Ам hа-Арец ("народ земли")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 25: Строка 25:
-
'''Ам-hа-Арец''' (עַם הָאָרֶץ; буквально `народ земли`). В [[Библия|Библии]] значение этого термина зависит от контекста: а) обычно ам-hа-арец — население, вне зависимости от его этнической принадлежности; б) при употреблении во множественном числе (עַמֵי הָאֲרָצוֹת) амей-hа-арацот этот термин обозначает `чуждые`, то есть языческие племена, в частности, в текстах, относящихся к периоду после [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], — племена в [[Эрец-Исраэль]] и соседних землях, которые были враждебны вернувшимся евреям (Эз. 3:3, 9:11, 10:2; Нех. 10:29, 10:31–32); в) ам-hа-арец может обозначать и какую-то часть населения, участвующую в определенном действии (например, II Ц. 11:18, 21:24; Иер. 34:19). В таком случае трудно однозначно определить точный смысл этого термина, однако очевидно, что уже в период Второго [[Храм|храма]] он применялся к евреям, несведущим в [[Тора|Торе]] и не соблюдавшим заповеди (см. [[Мицвот]]), особенно связанные с обработкой земли и ритуальной чистотой. [[Фарисеи|Фарисеям]] и хаверим (см. [[Хавер]]) предписывалось чуждаться ам-hа-арец, так как общение с ними могло привести к ритуальной нечистоте (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]) или к случайному употреблению в пищу сельскохозяйственных продуктов, от которых не была отделена [[Десятина|десятина]]. В этот период термин ам-hа-арец обозначал не какую-либо социальную категорию, но служил определением для тех, кто не придерживался иудаизма в форме, установленной фарисеями.
+
'''Ам-hа-Арец''' (עַם הָאָרֶץ; буквально `народ земли`).  
-
После разрушения Второго храма определение ам-hа-арец в основном применялось к людям, которые не знали Тору. Большинство ам-hа-арец были выходцами из низших слоев населения, но в их число входили и представители иных слоев. Об этом, например, свидетельствует изречение: «Ученый [[Мамзер|мамзер]] выше [[Первосвященник|первосвященника]], который ам-hа-арец» (Хор. 3:8). Ряд талмудических (см. [[Талмуд]]) сентенций отражает враждебность, существовавшую в этот период между знатоками Учения и ам-hа-арец. Согласно Талмуду, человек, который не изучает Тору, разрушает единство народа. К концу таннаитского периода (см. [[Таннаи]]) постепенное ослабление внимания к изучению ряда законов о ритуальной чистоте способствовало исчезновению из общественной жизни понятия ам-hа-арец. В дальнейшем так называли человека, не обладающего достаточными познаниями в области еврейской религиозной традиции. В хасидской (см. [[Хасидизм]]) литературе ам-hа-арец — наивный, но приверженный Богу простолюдин.
+
В [[Библия|Библии]] значение этого термина зависит от контекста:
 +
 
 +
* а) обычно ам-hа-арец — население, вне зависимости от его этнической принадлежности;
 +
* б) при употреблении во множественном числе (עַמֵי הָאֲרָצוֹת) амей-hа-арацот этот термин обозначает `чуждые`, то есть языческие племена, в частности, в текстах, относящихся к периоду после [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], — племена в [[Эрец-Исраэль]] и соседних землях, которые были враждебны вернувшимся евреям (Эз. 3:3, 9:11, 10:2; Нех. 10:29, 10:31–32);
 +
* в) ам-hа-арец может обозначать и какую-то часть населения, участвующую в определенном действии (например, II Ц. 11:18, 21:24; Иер. 34:19). В таком случае трудно однозначно определить точный смысл этого термина, однако очевидно, что уже в период Второго [[Храм|храма]] он применялся к евреям, несведущим в [[Тора|Торе]] и не соблюдавшим заповеди (см. [[Мицвот]]), особенно связанные с обработкой земли и ритуальной чистотой.
 +
 
