Харедим

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Avner (Обсуждение | вклад)
 
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  
+
}}
-
'''Харедим''' (ед.ч. хареди) название и, в некоторой степени, самоназвание общины строго соблюдающих заповеди [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных евреев]] в [[Израиль|Израиле]]. Название представляет собой сокращение слов ''"харедим ли-двар Ѓашем"'' (трепетно относящиеся к словам Всевышнего). В русскоязычной прессе часто называются "ультраортодоксальные евреи" или "ультраортодоксы".
+
'''Харедим''' (ед.ч. хареди) — название и, в некоторой степени, самоназвание общины строго соблюдающих заповеди [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксальных евреев]] в [[Израиль|Израиле]]. Название представляет собой сокращение слов ''«харедим ли-двар Ѓашем»'' (трепетно относящиеся к словам Всевышнего). В русскоязычной прессе часто называются «ультраортодоксальные евреи» или «ультраортодоксы».
== История общины ==
== История общины ==
-
Исторически община харедим - наследники ортодоксального еврейства Восточной Европы. Среди них больше всего [[ашкеназ]]ов - литваков и хасидов. Некоторые [[сефард]]ы под их влиянием также живут как харедим.
+
Исторически община харедим — наследники ортодоксального еврейства Восточной Европы. Среди них больше всего [[ашкеназ]]ов — литваков и хасидов. Некоторые [[сефард]]ы под их влиянием также живут как харедим.
{{также|Литваки|Хасидизм|Хабад|Браслав}}
{{также|Литваки|Хасидизм|Хабад|Браслав}}
-
Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии [[Агудат Исраэль]]. Её образ жизни во многом определил р.А.Й.Карелиц ([[Хазон Иш]]).  
+
Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии [[Агудат Исраэль]]. Её образ жизни во многом определил р. А. Й. Карелиц ([[Хазон Иш]]).
== Идеология ==
== Идеология ==
-
Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма ([[консервативный иудаизм]] и [[реформистский иудаизм]]), с другой стороны - от нерелигиозных израильтян, с третьей стороны - от [[религиозный сионизм|религиозных сионистов]] и [[ортодоксальный модернизм|ортодоксальных модернистов]]. Харедим видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению, неизменны или почти неизменны как минимум с [[талмуд]]ических времён.  
+
Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма ([[консервативный иудаизм]] и [[реформистский иудаизм]]), с другой стороны — от нерелигиозных израильтян, с третьей стороны — от [[религиозный сионизм|религиозных сионистов]] и [[ортодоксальный модернизм|ортодоксальных модернистов]]. Харедим видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению, неизменны или почти неизменны как минимум с [[талмуд]]ических времён.
-
Высший орган политических партий харедим - [[Совет мудрецов Торы]]. Его мнение высказывается как "даат Тора" (мнение Торы). Главным авторитетом для хареди является [[гдоль hа-дор]], [[ребе]], [[посек]].
+
Высший орган политических партий харедим — [[Совет мудрецов Торы]]. Его мнение высказывается как «даат Тора» (мнение Торы). Главным авторитетом для хареди является [[гдоль hа-дор]], [[ребе]], [[посек]].
Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям ([[хумрот]]). В пищу употребляются только особо [[кошер]]ные продукты ([[меhадрин]]), кошерность которых заверена одним из [[бадац]]ев общины.
Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям ([[хумрот]]). В пищу употребляются только особо [[кошер]]ные продукты ([[меhадрин]]), кошерность которых заверена одним из [[бадац]]ев общины.
-
Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет-общения - во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов.
+
Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет-общения — во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов.
== Изучение Торы ==
== Изучение Торы ==
-
Идеал жизни мужчины - постоянное "профессиональное" изучение Торы (в первую очередь это характерно для [[литваки|литваков]], хасиды в основном занимаются торговлей или бизнесом). Под Торой понимается в первую очередь [[талмуд]]ическая литература, во вторую очередь - литература [[мусар]]а или [[хасидизм]]а, и лишь в последнюю очередь - [[Танах]] и комментарии к нему, [[еврейская философия]]. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими её изучали сто лет назад Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук.
+
Идеал жизни мужчины — постоянное «профессиональное» изучение Торы (в первую очередь это характерно для [[литваки|литваков]], хасиды в основном занимаются торговлей или бизнесом). Под Торой понимается в первую очередь [[талмуд]]ическая литература, во вторую очередь — литература [[мусар]]а или [[хасидизм]]а, и лишь в последнюю очередь — [[Танах]] и комментарии к нему, [[еврейская философия]]. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими её изучали сто лет назад Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук.
-
Мальчики учатся в [[хедер]]ах, затем - в [[ешива]]х, после свадьбы - в [[колель|колелях]], по крайней мере несколько лет. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Существуют курсы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости (''багрут'') для взрослых людей. Девочки учатся в общинных школах, затем - в семинарах (в т.ч. учительских и профессиональных) до замужества.
+
Мальчики учатся в [[хедер]]ах, затем — в [[ешива]]х, после свадьбы — в [[колель|колелях]], по крайней мере несколько лет. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Существуют курсы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости (''багрут'') для взрослых людей. Девочки учатся в общинных школах, затем — в семинарах (в том числе учительских и профессиональных) до замужества.
== Семья ==
== Семья ==
-
Идеал жизни женщины - содержание дома, воспитание детей в духе общины харедим, зарабатывание денег, чтобы обеспечить мужу возможность свободно заниматься Торой. Муж (при всём уважении и почтении к жене и её мнению) является неоспоримым главой семьи. Большинство общественных мероприятий общины предназначены для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении.
+
Идеал жизни женщины — содержание дома, воспитание детей в духе общины харедим, зарабатывание денег, чтобы обеспечить мужу возможность свободно заниматься Торой. Муж (при всём уважении и почтении к жене и её мнению) является неоспоримым главой семьи. Большинство общественных мероприятий общины предназначены для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении.
[[Брак]]и заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт.
[[Брак]]и заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт.
Строка 46: Строка 46:
Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками [[галаха|галахи]] и порицается.
Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками [[галаха|галахи]] и порицается.
-
Образование девочек и мальчиков - раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены. На торжествах или собраниях мужчины сидят отдельно от женщин (в идеале - не должны их видеть и слышать).
+
Образование девочек и мальчиков — раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены. На торжествах или собраниях мужчины сидят отдельно от женщин (в идеале — не должны их видеть и слышать).
== Политика ==
== Политика ==
Строка 58: Строка 58:
Баалей-[[тшува]] (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к [[кашрут]]у, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим.
Баалей-[[тшува]] (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к [[кашрут]]у, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим.
-
 
+
== Ссылки ==
-
== Источники ==
+
* [http://www.7kanal.com/news.php3?id=285871 ЦАХАЛ: в рядах армии — 3000 харедим]
== Примечания ==
== Примечания ==
-
<references/>
+
{{примечания}}
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Течения в иудаизме]]
[[Категория:Хасидизм]]
[[Категория:Хасидизм]]
Строка 68: Строка 68:
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[Категория:Ортодоксальный иудаизм]]
[[Категория:Литваки]]
[[Категория:Литваки]]
-
 
-
[[ar:يهودية حريدية]]
 
-
[[ca:Haredí]]
 
-
[[cs:Charedim]]
 
-
[[da:Haredisk jødedom]]
 
-
[[de:Ultraorthodoxes Judentum]]
 
-
[[en:Haredi Judaism]]
 
-
[[es:Jaredí]]
 
-
[[eo:Ĥaredoj]]
 
-
[[fr:Haredim]]
 
-
[[he:יהדות חרדית]]
 
-
[[lad:Haredi]]
 
-
[[lt:Haredi judaizmas]]
 
-
[[nl:Charedisch jodendom]]
 
-
[[ja:超正統派 (ユダヤ教)]]
 
-
[[no:Haredisk jødedom]]
 
-
[[nn:Ḥaredisk jødedom]]
 
-
[[pt:Haredi]]
 
-
[[simple:Haredi]]
 
-
[[sl:Haredi]]
 
-
[[fi:Haredi]]
 
-
[[tl:Hudaismo#Hudaismong Haredi]]
 
-
[[yi:חרדים]]
 

Текущая версия на 15:19, 4 декабря 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Харедим (ед.ч. хареди) — название и, в некоторой степени, самоназвание общины строго соблюдающих заповеди ортодоксальных евреев в Израиле. Название представляет собой сокращение слов «харедим ли-двар Ѓашем» (трепетно относящиеся к словам Всевышнего). В русскоязычной прессе часто называются «ультраортодоксальные евреи» или «ультраортодоксы».

Содержание

История общины

Исторически община харедим — наследники ортодоксального еврейства Восточной Европы. Среди них больше всего ашкеназов — литваков и хасидов. Некоторые сефарды под их влиянием также живут как харедим.

См. также статьи: Литваки, Хасидизм, Хабад, Браслав

Община сформировалась после возникновения Государства Израиль, в основном из сторонников партии Агудат Исраэль. Её образ жизни во многом определил р. А. Й. Карелиц (Хазон Иш).

Идеология

Харедим дистанцируются, с одной стороны, от неортодоксального иудаизма (консервативный иудаизм и реформистский иудаизм), с другой стороны — от нерелигиозных израильтян, с третьей стороны — от религиозных сионистов и ортодоксальных модернистов. Харедим видят себя единственными представителями подлинного иудаизма, идеология и быт которого, по их мнению, неизменны или почти неизменны как минимум с талмудических времён.

Высший орган политических партий харедим — Совет мудрецов Торы. Его мнение высказывается как «даат Тора» (мнение Торы). Главным авторитетом для хареди является гдоль hа-дор, ребе, посек.

Соблюдение заповедей характеризуется ригоризмом, стремлением к постоянным устрожениям (хумрот). В пищу употребляются только особо кошерные продукты (меhадрин), кошерность которых заверена одним из бадацев общины.

Многие харедим не используют интернет, а если используют, то минимизуют его использование нуждами работы и разрешёнными раввинами сайтами. Также порицается использование телефонов с фотокамерами, социальных сетей и средств интернет-общения — во избежание проникновения в общину чуждых идей и соблазнов.

Изучение Торы

Идеал жизни мужчины — постоянное «профессиональное» изучение Торы (в первую очередь это характерно для литваков, хасиды в основном занимаются торговлей или бизнесом). Под Торой понимается в первую очередь талмудическая литература, во вторую очередь — литература мусара или хасидизма, и лишь в последнюю очередь — Танах и комментарии к нему, еврейская философия. Грамматика иврита, еврейская средневековая поэзия, еврейская история не рекомендуются к изучению. Изучать Тору нужно теми же методами, какими её изучали сто лет назад Очень неодобрительно относится община к критическому изучению еврейских источников с использованием методов современных гуманитарных наук.

Мальчики учатся в хедерах, затем — в ешивах, после свадьбы — в колелях, по крайней мере несколько лет. Светское образование ограничено необходимым для повседневной жизни минимумом. Существуют курсы подготовки к экзаменам на аттестат зрелости (багрут) для взрослых людей. Девочки учатся в общинных школах, затем — в семинарах (в том числе учительских и профессиональных) до замужества.

Семья

Идеал жизни женщины — содержание дома, воспитание детей в духе общины харедим, зарабатывание денег, чтобы обеспечить мужу возможность свободно заниматься Торой. Муж (при всём уважении и почтении к жене и её мнению) является неоспоримым главой семьи. Большинство общественных мероприятий общины предназначены для мужчин. От женщины требуется строго регламентированная скромность в одежде и поведении.

Браки заключаются преимущественно по сговору. Встречи юноши и девушки допускаются только в рамках сватовства. Ни о каких добрачных и внебрачных сексуальных отношениях речь не идёт.

Применение контрацептивных средств ограничивается строгими рамками галахи и порицается.

Образование девочек и мальчиков — раздельное, начиная с детского сада. Совместные мероприятия и программы для мужчин и женщин запрещены. На торжествах или собраниях мужчины сидят отдельно от женщин (в идеале — не должны их видеть и слышать).

Политика

Большинство харедим признают право Государства Израиль на существование (см. однако Нетурей карта), но не являются сионистами. Они живут в Стране Израиля, исполняя заповедь Торы проживать в ней, лояльно относятся к государству, получают государственные пособия, участвуют в выборах, но практически не служат в армии (см. однако Нахаль хареди), поскольку видят в ней источник разврата и повод прервать изучение Торы. Девушки из общины никогда не служат в армии и практически не участвуют в альтернативной службе (шерут леуми).

Харедим во всех общественных и политических вопросах подчиняются своим раввинам и голосуют на всех выборах так, как эти раввины укажут.

Представители харедимных политических партий (Агудат Исраэль, Дегель hа-Тора, Шас) стремятся занять министерские и парламентские посты, на которых они смогут работать на благо своей общины (финансовая комиссия Кнесета, министерство внутренних дел, министерство строительства, министерство здравоохранения) и избегают постов, связанных с ответственностью за всё государство (комиссия по обороне, министерство иностранных дел, министерство труда, промышленности и торговли).

Баалей-тшува

Баалей-тшува (вернувшиеся к соблюдению заповедей), присоединившиеся к общине харедим, сохраняют связи с внешним миром. Многие из них преподают иудаизм нерелигиозным евреям и стремятся привлечь их к себе. Они используют интернет, социальные сети, элементы нерелигиозной культуры, но к кашруту, требованиям скромности и воспитанию детей относятся столь же строго, как и рождённые в общине харедим.

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация