Сионисты-Социалисты

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 19: Строка 19:
-
<b>Сионисты-Социалисты</b>, сионистская партия, действовавшая в &lt;a href="Россия"&gt;России&lt;/a&gt; в 1920-х гг. Ее официальное наименование — Сионистская социалистическая партия.</p>
 
-
<h3>Отличие от Сионистской социалистической рабочей партии</h3>
 
-
<p>При наименовании партии широко использовалась аббревиатура Ц. С., которая образовалась в результате транслитерации инициалов первых двух слов названия партии на &lt;a href="Иврит Язык"&gt;иврите&lt;/a&gt; и &lt;a href="Идиш Язык"&gt;идиш&lt;/a&gt; (צ״ס) и должна была подчеркнуть ее отличие от &lt;a href="Сионистская Социалистическая Рабочая Партия"&gt;Сионистской социалистической рабочей партии&lt;/a&gt; (сокращено С. С.), стоявшей на позициях &lt;a href="Территориализм"&gt;территориализма&lt;/a&gt;.</p>
 
-
<h3>Возникновение Сионистской социалистической партии</h3>
 
-
<p>Возникновение Сионистской социалистической партии явилось результатом развития социалистических тенденций в движении &lt;a href="Цеирей Цион"&gt;Цеирей Цион&lt;/a&gt;, зародившихся под влиянием политических и идеологических процессов, приведших в Эрец-Исраэль к созданию партии Ахдут hа-авода (см. &lt;a href="Израильское Рабочее Движение"&gt;Израильское рабочее движение&lt;/a&gt;), а также революционных событий конца 1910-х гг. в России и в других странах. Уже в июне 1919 г. конференция секций Цеирей Цион, действовавших на территории бывшего Царства Польского (см. &lt;a href="Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны"&gt;Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны&lt;/a&gt;), приняла резолюцию, гласившую, что участники движения должны бороться одновременно за осуществление идеалов как &lt;a href="Сионизм"&gt;сионизма&lt;/a&gt;, так и &lt;a href="Социализм"&gt;социализма&lt;/a&gt;, поскольку национальное освобождение еврейского народа в целом и социальное освобождение еврейских трудящихся путем классовой борьбы взаимозависимы.</p>
 
-
<h3>Конференция в феврале 1920 г.</h3>
 
-
<p>В феврале 1920 г. сходное постановление утвердила конференция Цеирей Цион Царства Польского, &lt;a href="Галиция"&gt;Галиции&lt;/a&gt;, Западной &lt;a href="Белоруссия"&gt;Белоруссии&lt;/a&gt; и района Вильно (см. &lt;a href="Вильнюс"&gt;Вильнюс&lt;/a&gt;). Результатом этих решений стало организационное обособление противников изменения политической ориентации движения (особенно многочисленных в странах Центральной и Западной Европы, &lt;a href="Соединённые Штаты Америки"&gt;Соединенных Штатах Америки&lt;/a&gt;, &lt;a href="Аргентина"&gt;Аргентине&lt;/a&gt;). На их конференции, прошедшей в марте 1920 г. в &lt;a href="Прага"&gt;Праге&lt;/a&gt;, был создан Всемирный союз &lt;a href="Hа-Поэл hа-Цаир"&gt;hа-Поэл hа-цаир&lt;/a&gt; и Цеирей Цион (с 1922 г. — Сионистская рабочая партия &lt;a href="Хит’ахадут"&gt;Хит’ахадут&lt;/a&gt;). === Позиция российских Це’ирей Цион === Позиция российских Це’ирей Цион (составлявших костяк движения) по этому вопросу была определена на их 3-й конференции, нелегально состоявшейся 15–20 мая 1920 г. в &lt;a href="Харьков"&gt;Харькове&lt;/a&gt;. Ее участники (45 человек) утвердили новые программные принципы движения, гласившие: освобождение еврейских трудящихся масс от национального и социального рабства возможно лишь с достижением целей сионизма и построением социалистического общества; широкая социальная база сионистского социалистического движения должна включать не только пролетариат, но всех трудящихся; к конечному освобождению трудящихся (в том числе и еврейских) должна привести классовая борьба, понимаемая не как взаимное уничтожение, а как созидательный процесс.</p>
 
-
<h3>Окончательное организационное оформление партии</h3>
 
-
<p>В соответствии с этими принципами Народная Фракция Цеирей Цион (официальное наименование движения в России с мая 1917 г.) была преобразована в Сионистскую социалистическую партию. Принятые на конференции резолюции предусматривали активное участие партии в строительстве «еврейского территориального центра» в &lt;a href="Эрец-Исраэль"&gt;Эрец-Исраэль&lt;/a&gt;, базирующегося на кооперативных началах (подчеркивалось, что, хотя ведущую роль в освоении страны должны сыграть сельскохозяйственные коммуны, привлечение к этой работе частного капитала не только возможно, но и желательно), а также в создании в странах &lt;a href="Диаспора"&gt;диаспоры&lt;/a&gt; системы еврейского образования, основанной как на иврите, так и на идиш. Решения Харьковской конференции были одобрены значительным большинством российских Цеирей Цион; лишь часть сторонников движения не присоединилась к Сионистской социалистической партии и создала в августе 1920 г. собственную организацию, сохранившую наименование Народная Фракция Цеирей Цион и ставшую вскоре секцией Всемирного союза hа-Поэл hа-цаир и Цеирей Цион. В 1920–21 гг. программу Сионистской социалистической партии (или сходную с ней) приняли Цеирей Цион Польши и &lt;a href="Литва"&gt;Литвы&lt;/a&gt;, часть секций движения, действовавших в &lt;a href="Латвия"&gt;Латвии&lt;/a&gt;, &lt;a href="Эстония"&gt;Эстонии&lt;/a&gt; и &lt;a href="Бессарабия"&gt;Бессарабии&lt;/a&gt;. На &lt;a href="Сионистские Конгрессы"&gt;Сионистских конгрессах&lt;/a&gt; представители всех этих группировок образовывали совместно с Сионистской социалистической партией фракцию Цеирей Цион, в которую на 12-м конгрессе (1921) входил 31 делегат (из 512), на 13-м (1923) —13 делегатов (из 331), на 14-м конгрессе (1925) —11 делегатов (из 311). В Эрец-Исраэль Цеирей Цион, разделявшие программные принципы Харьковской конференции, присоединились к партии Ахдут hа-авода (см. &lt;a href="Израильское Рабочее Движение"&gt;Израильское рабочее движение&lt;/a&gt;).</p>
 
-
<h3>Работа партии в подполье</h3>
 
-
<p>С момента своего создания Сионистская социалистическая партия действовала в подполье; несмотря на то, что на Харьковской конференции ее учредители объявили о признании советской власти и о готовности к сотрудничеству с советскими учреждениями (сохраняя при этом свою приверженность принципам демократии), под руководством деятелей &lt;a href="Евсекция"&gt;Евсекции&lt;/a&gt; против партии была развернута кампания нападок и преследований. Ее мероприятия запрещались, активисты подвергались арестам, после чего их по приговору суда или во внесудебном порядке ссылали в отдаленные районы страны. Но и в этих условиях Сионистская социалистическая партия, которой в разное время руководили &lt;a href="Бар-Иехуда, Исраэль"&gt;И. Бар-Иехуда&lt;/a&gt; (Идельсон), &lt;a href="Аран"&gt;З. Аран&lt;/a&gt;, Айзик Брудный (Ицхак Бар-Эли, 1888–1956), &lt;a href="Адлер, Виктор"&gt;В. Адлер&lt;/a&gt; и другие, не прекращала широкую работу в &lt;a href="Хе-Халуц"&gt;Хе-Халуце&lt;/a&gt; (как в «легальном», так и в «нелегальном» его крыле), в профсоюзах, потребительских, производственных и кредитно-сбытовых кооперативах; под ее эгидой действовало движение Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти (`Социалистический сионистский союз молодежи`). Партия вела борьбу за &lt;a href="Алия"&gt;алию&lt;/a&gt; и демократию, выступала в защиту экономических, социальных и национальных прав российского еврейства, создавала культурные ассоциации, пропагандировала идеи сионизма и немарксистского социализма, для чего использовались как любые легальные возможности, так и нелегальные методы — выпуск подпольных периодических изданий («Сионистско-социалистическая мысль», «Унзер штиме», «Унзер вег», «Унзер ворт», молодежные «Арбетс-югенд», «Югенд-камф»), распространение листовок. К 1923 г., когда почти все сионистские организации России или распались, или были вынуждены принять официальную коммунистическую идеологию, Сионистская социалистическая партия (к которой в 1922–23 гг. присоединилась Радикал-социалистическая партия &lt;a href="Поалей Цион"&gt;Поалей Цион&lt;/a&gt;, основанная в апреле 1917 г.) стала ведущей силой независимого сионистского движения в стране.</p>
 
-
<h3>4-я конференция партии</h3>
 
-
<p>4-я конференция Сионистской социалистической партии, нелегально состоявшаяся в феврале 1924 г. в Ленинграде (см. &lt;a href="Санкт-Петербург"&gt;Санкт-Петербург&lt;/a&gt;), приняла решение активизировать ее деятельность и, в частности, начать выпуск подпольной газеты на русском языке. В августе того же года члены партии распространили (главным образом на &lt;a href="Украина"&gt;Украине&lt;/a&gt;) десятки тысяч листовок, содержавших резкую критику коммунистического режима и требование обеспечить решение насущных проблем еврейства в духе социалистического сионизма. === Арест активистов партии ===В ответ на эту акцию, резонанс которой как в еврейской, так и в нееврейской среде был весьма значителен, в ночь на 2 сентября 1924 г. органы ГПУ арестовали в 150 населенных пунктах свыше трех тысяч активистов Сионистской социалистической партии и Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти. Многие из них были осуждены на длительные сроки заключения в исправительно-трудовых лагерях или сосланы. Хотя партии удалось в целом оправиться после этого удара и восстановить многие местные организации, непрекращающиеся преследования вынудили ее уйти в глубокое подполье и резко сузить сферу деятельности, из-за чего она лишилась контакта с массами. Во второй половине 1920-х гг. последовали новые аресты, и к концу десятилетия, когда практически все ячейки партии были разгромлены, она прекратила свое существование. Многие ее сторонники погибли в тюрьмах, лагерях и ссылке; лишь некоторые, отбыв срок заключения или освободившись досрочно (в частности, благодаря заступничеству &lt;a href="Горький, Максим"&gt;М. Горького&lt;/a&gt; и его жены Екатерины Пешковой), смогли эмигрировать в Эрец-Исраэль.</p>
 
-
<h3>Группировки в Восточной Европе, идейно близкие Сионистской социалистической партии</h3>
 
-
<p>В Польше, Литве и других странах Восточной Европы группировки Цеирей Цион, идейно близкие Сионистской социалистической партии и тесно связанные с рабочим движением Эрец-Исраэль, Хе-Халуцем, а также с местными нееврейскими социал-демократическими организациями, действовали до августа 1925 г., когда они слились с правым крылом Поалей Цион, образовав Всемирную социалистическую еврейскую рабочую партию Поалей Цион, которая в 1932 г. объединилась с Хит’ахадут во Всемирном союзе сионистов-социалистов.</p>
 
-
<p><span class="fck_mw_template"><span class="fck_mw_template">{{ElevenCopyRight|13825|СИОНИСТЫ-СОЦИАЛИСТЫ}}</span></span></p>
 
-
<p>&lt;a _fcknotitle="true" href="Category:Еврейские_движения,_партии,_организации"&gt;Еврейские_движения,_партии,_организации&lt;/a&gt;</p>
 
-
<a _fcknotitle="true" href="Category:Еврейские_организации_вне_Израиля">Еврейские_организации_вне_Израиля</a>
 
-
[[Категория:Еврейские политические партии]]
+
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
'''Сионисты-Социалисты''', сионистская партия, действовавшая в [[Россия|России]] в 1920-х гг. Ее официальное наименование — Сионистская социалистическая партия. Широко использовалась также аббревиатура Ц. С., которая образовалась в результате транслитерации инициалов первых двух слов названия партии на [[Иврит Язык|иврите]] и [[Идиш Язык|идиш]] (&#1510;&#1524;&#1505;) и должна была подчеркнуть ее отличие от [[Сионистская Социалистическая Рабочая Партия|Сионистской социалистической рабочей партии]] (сокращено С. С.), стоявшей на позициях [[Территориализм|территориализма]].
 +
 
 +
Возникновение Сионистской социалистической партии явилось результатом развития социалистических тенденций в движении [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]], зародившихся под влиянием политических и идеологических процессов, приведших в Эрец-Исраэль к созданию партии Ахдут hа-авода (см. [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]]), а также революционных событий конца 1910-х гг. в России и в других странах. Уже в июне 1919 г. конференция секций Цеирей Цион, действовавших на территории бывшего Царства Польского (см. [[Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны]]), приняла резолюцию, гласившую, что участники движения должны бороться одновременно за осуществление идеалов как [[Сионизм|сионизма]], так и [[Социализм|социализма]], поскольку национальное освобождение еврейского народа в целом и социальное освобождение еврейских трудящихся путем классовой борьбы взаимозависимы.
 +
 
 +
В феврале 1920 г. сходное постановление утвердила конференция Цеирей Цион Царства Польского, [[Галиция|Галиции]], Западной [[Белоруссия|Белоруссии]] и района Вильно (см. [[Вильнюс]]). Результатом этих решений стало организационное обособление противников изменения политической ориентации движения (особенно многочисленных в странах Центральной и Западной Европы, [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатах Америки]], [[Аргентина|Аргентине]]). На их конференции, прошедшей в марте 1920 г. в [[Прага|Праге]], был создан Всемирный союз [[hа-Поэл hа-Цаир|hа-Поэл hа-цаир]] и Цеирей Цион (с 1922 г. — Сионистская рабочая партия [[Хит’ахадут]]).
 +
 
 +
Позиция российских Це’ирей Цион (составлявших костяк движения) по этому вопросу была определена на их 3-й конференции, нелегально состоявшейся 15–20 мая 1920 г. в [[Харьков|Харькове]]. Ее участники (45 человек) утвердили новые программные принципы движения, гласившие: освобождение еврейских трудящихся масс от национального и социального рабства возможно лишь с достижением целей сионизма и построением социалистического общества; широкая социальная база сионистского социалистического движения должна включать не только пролетариат, но всех трудящихся; к конечному освобождению трудящихся (в том числе и еврейских) должна привести классовая борьба, понимаемая не как взаимное уничтожение, а как созидательный процесс.
 +
 
 +
В соответствии с этими принципами Народная Фракция Цеирей Цион (официальное наименование движения в России с мая 1917 г.) была преобразована в Сионистскую социалистическую партию. Принятые на конференции резолюции предусматривали активное участие партии в строительстве «еврейского территориального центра» в [[Эрец-Исраэль]], базирующегося на кооперативных началах (подчеркивалось, что, хотя ведущую роль в освоении страны должны сыграть сельскохозяйственные коммуны, привлечение к этой работе частного капитала не только возможно, но и желательно), а также в создании в странах [[Диаспора|диаспоры]] системы еврейского образования, основанной как на иврите, так и на идиш. Решения Харьковской конференции были одобрены значительным большинством российских Цеирей Цион; лишь часть сторонников движения не присоединилась к Сионистской социалистической партии и создала в августе 1920 г. собственную организацию, сохранившую наименование Народная Фракция Цеирей Цион и ставшую вскоре секцией Всемирного союза hа-Поэл hа-цаир и Цеирей Цион. В 1920–21 гг. программу Сионистской социалистической партии (или сходную с ней) приняли Цеирей Цион Польши и [[Литва|Литвы]], часть секций движения, действовавших в [[Латвия|Латвии]], [[Эстония|Эстонии]] и [[Бессарабия|Бессарабии]]. На [[Сионистские Конгрессы|Сионистских конгрессах]] представители всех этих группировок образовывали совместно с Сионистской социалистической партией фракцию Цеирей Цион, в которую на 12-м конгрессе (1921) входил 31 делегат (из 512), на 13-м (1923) —13 делегатов (из 331), на 14-м конгрессе (1925) —11 делегатов (из 311). В Эрец-Исраэль Цеирей Цион, разделявшие программные принципы Харьковской конференции, присоединились к партии Ахдут hа-авода (см. [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]]).
 +
 
 +
С момента своего создания Сионистская социалистическая партия действовала в подполье; несмотря на то, что на Харьковской конференции ее учредители объявили о признании советской власти и о готовности к сотрудничеству с советскими учреждениями (сохраняя при этом свою приверженность принципам демократии), под руководством деятелей [[Евсекция|Евсекции]] против партии была развернута кампания нападок и преследований. Ее мероприятия запрещались, активисты подвергались арестам, после чего их по приговору суда или во внесудебном порядке ссылали в отдаленные районы страны. Но и в этих условиях Сионистская социалистическая партия, которой в разное время руководили [[Бар-Иехуда, Исраэль|И. Бар-Иехуда]] (Идельсон), [[Аран|З. Аран]], Айзик Брудный (Ицхак Бар-Эли, 1888–1956), [[Адлер, Виктор|В. Адлер]] и другие, не прекращала широкую работу в [[Хе-Халуц|Хе-Халуце]] (как в «легальном», так и в «нелегальном» его крыле), в профсоюзах, потребительских, производственных и кредитно-сбытовых кооперативах; под ее эгидой действовало движение Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти (`Социалистический сионистский союз молодежи`). Партия вела борьбу за [[Алия|алию]] и демократию, выступала в защиту экономических, социальных и национальных прав российского еврейства, создавала культурные ассоциации, пропагандировала идеи сионизма и немарксистского социализма, для чего использовались как любые легальные возможности, так и нелегальные методы — выпуск подпольных периодических изданий («Сионистско-социалистическая мысль», «Унзер штиме», «Унзер вег», «Унзер ворт», молодежные «Арбетс-югенд», «Югенд-камф»), распространение листовок. К 1923 г., когда почти все сионистские организации России или распались, или были вынуждены принять официальную коммунистическую идеологию, Сионистская социалистическая партия (к которой в 1922–23 гг. присоединилась Радикал-социалистическая партия [[Поалей Цион|Поалей Цион]], основанная в апреле 1917 г.) стала ведущей силой независимого сионистского движения в стране.
 +
 
 +
4-я конференция Сионистской социалистической партии, нелегально состоявшаяся в феврале 1924 г. в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), приняла решение активизировать ее деятельность и, в частности, начать выпуск подпольной газеты на русском языке. В августе того же года члены партии распространили (главным образом на [[Украина|Украине]]) десятки тысяч листовок, содержавших резкую критику коммунистического режима и требование обеспечить решение насущных проблем еврейства в духе социалистического сионизма. В ответ на эту акцию, резонанс которой как в еврейской, так и в нееврейской среде был весьма значителен, в ночь на 2 сентября 1924 г. органы ГПУ арестовали в 150 населенных пунктах свыше трех тысяч активистов Сионистской социалистической партии и Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти. Многие из них были осуждены на длительные сроки заключения в исправительно-трудовых лагерях или сосланы. Хотя партии удалось в целом оправиться после этого удара и восстановить многие местные организации, непрекращающиеся преследования вынудили ее уйти в глубокое подполье и резко сузить сферу деятельности, из-за чего она лишилась контакта с массами. Во второй половине 1920-х гг. последовали новые аресты, и к концу десятилетия, когда практически все ячейки партии были разгромлены, она прекратила свое существование. Многие ее сторонники погибли в тюрьмах, лагерях и ссылке; лишь некоторые, отбыв срок заключения или освободившись досрочно (в частности, благодаря заступничеству [[Горький, Максим|М. Горького]] и его жены Екатерины Пешковой), смогли эмигрировать в Эрец-Исраэль.
 +
 
 +
В Польше, Литве и других странах Восточной Европы группировки Цеирей Цион, идейно близкие Сионистской социалистической партии и тесно связанные с рабочим движением Эрец-Исраэль, Хе-Халуцем, а также с местными нееврейскими социал-демократическими организациями, действовали до августа 1925 г., когда они слились с правым крылом Поалей Цион, образовав Всемирную социалистическую еврейскую рабочую партию Поалей Цион, которая в 1932 г. объединилась с Хит’ахадут во Всемирном союзе сионистов-социалистов.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13825|СИОНИСТЫ-СОЦИАЛИСТЫ}}
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Еврейские движения, партии, организации ]]

Версия 17:45, 19 декабря 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Сионисты-Социалисты, сионистская партия, действовавшая в России в 1920-х гг. Ее официальное наименование — Сионистская социалистическая партия. Широко использовалась также аббревиатура Ц. С., которая образовалась в результате транслитерации инициалов первых двух слов названия партии на иврите и идиш (צ״ס) и должна была подчеркнуть ее отличие от Сионистской социалистической рабочей партии (сокращено С. С.), стоявшей на позициях территориализма.

Возникновение Сионистской социалистической партии явилось результатом развития социалистических тенденций в движении Цеирей Цион, зародившихся под влиянием политических и идеологических процессов, приведших в Эрец-Исраэль к созданию партии Ахдут hа-авода (см. Израильское рабочее движение), а также революционных событий конца 1910-х гг. в России и в других странах. Уже в июне 1919 г. конференция секций Цеирей Цион, действовавших на территории бывшего Царства Польского (см. Польша. Царство Польское с 1815 г. до начала Первой мировой войны), приняла резолюцию, гласившую, что участники движения должны бороться одновременно за осуществление идеалов как сионизма, так и социализма, поскольку национальное освобождение еврейского народа в целом и социальное освобождение еврейских трудящихся путем классовой борьбы взаимозависимы.

В феврале 1920 г. сходное постановление утвердила конференция Цеирей Цион Царства Польского, Галиции, Западной Белоруссии и района Вильно (см. Вильнюс). Результатом этих решений стало организационное обособление противников изменения политической ориентации движения (особенно многочисленных в странах Центральной и Западной Европы, Соединенных Штатах Америки, Аргентине). На их конференции, прошедшей в марте 1920 г. в Праге, был создан Всемирный союз hа-Поэл hа-цаир и Цеирей Цион (с 1922 г. — Сионистская рабочая партия Хит’ахадут).

Позиция российских Це’ирей Цион (составлявших костяк движения) по этому вопросу была определена на их 3-й конференции, нелегально состоявшейся 15–20 мая 1920 г. в Харькове. Ее участники (45 человек) утвердили новые программные принципы движения, гласившие: освобождение еврейских трудящихся масс от национального и социального рабства возможно лишь с достижением целей сионизма и построением социалистического общества; широкая социальная база сионистского социалистического движения должна включать не только пролетариат, но всех трудящихся; к конечному освобождению трудящихся (в том числе и еврейских) должна привести классовая борьба, понимаемая не как взаимное уничтожение, а как созидательный процесс.

В соответствии с этими принципами Народная Фракция Цеирей Цион (официальное наименование движения в России с мая 1917 г.) была преобразована в Сионистскую социалистическую партию. Принятые на конференции резолюции предусматривали активное участие партии в строительстве «еврейского территориального центра» в Эрец-Исраэль, базирующегося на кооперативных началах (подчеркивалось, что, хотя ведущую роль в освоении страны должны сыграть сельскохозяйственные коммуны, привлечение к этой работе частного капитала не только возможно, но и желательно), а также в создании в странах диаспоры системы еврейского образования, основанной как на иврите, так и на идиш. Решения Харьковской конференции были одобрены значительным большинством российских Цеирей Цион; лишь часть сторонников движения не присоединилась к Сионистской социалистической партии и создала в августе 1920 г. собственную организацию, сохранившую наименование Народная Фракция Цеирей Цион и ставшую вскоре секцией Всемирного союза hа-Поэл hа-цаир и Цеирей Цион. В 1920–21 гг. программу Сионистской социалистической партии (или сходную с ней) приняли Цеирей Цион Польши и Литвы, часть секций движения, действовавших в Латвии, Эстонии и Бессарабии. На Сионистских конгрессах представители всех этих группировок образовывали совместно с Сионистской социалистической партией фракцию Цеирей Цион, в которую на 12-м конгрессе (1921) входил 31 делегат (из 512), на 13-м (1923) —13 делегатов (из 331), на 14-м конгрессе (1925) —11 делегатов (из 311). В Эрец-Исраэль Цеирей Цион, разделявшие программные принципы Харьковской конференции, присоединились к партии Ахдут hа-авода (см. Израильское рабочее движение).