 +
[[Фарисеи|Фарисеям]] и хаверим (см. [[Хавер]]) предписывалось чуждаться ам-hа-арец, так как общение с ними могло привести к ритуальной нечистоте (см. [[Чистота И Нечистота Ритуальные|Чистота и нечистота ритуальные]]) или к случайному употреблению в пищу сельскохозяйственных продуктов, от которых не была отделена [[Десятина|десятина]]. В этот период термин ам-hа-арец обозначал не какую-либо социальную категорию, но служил определением для тех, кто не придерживался иудаизма в форме, установленной фарисеями.
 +
 
 +
После разрушения Второго храма определение ам-hа-арец в основном применялось к людям, которые не знали Тору. Большинство ам-hа-арец были выходцами из низших слоев населения, но в их число входили и представители иных слоев. Об этом, например, свидетельствует изречение: «Ученый [[Мамзер|мамзер]] выше [[Первосвященник|первосвященника]], который ам-hа-арец» (Хор. 3:8).  
 +
 
 +
Ряд талмудических (см. [[Талмуд]]) сентенций отражает враждебность, существовавшую в этот период между знатоками Учения и ам-hа-арец.  
 +
 
 +
Согласно Талмуду, человек, который не изучает Тору, разрушает единство народа.  
 +
 
 +
К концу таннаитского периода (см. [[Таннаи]]) постепенное ослабление внимания к изучению ряда законов о ритуальной чистоте способствовало исчезновению из общественной жизни понятия ам-hа-арец. В дальнейшем так называли человека, не обладающего достаточными познаниями в области еврейской религиозной традиции. В хасидской (см. [[Хасидизм]]) литературе ам-hа-арец — наивный, но приверженный Богу простолюдин.
{{ElevenCopyRight|10191|АМ-hа-АРЕЦ}}
{{ElevenCopyRight|10191|АМ-hа-АРЕЦ}}

Версия 05:08, 7 декабря 2011

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ам-hа-Арец (עַם הָאָרֶץ; буквально `народ земли`).

В Библии значение этого термина зависит от контекста:

  • а) обычно ам-hа-арец — население, вне зависимости от его этнической принадлежности;
  • б) при употреблении во множественном числе (עַמֵי הָאֲרָצוֹת) амей-hа-арацот этот термин обозначает `чуждые`, то есть языческие племена, в частности, в текстах, относящихся к периоду после пленения вавилонского, — племена в Эрец-Исраэль и соседних землях, которые были враждебны вернувшимся евреям (Эз. 3:3, 9:11, 10:2; Нех. 10:29, 10:31–32);
  • в) ам-hа-арец может обозначать и какую-то часть населения, участвующую в определенном действии (например, II Ц. 11:18, 21:24; Иер. 34:19). В таком случае трудно однозначно определить точный смысл этого термина, однако очевидно, что уже в период Второго храма он применялся к евреям, несведущим в Торе и не соблюдавшим заповеди (см. Мицвот), особенно связанные с обработкой земли и ритуальной чистотой.

Фарисеям и хаверим (см. Хавер) предписывалось чуждаться ам-hа-арец, так как общение с ними могло привести к ритуальной нечистоте (см. Чистота и нечистота ритуальные) или к случайному употреблению в пищу сельскохозяйственных продуктов, от которых не была отделена десятина. В этот период термин ам-hа-арец обозначал не какую-либо социальную категорию, но служил определением для тех, кто не придерживался иудаизма в форме, установленной фарисеями.

После разрушения Второго храма определение ам-hа-арец в основном применялось к людям, которые не знали Тору. Большинство ам-hа-арец были выходцами из низших слоев населения, но в их число входили и представители иных слоев. Об этом, например, свидетельствует изречение: «Ученый мамзер выше первосвященника, который ам-hа-арец» (Хор. 3:8).

Ряд талмудических (см. Талмуд) сентенций отражает враждебность, существовавшую в этот период между знатоками Учения и ам-hа-арец.

Согласно Талмуду, человек, который не изучает Тору, разрушает единство народа.

К концу таннаитского периода (см. Таннаи) постепенное ослабление внимания к изучению ряда законов о ритуальной чистоте способствовало исчезновению из общественной жизни понятия ам-hа-арец. В дальнейшем так называли человека, не обладающего достаточными познаниями в области еврейской религиозной традиции. В хасидской (см. Хасидизм) литературе ам-hа-арец — наивный, но приверженный Богу простолюдин.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АМ-hа-АРЕЦ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация