования общины относится к 1627 году, когда воевода Симеон Сангушко разрешил евреям на имя арендатора Юды Якубовича построить синагогу на собственной земле, в замке или городе, соответственно королевским привилегиям и листам прежних витебских воевод. Община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей. Согласно королевской привилегии 1634 г., за евреями Витебска признавалось (кроме общих для всех евреев Литвы прав и льгот в отношении торговли и устройства синагог и кладбищ) право приобретать в Витебске земельную собственность и дома, уплачивая за них обыкновенные налоги; они были подчинены воеводе.[3]


Религиозный и культурный центр

Витебск был центром еврейской жизни региона.

С конца XVIII в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов Хаскалы. Начало развиваться движение Ховевей Цион, а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров Бунда). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 года. Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления По‘алей Цион, одна из еврейских религиозных школ (Талмуд-Тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями.

Художник Ю.Пэн открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая М. Шагала и С. Юдовина.[4]


Витебск, как один из центров еврейства

Витебск был оплотом ортодоксального иудаизма. С конца 18 в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В 19 в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов Хаскалы. Начало развиваться движение Ховевей Цион, а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров Бунда). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 г.

Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления Поалей Цион, одна из еврейских религиозных школ (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями. Художник И. Пэн открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая М. Шагала и С. Юдовина.


Витебский пинкос

Витебский пинкос (актовая книга еврейской общины) охватывает период около 200 лет; первый протокол датирован 5466 годом (от Сотворения мира). Заключая в себе исторические сведения, пинкос приводит также много бытовых данных.

Пинкос отмечает долги обществ священникам разных церквей (доминиканцам 2000 злотых из 7—8%); заемный лист написан на пергаменте, с одной стороны на русском языке, a с другой — на польском. Для раскладки налогов на членов общины назначались особые оценщики и ассистенты-домохозяева, которые обязывались присягой производить раскладку пропорционально и по справедливости (приводится текст присяги). Ввиду того, что многие, живущие в селах и окрестностях Витебска, не платят общественных налогов, связанных с обрядами и культом, и сами устраивают молитвенные дома и свадьбы, было постановлено подвергать таких лиц херему . Обложение начиналось с 1 коп. и доходило до 14 коп. (в месяц или год — неизвестно).

В месяце Хешване 1737 г. собрался областной съезд, и постановлено было бойкотировать его, так как участникам съезда от Витебска грозил штраф и лишение права быть избранным на общественную должность. Во избежание недоразумений при распределении "алии" (вызова, т.е. "поднятия" к чтению Торы) постановлено: все почести, связанные с отправлением культа, продавать и вырученные деньги передавать через главного старосту в пользу благотворительных учреждений. На каждый свадебный обед — которых всего бывало три — дозволялось приглашать не свыше 20 чел., не считая сватов и близких родственников. Каждый из приглашенных мог участвовать только в одном свадебном обеде; очередь же гостей из числа 60, выбираемых устроителями свадьбы, — намечалась жребием. На обряд обрезания дозволено приглашать не больше 30 человек. Пряниками и сластями угощать гостей запрещалось. - Эти ограничения сделаны были во избежание больших пиршеств, благодаря которым люди малоимущие, не будучи в состоянии их устраивать, могли бы почувствовать себя униженными. — Лица, не уплачивающие налога в пользу общества, имеют право приглашать на свадьбу лишь 10 чел. Для свадьбы можно резать две коровы, не платя коробочного сбора; для обрезания — одну корову. Во избежание могущих возникнуть волнений строго запрещено — под страхом отлучения — арендовать площадь близ костела.

Жалование раввинам определялось заранее, в 1725 году — 250 золот., кроме того, раввин имел доходы от "коробки" (коробочного сбора) — 1 талер, от кабаков — 1 талер и пр. Пропинационное право ценилось чрезвычайно высоко: община монополизировала право на все кабаки; для того чтобы удовлетворить прежних держателей кабаков, она выбрала двух лиц, a кабатчики со своей стороны также двух лиц; содержание этого постановления было оглашено в синагогах для вызова тех, которые желали бы предъявить какие-либо претензии к общине.

В 1729 г. были введены новые правила управления:

    • избирательным правом пользуются те, которые 3 года числятся в общественных реестрах и платят общинные подати; глава — "парнас" — имеет право передать свой голос кому желает; другие могут передать свой голос только тем, кто сам владеет им; содержатели "коробки" и других сборов, a также ремесленники, не имеют права голоса.
    • При установлении подоходного налога каждый имеет право сослаться на свой реестр и подтвердить его присягой.
    • Особенно сурово преследуется тот, кто не платит общественных сборов: с ним нельзя вступать в брак; ему нельзя продавать кошерного мяса, детей его нельзя обрезать и обучать, и вообще нельзя приблизиться к нему на расстояние 4 локтей; его хоронят по обряду "ослиного погребения", [т.е. выбрасывают либо закапывают за пределами города, как животное (Ирмеяhу, 22:19)].[5]


Советский Витебск

  • С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска.
  • Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР.
  • Евсекция сделала Витебск одним из своих белорусских центров, издавая там газету «Дер ройтер штерн», выходившую вплоть до 1923 г.
  • 12–18 января 1921 г. в Витебске произошел первый показательный процесс против иудаизма. Подобранный состав судей, экспертов, свидетелей, публики в зале обеспечил нужный результат. Судили еврейскую систему начального религиозного образования. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. В защиту хедеров осмелился выступить только бывший Витебский казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих народов. В приговоре говорилось: «Хедеры должны быть закрыты в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш». В 1921 г. хедеры были закрыты, и несколько синагог было конфисковано.
  • Полулегальная иешива Хабада находилась в Витебске до 1930 г.
  • В 1921–37 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, в 1921–23 гг. еврейский театр, с 1925 г. при Втором государственном театре работал коллектив еврейской драмы и комедии «Ди идише фольксштиме».
  • В 1926 г. в Витебске было 37 013 евреев (около 37,5% всего населения). [6]


Вторая мировая война

Немцы захватили Витебск 11 июля 1941 г. Часть еврейского населения города успела эвакуироваться. В первые дни оккупации был создан юденрат, и евреи должны были носить отличительный знак.

24 июля было вывешено объявление, что за поджог города расстреляно 400 евреев. Тогда же был издан приказ о переселении всех евреев на правый берег Двины. Переправа была поручена добровольцам из местного населения, которые «для забавы» топили переселенцев (так погибло, по некоторым сведениям, около двух тысяч человек).

В начале сентября 1941 г. было создано гетто закрытого типа. Узников разместили в Доме металлистов и в окружающих (фактически полностью разрушенных) зданиях. По свидетельству очевидцев, «здесь было очень мало подвалов, жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей, жести и горелых кроватей». Евреи соорудили некоторое подобие шалашей. В гетто была очень высокая смертность от голода, холода и эпидемии.

Под предлогом борьбы с эпидемией 15–30 сентября было уничтожено около трех тысяч евреев, 20–25 октября еще три тысячи человек. В декабре 1941 г. были расстреляны последние обитатели гетто (4090 человек). Однако и после этого убийства евреев продолжались.

В сентябре 1943 г. немцы, чтобы скрыть следы преступлений, раскапывали места расстрелов и сжигали останки своих жертв. Всего во время оккупации Витебска было уничтожено около 20 000 евреев. Сотни бежавших из гетто евреев сражались в партизанских отрядах.[7]


Послевоенный период

После освобождения города многие уцелевшие евреи вернулись в Витебск. В 1970 г. еврейское население Витебска составляло 17 343 человека (7,5% от всего населения), в 1979 г. — 9 328 человек (3,1%).

В послевоенные годы власти, последовательно проводя политику государственного антисемитизма, замалчивали гитлеровский геноцид. В местном краеведческом музее материалы по истории евреев изымались или переводились в «спецхран». Имя М. Шагала подверглось шельмованию.В 1947 г. была открыта синагога, но через год она была закрыта властями. Верующие евреи собирали миньян в частных квартирах[8]


В современной Беларуси

По переписи 1989 г. в Витебске зарегистрировано 8139 евреев (2,3% общего населения). В этом же году в городе было учреждено Общество любителей еврейской культуры, в 1992 г. основан Центр еврейской культуры (директор А. Шульман).

В 1990 года в Витебске открылись Витебский центр документальных исследований «Евреи в Беларуси: история и современность», отделение научно-просветительского центра «Халакост» (Катастрофа).

С 1991 года газета «Витебский курьер» регулярно публикует материалы на еврейские темы; специальные выпуски были посвящены Дням Шагала, широко отмеченным в республике; открывается воскресная еврейская школа и синагога.

В 1992 году мэр города Н. Федорчук посетил с официальным визитом Хайфу.

С 1993 году Центр еврейской культуры издает приложение «Шалом» (на белорусском языке) к газете «Выбор».. В 1997 г. был открыт Дом-музей М. Шагала. Проводятся ежегодные Шагаловские чтения (с 1991 г.).

Функционирует Витебский еврейский культурный центр «Мишпоха», который с 1995 г. выпускает одноименный художественно-публицистический альманах.

С 1995 года в Витебске проводится фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», в котором участвуют молодежные коллективы из Беларуси, России, Украины, стран Прибалтики. Действует еврейский молодежный клуб.

С конца 1990-х гг. в городе издается большое количество еврейских книг.

Массовый выезд евреев в Израиль и другие страны мира привел к резкому сокращению численности еврейского населения. Согласно переписи населения Республики Беларусь 1999 г., в Витебске проживало 2883 еврея (1,7% общего населения).[9]


Витебск - город Марка Шагала

Файл:HausChagallW.JPG
Дом-музей Марка Шагала

В 1887 году в Витебске родился художник Марк Шагал. Образ Витебска довольно часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника. В Витебске регулярно проводятся Международные Шагаловские дни. Имеется Дом-музей Марка Шагала


Известные евреи - жители и уроженцы Витебска


Примечания

  1. [1] jewage.org
  2. [2] Электронная еврейская энциклопедия
  3. [3] jewage.org
  4. [4] Электронная еврейская энциклопедия
  5. [5] jewage.org
  6. [6] Электронная еврейская энциклопедия
  7. [7] Электронная еврейская энциклопедия
  8. [8] Электронная еврейская энциклопедия
  9. [9] Электронная еврейская энциклопедия


См. также


Ссылки


Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация