Ашкеназы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ссылки) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | + | '''Ашкена́зы''' ивр. אשכנזים (''ашкенази́м'', ед. ч. — ''ашкенази́'') — субэтническая группа евреев, потомки всех европейских [[еврей|евреев]], кроме выходцев из Испании, южной Франции, [[Османская империя (Турция) - еврейские общины|Турции]] и (частично) Италии (называемых [[сефарды|сефардами]]).<ref>{{ЭЕЭ|10358|Ашкеназы}}</ref> Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков легендарного [[Аскеназ]]а, внука [[Иафет]]а. | |
- | + | ||
+ | Ныне составляют большую часть евреев [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], около половины евреев [[Израиль|Израиля]]. Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил [[идиш]]; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания. | ||
- | |||
== Дискуссия о происхождении и истории == | == Дискуссия о происхождении и истории == | ||
- | В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|Векслер]], выдвинул теорию, относящую идиш в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]]. | + | В [[1991 год]]у профессор лингвистики Тель-Авивского университета [[Векслер, Пол|пол Векслер]], выдвинул теорию, относящую [[Идиш|идиш]] в группу [[Славянские языки|славянских]], а не [[Германские языки|германских языков]]. |
Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» [[Векслер, Пол|Векслер]] предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства. | Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» [[Векслер, Пол|Векслер]] предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на [[идиш]] ашкеназийского восточноевропейского еврейства. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков [[иудеи|иудейского]] населения, встретившихся в верхних районах реки [[висла|Вислы]] в Польше 700—800 лет назад. | Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков [[иудеи|иудейского]] населения, встретившихся в верхних районах реки [[висла|Вислы]] в Польше 700—800 лет назад. | ||
- | Первый поток берёт начало в [[Галлия|Галлии]] где с начала новой эры проживают в районе реки [[Рейн]] латиноязычные иудеи граждане [[Римская империя|Римской империи]]. С V | + | Первый поток берёт начало в [[Галлия|Галлии]] где с начала новой эры проживают в районе реки [[Рейн]] латиноязычные иудеи граждане [[Римская империя|Римской империи]]. С V века новой эры в составе [[Франки|Франкского государства]] миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь существуют многие центры иудаизма и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский. |
В составе [[Священная Римская империя германской нации|Священной Римской империи германской нации]] германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён [[Римская республика|Римской республики]] на [[Аппенинский полуостров|Аппенинском полуострове]]. | В составе [[Священная Римская империя германской нации|Священной Римской империи германской нации]] германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён [[Римская республика|Римской республики]] на [[Аппенинский полуостров|Аппенинском полуострове]]. | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при [[Грюнвальд]]е и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу. | Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при [[Грюнвальд]]е и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу. | ||
- | Основным направлением расширения крепнущей Польши стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, [[шляхта]] и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. | + | Основным направлением расширения крепнущей [[Польши]] стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, [[шляхта]] и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. |
- | [[Богдан Хмельницкий|Восстание Хмельницкого]] привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как [[Франция]], либо населялись [[сефард]]ами, как [[Нидерланды]] и [[Англия]]. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после [[Тридцатилетняя война|Тридцатилетней войны]] открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный [[идиш]], лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом. | + | [[Богдан Хмельницкий|Восстание Богдана Хмельницкого]] привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в [[Османская империя (турция) - еврейские общины|Османской империи]] и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как [[Франция]], либо населялись [[сефард]]ами, как [[Нидерланды]] и [[Англия]]. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после [[Тридцатилетняя война|Тридцатилетней войны]] открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный [[идиш]], лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом. |
[[Разделы Польши]] привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический [[антисемитизм]] и массовая эмиграция ашкеназов в [[Новый Свет]]. | [[Разделы Польши]] привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический [[антисемитизм]] и массовая эмиграция ашкеназов в [[Новый Свет]]. | ||
Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено [[нацизм|нацистами]] и их [[коллаборационизм|пособниками]] в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого [[Холокост|Катастрофой]]. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения. | Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено [[нацизм|нацистами]] и их [[коллаборационизм|пособниками]] в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого [[Холокост|Катастрофой]]. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения. | ||
+ | |||
== Ашкеназийский [[извод]] [[иврит]]а == | == Ашкеназийский [[извод]] [[иврит]]а == | ||
Строка 51: | Строка 52: | ||
{{lang-stub}} | {{lang-stub}} | ||
- | == | + | == Особенности и отличия от сефардов == |
{{judaism-stub}} | {{judaism-stub}} | ||
+ | Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно [[Такканот|установлению]] [[Гершом Бен Иехуда Меор hа-Гола|Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола]]. Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении [[Иврит Язык|иврита]], в литургии и в шрифте. | ||
+ | |||
+ | В XV-XVI веках центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление [[Идиш Язык|языка идиш]] стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов [[Каро, Иосеф Бен Эфраим|Иосеф Каро]] и [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|Моше Иссерлеса]]. Каро в своем кодексе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]] чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, [[сефарды]] же сочли для себя обязательными толкования Каро. | ||
+ | |||
+ | Отношения между ашкеназскими и [[Сефарды|сефардскими]] евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в [[Иерусалим]] в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе [[Верховный Раввинат|Верховного раввината]]. | ||
== См. также == | == См. также == |
Версия 10:42, 19 декабря 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Ашкена́зы ивр. אשכנזים (ашкенази́м, ед. ч. — ашкенази́) — субэтническая группа евреев, потомки всех европейских евреев, кроме выходцев из Испании, южной Франции, Турции и (частично) Италии (называемых сефардами).[1] Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков легендарного Аскеназа, внука Иафета.
Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля. Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш; один из диалектов старонемецкого языка (верхнесаксонского диалекта XIII века), сейчас большинство пользуется языком стран проживания.
Содержание |
Дискуссия о происхождении и истории
В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета пол Векслер, выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков.
Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства.
Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX—XII веках.
Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков иудейского населения, встретившихся в верхних районах реки Вислы в Польше 700—800 лет назад.
Первый поток берёт начало в Галлии где с начала новой эры проживают в районе реки Рейн латиноязычные иудеи граждане Римской империи. С V века новой эры в составе Франкского государства миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь существуют многие центры иудаизма и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский.
В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён Римской республики на Аппенинском полуострове.
Ашкеназы как еврейский субэтнос формируются в Польском королевстве куда пригласил иудеев на проживание Казимир Великий. В Польше осела большая масса иудеев из разных миграционных потоков. Один поток шёл с запада, гонимый погромами крестоносцев и антииудейским законодательством и который включал в себя костяк будушего ашкеназского этноса — представителей германоязычного иудейства. Другой шёл с Балкан, который включал в себя византийских иудеев («романио́ты» — в евр.терм.). Третий поток шёл с востока. В него входили потомки хазарских иудеев («куза́рим» — в евр.терм.), славяноязычных иудеев («кнаа́ним» — в евр.терм.) и представители персидского иудейства. Этот поток особо усилился в связи с монгольским нашествием.
Первоначальную группу, потомками которой стали миллионы ашкеназов, генетики оценивают в 25000 человек.
Депопуляция в Золотой Орде и Европе, вызванная эпидемией «Черной смерти», привела к перекройке этнических и политических границ, в этот период происходит демографический взрыв иудейской общины в укреплявшемся Польском королевстве.
Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при Грюнвальде и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу.
Основным направлением расширения крепнущей Польши стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, шляхта и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей.
Восстание Богдана Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный идиш, лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом.
Разделы Польши привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет.
Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено нацистами и их пособниками в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого Катастрофой. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения.
Ашкеназийский извод иврита
Существует так называемый ашкеназийский извод иврита (лошн-койдэш), отличающийся от современного иврита произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. В устной речи используется для чтения Торы и молитв хазаном в ашкеназийских синагогах.
Это незавершённая статья об одном из языков мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Особенности и отличия от сефардов
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Ашкеназская община была основана на принципе моногамной семьи согласно установлению Гершома бен Иехуды Меор hа-Гола. Ее руководство нашло новые и успешные способы для осуществления общинной автономии. С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и в шрифте.
В XV-XVI веках центр ашкеназского еврейства переместился в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев. Параллельное развитие сефардских и ашкеназских религиозных и социальных установлений проходило под значительным влиянием трудов кодификаторов Иосеф Каро и Моше Иссерлеса. Каро в своем кодексе Шулхан арух чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов). Иссерлес пополнил Шулхан арух глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.
Отношения между ашкеназскими и сефардскими евреями носили разный характер в зависимости от эпохи и места. Прибытие ашкеназов в Иерусалим в XVII-XVIII веках создало напряженные отношения с сефардами, однако в начале 19 в. сефардские евреи помогли ашкеназам добиться от турецких властей разрешения восстановить их общину в Иерусалиме. Обе общины существовали бок о бок, но раздельно. Это разделение отражается сейчас в Израиле и в составе Верховного раввината.
См. также
- Сефарды
- Ашкеназский канон
Примечания
- ↑ Статья «Ашкеназы» в Электронной еврейской энциклопедии
^ a b c Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693
Ссылки
- Статья «Ашкеназы» в Электронной еврейской энциклопедии
- Алексей Байер, «Картина мира: Еврейский век», на сайте газеты «Ведомости», 31.08.2007, № 163 (1937)
- Михаэль Дорфман «Как евреи произошли от славян» часть 1
- «Как евреи произошли от славян» часть 2
- Генетика групп евреев
- От Карла Великого до идишкайта и Холокоста: опыт цивилизационной истории. Рецензия на книгу «Тысяча лет культуры ашкеназов».
- Ашкеназийская революция
- Евреи и Эволюция
- Происхождение евреев выяснили ученые
Файл:Truganini-young.jpg | Это незавершённая статья о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.