Се‘уда

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Се‘уда (ЭЕЭ)» в «Се‘уда»)

Версия 16:19, 3 декабря 2011



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Сеуда (סְעוּדָה; мн. число סְעוּדוֹת, сеудот), трапеза.

Содержание

Поводы для трапезы

Трапеза по поводу события, связанного с исполнением мицвы, называется сеудат-мицва. Талмуд подробно останавливается на трапезах, участие в которых похвально: по случаю обрезания, выкупа первенца, бар-мицвы, обручения и свадьбы, освящения нового дома, начала изучения мальчиком Библии, а также сеудат хавраа (`утешительная трапеза`) сразу же после похорон, предназначенная для подкрепления сил и утешения скорбящих.

Состав транезы

Обычно сеуда включает четыре обязательных элемента: суп, мясо, соль и вино (Бр. 44а; Шаб. 129а). Особо выделяется сеуда мафсекет (`отделяющая трапеза`), которую проводят перед постами Девятого ава и Иом-Киппура; без нее выполнение предписаний относительно Иом-Киппура не может быть полным (Кт. 63а). В эту сеуду не принято есть пищу, вызывающую жажду (соленое, острое и жареное).

Обязательные и не обязательные трапезы

Сеудот могут быть обязательными, например, субботние (Шаб. 118а) и необязательными, например, сеуда по поводу обручения (Псах. 49а).

В период Мишны в Иерусалиме практиковалась обильная общественная сеуда при благословении луны и в Рош hа-Шана (РхШ. 23б; см. Новолуние).

Третья трапеза в субботу

Сеуда шлишит — `третья трапеза` в субботу. Предписание проводить три субботние сеудот (Шаб. 117б–118а) основывается на троекратном повторении слова «сегодня» в Исх. 16:25. Во время этой сеуды, в отличие от двух других субботних трапез, не произносят киддуш; она не должна начинаться ранее наступления времени Минхи. Традиционно за этой трапезой поют змирот и Пс. 23 (в русской традиции 22).

Трапеза после прихода Мессии

Сеудат ливьятан, упоминаемая в Аггаде трапеза после прихода Мессии, на которой Бог якобы будет угощать праведников мясом Левиафана и исполинского дикого быка (шор hа-бар), а также вином, выдержанным со времени сотворения мира (ББ. 75а; см. также Псах. 119б).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЕУДА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация