Ардон, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ariely (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
'''Ардон''' (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел [[Бецалель]]. | '''Ардон''' (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел [[Бецалель]]. | ||
- | |||
- | В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — [[Государственная Премия Израиля|Государственную премию Израиля]]. Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля. | + | |
+ | == Творческая биография == | ||
+ | |||
+ | Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы [[Иерусалим|Иерусалима]], Израиля, [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] идеей воплощения в искусстве мистических аспектов [[Иудаизм|иудаизма]]. | ||
+ | |||
+ | В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю. | ||
+ | |||
+ | Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница [[Иаков|Иакова]], пергаменты и свитки с еврейскими текстами. | ||
+ | |||
+ | Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических (см. [[Каббала]]) рукописях изображения [[Сфирот|сфирот]]; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, [[Израильский Музей|Израильский музей]], Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других). | ||
+ | |||
+ | С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве; см. [[Иом-Киппур]]) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон; см. [[«Энтеббе» Операция|«Энтеббе» операция]]). | ||
+ | |||
+ | В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]] в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире» (см. [[Исайя]]). | ||
+ | |||
+ | В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — [[Государственная Премия Израиля|Государственную премию Израиля]]. | ||
+ | |||
+ | Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля. | ||
{{ElevenCopyRight|10276|АРДОН}} | {{ElevenCopyRight|10276|АРДОН}} |
Версия 22:17, 12 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Внешнее изображение (транслируется с http://www.eleven.co.il) | |
---|---|
Ардон Витраж М. Ардона «Видение Исайи о вечном мире» в Еврейской национальной и университетской библиотеке. Иерусалим. |
Ардон (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел Бецалель.
Творческая биография
Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы Иерусалима, Израиля, Катастрофы идеей воплощения в искусстве мистических аспектов иудаизма.
В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю.
Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница Иакова, пергаменты и свитки с еврейскими текстами.
Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических (см. Каббала) рукописях изображения сфирот; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, Израильский музей, Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других).
С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве; см. Иом-Киппур) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон; см. «Энтеббе» операция).
В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире» (см. Исайя).
В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — Государственную премию Израиля.
Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля.