Воеводина (край) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Следующая правка →
Версия 16:13, 5 декабря 2011
Регулярная статья | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
|
|||
Страна | |||
---|---|---|---|
Статус |
Автономный край в составе Сербии |
||
Административный центр |
Нови-Сад |
||
Председатель Верховного Совета АКВ |
Боян Патрич |
||
Председатель Скупщины АКВ |
Шандор Егереши |
||
Официальные языки |
сербохорватский, венгерский, словацкий, румынский, русинский |
||
Население (2002) |
2 031 992 |
||
Плотность |
94,5/km² чел./км² |
||
Национальный состав |
Сербы (65 %), венгры (14 %), словаки (3 %),хорваты (2,5 %), югославы (2,5 %), черногорцы (2 %), румыны (1,5 %), цыгане (1,5 %), русины (0,7 %), македонцы (0,5 %), украинцы (0,2 %) и др |
||
Конфессиональный состав |
православные (69 %), католики (19 %), протестанты (3,5 %) |
||
Площадь |
21,500 км² |
||
Часовой пояс |
UTC +2 |
||
Телефонный код |
+381 |
||
Интернет-домен |
rs |
||
Первая еврейская община на территории современной Воеводины возникла в городе Петроварадин в 1697 году. В 1699 году образовалась община в городе Нови-Сад, ставшая вскоре крупнейшей в области: на протяжении XVIII века в этом городе было построено несколько синагог, организована хевра каддиша, открыта еврейская школа. В 1786 году возникла община в городе Суботица, в 1790 году — в городе Бечкерек (ныне Зренянин), в 1793 году — в городе Сента, в 1828 году — в городе Сомбор. В 1807 году евреи, бежавшие из Белграда, создали общину в городе Землин (Земун); в середине XIX века ее духовным руководителем был раввин Иеhуда Алкалай - один из первых евреев-сефардов, провозвестников сионизма. Почти все общины Воеводины были в конце XVIII– начале XIX века очень бедны: так, в Зренянине сбор денег на строительство синагоги удалось провести лишь в 1831 году. До конца XVIII века правовое положение евреев в Бачке, Банате и Среме было таким же, как и в других частях Австрии. В 1791 году венгерский сейм, под юрисдикцией которого находились эти области, принял закон «де юдеис», разрешавший евреям беспрепятственно торговать любыми товарами и покупать землю. В дальнейшем многие положения этого закона были фактически выхолощены, однако в 1840-х годах евреи Воеводины вновь добились существенного расширения своих прав. Еврейское население края в основном поддержало венгерскую революцию 1848–49 годов, и после ее подавления подверглось респрессиям: только евреям Бачки пришлось заплатить семьдесят пять тысяч форинтов контрибуции. Эмансипация воеводинского еврейства завершилась в 1867 году с образованием Австро-Венгрии, конституция которой провозгласила равенство всех граждан, независимо от их национальности и религиозных убеждений. В конце XIX – начале XX веков в Воеводине насчитывалось около 50 еврейских общин, в основномреформистских. В области проживали свыше десяти тысяч евреев, из них две тысячи — в Нови-Саде.