С момента своего создания Сионистская социалистическая партия действовала в подполье; несмотря на то, что на Харьковской конференции ее учредители объявили о признании советской власти и о готовности к сотрудничеству с советскими учреждениями (сохраняя при этом свою приверженность принципам демократии), под руководством деятелей Евсекции против партии была развернута кампания нападок и преследований. Ее мероприятия запрещались, активисты подвергались арестам, после чего их по приговору суда или во внесудебном порядке ссылали в отдаленные районы страны. Но и в этих условиях Сионистская социалистическая партия, которой в разное время руководили И. Бар-Иехуда (Идельсон), З. Аран, Айзик Брудный (Ицхак Бар-Эли, 1888–1956), В. Адлер и другие, не прекращала широкую работу в Хе-Халуце (как в «легальном», так и в «нелегальном» его крыле), в профсоюзах, потребительских, производственных и кредитно-сбытовых кооперативах; под ее эгидой действовало движение Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти (`Социалистический сионистский союз молодежи`). Партия вела борьбу за алию и демократию, выступала в защиту экономических, социальных и национальных прав российского еврейства, создавала культурные ассоциации, пропагандировала идеи сионизма и немарксистского социализма, для чего использовались как любые легальные возможности, так и нелегальные методы — выпуск подпольных периодических изданий («Сионистско-социалистическая мысль», «Унзер штиме», «Унзер вег», «Унзер ворт», молодежные «Арбетс-югенд», «Югенд-камф»), распространение листовок. К 1923 г., когда почти все сионистские организации России или распались, или были вынуждены принять официальную коммунистическую идеологию, Сионистская социалистическая партия (к которой в 1922–23 гг. присоединилась Радикал-социалистическая партия Поалей Цион, основанная в апреле 1917 г.) стала ведущей силой независимого сионистского движения в стране.

4-я конференция Сионистской социалистической партии, нелегально состоявшаяся в феврале 1924 г. в Ленинграде (см. Санкт-Петербург), приняла решение активизировать ее деятельность и, в частности, начать выпуск подпольной газеты на русском языке. В августе того же года члены партии распространили (главным образом на Украине) десятки тысяч листовок, содержавших резкую критику коммунистического режима и требование обеспечить решение насущных проблем еврейства в духе социалистического сионизма. В ответ на эту акцию, резонанс которой как в еврейской, так и в нееврейской среде был весьма значителен, в ночь на 2 сентября 1924 г. органы ГПУ арестовали в 150 населенных пунктах свыше трех тысяч активистов Сионистской социалистической партии и Брит hа-ноар hа-циони hа-социалисти. Многие из них были осуждены на длительные сроки заключения в исправительно-трудовых лагерях или сосланы. Хотя партии удалось в целом оправиться после этого удара и восстановить многие местные организации, непрекращающиеся преследования вынудили ее уйти в глубокое подполье и резко сузить сферу деятельности, из-за чего она лишилась контакта с массами. Во второй половине 1920-х гг. последовали новые аресты, и к концу десятилетия, когда практически все ячейки партии были разгромлены, она прекратила свое существование. Многие ее сторонники погибли в тюрьмах, лагерях и ссылке; лишь некоторые, отбыв срок заключения или освободившись досрочно (в частности, благодаря заступничеству М. Горького и его жены Екатерины Пешковой), смогли эмигрировать в Эрец-Исраэль.

В Польше, Литве и других странах Восточной Европы группировки Цеирей Цион, идейно близкие Сионистской социалистической партии и тесно связанные с рабочим движением Эрец-Исраэль, Хе-Халуцем, а также с местными нееврейскими социал-демократическими организациями, действовали до августа 1925 г., когда они слились с правым крылом Поалей Цион, образовав Всемирную социалистическую еврейскую рабочую партию Поалей Цион, которая в 1932 г. объединилась с Хит’ахадут во Всемирном союзе сионистов-социалистов.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СИОНИСТЫ-СОЦИАЛИСТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация