Рабби Акива
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | + | == Биография == | |
+ | Акива родился в семье простолюдина, жившего в Иудейской низменности, и не получил в детстве и юности никакого образования. Служа пастухом у богатого иерусалимца, он, несмотря на противодействие своего хозяина, женился на его дочери Рахели, которая обусловила выход замуж за своего избранника его обязательством заняться изучением Торы. Освоив через несколько лет после женитьбы алфавит, который он изучал вместе со своим маленьким сыном, Акива в конце семидесятых годов уехал учиться в [[Лод]], где пробыл, вероятнее всего, 13 лет. Там он учился у рабби [[Элиэзер Бен Гиркан|Элиэзера бен Гиркана]], рабби Иехошуа бен Хананьи и рабби Нахума из Гимзо. В 95–96 гг. Акива считался уже крупным религиозным авторитетом и преподавал в [[Бней-Брак|Бней-Браке]], где его учениками были люди, ставшие в последующем тоже крупными религиозными авторитетами, в том числе рабби [[Меир]], рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимон бар Иохай]], рабби Иосе бен Халафта, рабби Элазар бен Шаммуа, рабби Нехемия. | ||
+ | |||
+ | Акива был одним из членов делегации, посланной в Рим с ходатайством об отмене декрета императора Домициана (81–96) о запрещении изучения Торы и выполнения еврейских законов. В противоположность некоторым другим религиозным авторитетам — современникам [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]] — Акива, по-видимому, приветствовал восстание и признал в его вожде [[Мессия|Мессию]]. Очевидно, через некоторое время после разгрома этого восстания римские власти заточили Акиву в тюрьму, поскольку, вопреки запрету, он продолжал обучать Торе. | ||
За годы учёбы достиг высшей степени [[раввин]]ской учёности и вернулся домой в сопровождении тысяч своих учеников. Узнав его, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве. | За годы учёбы достиг высшей степени [[раввин]]ской учёности и вернулся домой в сопровождении тысяч своих учеников. Узнав его, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве. | ||
Строка 33: | Строка 36: | ||
Акива принимал активное участие в [[восстание Бар-Кохбы|восстании Бар-Кохбы]], которого объявил [[Мессия|мессией]], против императора [[Адриан]]а, совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Палестины и дошёл даже до [[Галлия|Галлии]], очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости [[Бейтар]] (в [[135]] г. н. э.) | Акива принимал активное участие в [[восстание Бар-Кохбы|восстании Бар-Кохбы]], которого объявил [[Мессия|мессией]], против императора [[Адриан]]а, совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Палестины и дошёл даже до [[Галлия|Галлии]], очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости [[Бейтар]] (в [[135]] г. н. э.) | ||
- | + | Смерть Акивы была мучительной: палачи содрали с него кожу железными граблями. По сообщениям источников, Акива принял свое мученичество как высшую возможность исполнения завета: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). По ряду сказаний, Акива был казнён на 120 году жизни. Похоронен в [[Тверия|Тиверии]] (современная Тверия). | |
- | |||
+ | == Деятельность == | ||
+ | Сохранившиеся данные об Акиве рисуют его как человека, заботившегося о бедных, отличавшегося предельной скромностью и в то же время большой духовной независимостью и смелостью в отстаивании своих убеждений. Глубокий гуманизм Акивы, который назвал «великим правилом Торы» заповедь «Люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18), имеет общечеловеческий характер. В его толковании эта заповедь обязывает еврея любить всех людей, ибо все они созданы в соответствии с одним первообразом (Авот 4). Акива верит в детерминированность мира, считая, однако, что человек ответственен за свои поступки, так как ему дана свобода выбора между добром и злом (Авот 3). | ||
+ | |||
+ | Как систематизатор Акива привел в методический порядок огромный накопившийся материал Галахи. Есть основания полагать, что Акива подготовил собственное собрание [[Мишна|Мишны]] и что этот труд был во многом использован рабби [[Иехуда hа-Наси|Иехудой hа-Наси]] при составлении канона Мишны. Систематизируя галахический материал, Акива, разделил его на три категории: кодифицированная Галаха (то есть Мишна), [[Тосефта]] и галахический [[Мидраш]]. Основным принципом в объяснении и толковании Торы Акивой было то, что она, будучи ниспосланной Богом, не может содержать ничего несущественного, и поэтому в ней каждая буква и каждый знак имеют глубокое значение. | ||
+ | |||
+ | Когда после подавления восстания Бар-Кохбы император Адриан (117–138) запретил изучение Торы и исполнение обрядов иудаизма, Акива утверждал, что первое должно быть предпочтено второму. Поэтому можно отказаться от обрядности, когда следование ей угрожает жизни. Но даже ради спасения жизни нельзя пренебречь изучением Торы — основы основ еврейского существования. Тора, народ Израиля и земля Израиля неразрывно связаны: еврею не следует покидать [[Эрец-Исраэль]], дабы не стать идолопоклонником. Сентенция Акивы «каждый еврей — сын царский» утверждала равенство богатого и бедного перед законом. Вера Акивы проникнута глубоким оптимизмом: даже в исполнении пророчества о разрушении Иерусалимского храма он видит предвестие того, что исполнится и пророчество о восстановлении святыни. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Влияние Акивы на развитие иудаизма == | ||
+ | О влиянии Акивы на развитие иудаизма свидетельствует следующее высказывание рабби [[Иоханан Бар Наппаха|Иоханана бар Наппахи]]: «Все анонимное в Мишне исходит от рабби Меира, все анонимное в Тосефте — от рабби Нехемии, все анонимное в [[Сифра]] — от рабби Иехуды и все анонимное в [[Сифрей]] — от рабби Шимона; все они следуют взглядам рабби Акивы» (Санх. 86а). В духе толкования Акивы Библия переведена на греческий язык его учеником, прозелитом Аквилой. Духом галахических построений Акивы проникнут и канонизированный арамейский перевод Библии — «Таргум Онкелос» (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
* {{ЭЕЭ|10113|Акива}} | * {{ЭЕЭ|10113|Акива}} | ||
* [http://www.myisraeli.com/article.php3?id_article=158 Акива] | * [http://www.myisraeli.com/article.php3?id_article=158 Акива] |
Версия 11:06, 15 декабря 2011
Рабби Акива | |
ивр. עֲקִיבָא | |
Имя при рождении: |
Акива бен-Йосеф |
---|---|
Род деятельности: |
один из величайших законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма, систематизатор Галахи |
Дата рождения: |
ок. 50 |
Дата смерти: |
ок. 135 |
Рабби Аки́ва (ивр. עֲקִיבָא, Акива бен-Йосеф; около 50-135) — выдающийся танай, один из величайших законоучителей и основоположников раввинистического иудаизма, систематизатор Галахи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Содержание |
Биография
Биография
Акива родился в семье простолюдина, жившего в Иудейской низменности, и не получил в детстве и юности никакого образования. Служа пастухом у богатого иерусалимца, он, несмотря на противодействие своего хозяина, женился на его дочери Рахели, которая обусловила выход замуж за своего избранника его обязательством заняться изучением Торы. Освоив через несколько лет после женитьбы алфавит, который он изучал вместе со своим маленьким сыном, Акива в конце семидесятых годов уехал учиться в Лод, где пробыл, вероятнее всего, 13 лет. Там он учился у рабби Элиэзера бен Гиркана, рабби Иехошуа бен Хананьи и рабби Нахума из Гимзо. В 95–96 гг. Акива считался уже крупным религиозным авторитетом и преподавал в Бней-Браке, где его учениками были люди, ставшие в последующем тоже крупными религиозными авторитетами, в том числе рабби Меир, рабби Шимон бар Иохай, рабби Иосе бен Халафта, рабби Элазар бен Шаммуа, рабби Нехемия.
Акива был одним из членов делегации, посланной в Рим с ходатайством об отмене декрета императора Домициана (81–96) о запрещении изучения Торы и выполнения еврейских законов. В противоположность некоторым другим религиозным авторитетам — современникам восстания Бар-Кохбы — Акива, по-видимому, приветствовал восстание и признал в его вожде Мессию. Очевидно, через некоторое время после разгрома этого восстания римские власти заточили Акиву в тюрьму, поскольку, вопреки запрету, он продолжал обучать Торе.
За годы учёбы достиг высшей степени раввинской учёности и вернулся домой в сопровождении тысяч своих учеников. Узнав его, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.
В дальнейшем рабби Акива стал главой академии в Лоде, а в конце жизни в Бней-Браке, в центральной части Иудеи. Число его учеников доходило до 24000.
Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны, и по его программе окончательная редакция этого свода впоследствии была сделана р. Иегудой hа-Наси.
Акива принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы, которого объявил мессией, против императора Адриана, совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Палестины и дошёл даже до Галлии, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в 135 г. н. э.)
Смерть Акивы была мучительной: палачи содрали с него кожу железными граблями. По сообщениям источников, Акива принял свое мученичество как высшую возможность исполнения завета: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5). По ряду сказаний, Акива был казнён на 120 году жизни. Похоронен в Тиверии (современная Тверия).
Деятельность
Сохранившиеся данные об Акиве рисуют его как человека, заботившегося о бедных, отличавшегося предельной скромностью и в то же время большой духовной независимостью и смелостью в отстаивании своих убеждений. Глубокий гуманизм Акивы, который назвал «великим правилом Торы» заповедь «Люби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19:18), имеет общечеловеческий характер. В его толковании эта заповедь обязывает еврея любить всех людей, ибо все они созданы в соответствии с одним первообразом (Авот 4). Акива верит в детерминированность мира, считая, однако, что человек ответственен за свои поступки, так как ему дана свобода выбора между добром и злом (Авот 3).
Как систематизатор Акива привел в методический порядок огромный накопившийся материал Галахи. Есть основания полагать, что Акива подготовил собственное собрание Мишны и что этот труд был во многом использован рабби Иехудой hа-Наси при составлении канона Мишны. Систематизируя галахический материал, Акива, разделил его на три категории: кодифицированная Галаха (то есть Мишна), Тосефта и галахический Мидраш. Основным принципом в объяснении и толковании Торы Акивой было то, что она, будучи ниспосланной Богом, не может содержать ничего несущественного, и поэтому в ней каждая буква и каждый знак имеют глубокое значение.
Когда после подавления восстания Бар-Кохбы император Адриан (117–138) запретил изучение Торы и исполнение обрядов иудаизма, Акива утверждал, что первое должно быть предпочтено второму. Поэтому можно отказаться от обрядности, когда следование ей угрожает жизни. Но даже ради спасения жизни нельзя пренебречь изучением Торы — основы основ еврейского существования. Тора, народ Израиля и земля Израиля неразрывно связаны: еврею не следует покидать Эрец-Исраэль, дабы не стать идолопоклонником. Сентенция Акивы «каждый еврей — сын царский» утверждала равенство богатого и бедного перед законом. Вера Акивы проникнута глубоким оптимизмом: даже в исполнении пророчества о разрушении Иерусалимского храма он видит предвестие того, что исполнится и пророчество о восстановлении святыни.
Влияние Акивы на развитие иудаизма
О влиянии Акивы на развитие иудаизма свидетельствует следующее высказывание рабби Иоханана бар Наппахи: «Все анонимное в Мишне исходит от рабби Меира, все анонимное в Тосефте — от рабби Нехемии, все анонимное в Сифра — от рабби Иехуды и все анонимное в Сифрей — от рабби Шимона; все они следуют взглядам рабби Акивы» (Санх. 86а). В духе толкования Акивы Библия переведена на греческий язык его учеником, прозелитом Аквилой. Духом галахических построений Акивы проникнут и канонизированный арамейский перевод Библии — «Таргум Онкелос» (см. Онкелос и Аквила).
Ссылки
- Статья «Акива» в Электронной еврейской энциклопедии
- Акива
- Раби Акива — каббалист, особый мудрец поколения/тана
da:Akivafa:اکیبا بن یوسف fi:Rabbi Akibahr:Akiva ben Jozef ht:Raben Akiba hu:Akiba ben Jószéf id:Rabi Akiba ja:アキバ・ベン・ヨセフ ml:റബൈ അഖീവ nl:Rabbi Akiva pt:Rabi Akiva sl:Akiba ben Jozef war:Akiva ben Joseph