Стучевский, Иеhояхин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | 12{{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Стучевский, Иехояхин''' (Иоахим; 1891, Ромны, Украина, – 1982, Тель-Авив), израильский композитор, виолончелист, музыкально-общественный деятель. Несколько поколений предков Стучевского со стороны отца и матери были [[Клезмеры|клезмерами]]. В 1890-х гг., после переезда семьи в [[Херсон]] Стучевский брал уроки игры на виолончели у А. Кузнецова, ученика К. Давыдова (1838–89); в 1912 г. окончил с отличием Лейпцигскую консерваторию по классу Ю. Кленгеля. Концертировал в качестве солиста и участника камерных ансамблей в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии. В 1920–30-х гг. входил в состав «Венского дуэта», «Венского трио» и «Венского квартета». Эти ансамбли были первыми исполнителями произведений композиторов «Новой венской школы» — [[Шёнберг, Арнольд|А. Шёнберга]] и его учеников А. Берга и А. Веберна. Творческие контакты и личная дружба связывали Стучевского с [[Блох, Эрнест|Э. Блохом]], [[Бузони, Ферруччо Бенвенуто|Ф. Бузони]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахроном]], П. Дессау (1894–1979), П. Касальсом, М. Ростроповичем. | + | '''Стучевский, Иехояхин''' (Иоахим; 1891, Ромны, Украина, – 1982, Тель-Авив), израильский композитор, виолончелист, музыкально-общественный деятель. Несколько поколений предков Стучевского со стороны отца и матери были [[Клезмеры|клезмерами]]. В 1890-х гг., после переезда семьи в [[Херсон]] Стучевский брал уроки игры на виолончели у А. Кузнецова, ученика К. Давыдова (1838–89); в 1912 г. окончил с отличием Лейпцигскую консерваторию по классу Ю. Кленгеля. |
+ | === Творчество Стучевского (1912 -1938 г.г.) === | ||
+ | Концертировал в качестве солиста и участника камерных ансамблей в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии. В 1920–30-х гг. входил в состав «Венского дуэта», «Венского трио» и «Венского квартета». Эти ансамбли были первыми исполнителями произведений композиторов «Новой венской школы» — [[Шёнберг, Арнольд|А. Шёнберга]] и его учеников А. Берга и А. Веберна. Творческие контакты и личная дружба связывали Стучевского с [[Блох, Эрнест|Э. Блохом]], [[Бузони, Ферруччо Бенвенуто|Ф. Бузони]], [[Ахрон, Иосеф|И. Ахроном]], П. Дессау (1894–1979), П. Касальсом, М. Ростроповичем. | ||
В 1928 г. при участии Стучевского в Вене возникла Ассоциация по развитию еврейской музыки, продолжившая традиции петербургского [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общества еврейской народной музыки]]. Стучевский был одним из создателей и постоянным автором сионистской (см. [[Сионизм]]) газеты «Ди штимме», писал рецензии и статьи о еврейской музыке в пражской газете «Ди зельбствер». | В 1928 г. при участии Стучевского в Вене возникла Ассоциация по развитию еврейской музыки, продолжившая традиции петербургского [[Общество Еврейской Народной Музыки|Общества еврейской народной музыки]]. Стучевский был одним из создателей и постоянным автором сионистской (см. [[Сионизм]]) газеты «Ди штимме», писал рецензии и статьи о еврейской музыке в пражской газете «Ди зельбствер». | ||
В этот период Стучевский создает ряд произведений, сочетающих элементы фольклорной еврейской музыки с жанрами и формами европейского искусства: «Мехол кедем» («Восточный танец»), «Эли, Эли» («Боже мой, Боже»), «Двекут» («Экстаз») для виолончели и фортепиано (все — 1923 г.), 13 еврейских народных мелодий для виолончели и фортепиано (1924), четыре еврейские танцевальные пьесы для фортепиано (1929), «Риккуд» («Танец») для фортепиано (1930), «Палестинские эскизы» для фортепиано (1931), Хасидский танец для фортепиано и пьесу «Фрейлехс» для виолончели и фортепиано (1934), «Еврейскую песню» для виолончели и фортепиано (1937) и другие. | В этот период Стучевский создает ряд произведений, сочетающих элементы фольклорной еврейской музыки с жанрами и формами европейского искусства: «Мехол кедем» («Восточный танец»), «Эли, Эли» («Боже мой, Боже»), «Двекут» («Экстаз») для виолончели и фортепиано (все — 1923 г.), 13 еврейских народных мелодий для виолончели и фортепиано (1924), четыре еврейские танцевальные пьесы для фортепиано (1929), «Риккуд» («Танец») для фортепиано (1930), «Палестинские эскизы» для фортепиано (1931), Хасидский танец для фортепиано и пьесу «Фрейлехс» для виолончели и фортепиано (1934), «Еврейскую песню» для виолончели и фортепиано (1937) и другие. | ||
- | + | === Творческая деятельность Стучевского в Эрец-Исраэль (1938 -1982 г.г.) === | |
В 1938 г. Стучевский репатриировался в [[Эрец-Исраэль]] и сразу же включился в активную концертную, педагогическую и музыкально-просветительную работу. Его назначают инспектором Национального комитета ([[Ваад Леумми|Ваад леумми]]) по делам музыкального образования. Стучевский выступает с концертами и лекциями в городах, поселениях, [[Киббуц|киббуцах]]. Его композиторское творчество широко и многообразно, он создает музыку к спектаклю «Фишка Хромой» по произведению [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] (1939), кантату на текст Ш. Шенхуда «Песнь светлой скорби», посвященную героям [[Война За Независимость|Войны за независимость]] (1957); оркестровые произведения — «Четыре еврейских танца» (1940), «Народная песня» (1959), симфонические поэмы «Цфат» (1960) и «Израиль» (последняя удостоена премии [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] в 1964 г.); пьесы для виолончели и фортепиано — «Израильская сюита» (1942), «Хасидская сюита» (1946), «Каддиш» (1957), «Шесть израильских мелодий» (1961), «Кол Нидре» (1972), «Ниггуно шел рабби» (1974); для инструментальных ансамблей — «Израильские танцы» (1954), «Клезмерскую свадебную музыку» (1955), «Четыре еврейские мелодии» (1982 – последнее сочинение); для разных инструментов — «Концертино для кларнета и смычкового оркестра» (памяти отца, кларнетиста Калмана Стучевского, 1958), пьесы «В субботний день» и «Старинный хасидский напев» для скрипки и фортепиано (1944), «Хасидскую фантазию» для кларнета и фортепиано (1954), «Кол коре» («Воззвание») для валторны и фортепиано (1965); песни и хоры на слова [[Гольдберг, Леа|Леи Гольдберг]], [[Альтерман, Натан|Н. Альтермана]], [[Ялан-Штекелис, Мирьям|Мирьям Ялан-Штекелис]], [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнского]], [[Гебиртиг, Мордехай|М. Гебиртига]] и других. | В 1938 г. Стучевский репатриировался в [[Эрец-Исраэль]] и сразу же включился в активную концертную, педагогическую и музыкально-просветительную работу. Его назначают инспектором Национального комитета ([[Ваад Леумми|Ваад леумми]]) по делам музыкального образования. Стучевский выступает с концертами и лекциями в городах, поселениях, [[Киббуц|киббуцах]]. Его композиторское творчество широко и многообразно, он создает музыку к спектаклю «Фишка Хромой» по произведению [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]] (1939), кантату на текст Ш. Шенхуда «Песнь светлой скорби», посвященную героям [[Война За Независимость|Войны за независимость]] (1957); оркестровые произведения — «Четыре еврейских танца» (1940), «Народная песня» (1959), симфонические поэмы «Цфат» (1960) и «Израиль» (последняя удостоена премии [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] в 1964 г.); пьесы для виолончели и фортепиано — «Израильская сюита» (1942), «Хасидская сюита» (1946), «Каддиш» (1957), «Шесть израильских мелодий» (1961), «Кол Нидре» (1972), «Ниггуно шел рабби» (1974); для инструментальных ансамблей — «Израильские танцы» (1954), «Клезмерскую свадебную музыку» (1955), «Четыре еврейские мелодии» (1982 – последнее сочинение); для разных инструментов — «Концертино для кларнета и смычкового оркестра» (памяти отца, кларнетиста Калмана Стучевского, 1958), пьесы «В субботний день» и «Старинный хасидский напев» для скрипки и фортепиано (1944), «Хасидскую фантазию» для кларнета и фортепиано (1954), «Кол коре» («Воззвание») для валторны и фортепиано (1965); песни и хоры на слова [[Гольдберг, Леа|Леи Гольдберг]], [[Альтерман, Натан|Н. Альтермана]], [[Ялан-Штекелис, Мирьям|Мирьям Ялан-Штекелис]], [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнского]], [[Гебиртиг, Мордехай|М. Гебиртига]] и других. | ||
Строка 40: | Строка 42: | ||
Стучевский трижды удостоен премии имени И. Энгеля (1951, 1959 и 1965 гг.), премии имени [[Пятигорский, Григорий|Г. Пятигорского]] (1963), имени Ш. Д. Штейнберга (1970), премии АКУМ (Ассоциации композиторов, авторов и музыкальных издателей в Израиле, 1973) и других. | Стучевский трижды удостоен премии имени И. Энгеля (1951, 1959 и 1965 гг.), премии имени [[Пятигорский, Григорий|Г. Пятигорского]] (1963), имени Ш. Д. Штейнберга (1970), премии АКУМ (Ассоциации композиторов, авторов и музыкальных издателей в Израиле, 1973) и других. | ||
- | + | === Брат Стучевского === | |
- | Брат Стучевского | + | Израиль (Семен) Стучевский (1894–1986), пианист. Учился в Одесской консерватории. В 1921–24 и 1934–59 гг. — концертмейстер Большого театра. Выступал в качестве аккомпаниатора знаменитых русских певцов, в том числе Л. Собинова, Г. Пирогова, Валерии Барсовой, С. Лемешева, Надежды Шпиллер, Ирины Архиповой, И. Петрова и других. Заслуженный артист РСФСР (1951). |
{{ElevenCopyRight|13960|СТУЧЕВСКИЙ Иехояхин}} | {{ElevenCopyRight|13960|СТУЧЕВСКИЙ Иехояхин}} |
Версия 18:26, 30 ноября 2011
12
Источник: | ||||||||
|
Стучевский, Иехояхин (Иоахим; 1891, Ромны, Украина, – 1982, Тель-Авив), израильский композитор, виолончелист, музыкально-общественный деятель. Несколько поколений предков Стучевского со стороны отца и матери были клезмерами. В 1890-х гг., после переезда семьи в Херсон Стучевский брал уроки игры на виолончели у А. Кузнецова, ученика К. Давыдова (1838–89); в 1912 г. окончил с отличием Лейпцигскую консерваторию по классу Ю. Кленгеля.
Творчество Стучевского (1912 -1938 г.г.)
Концертировал в качестве солиста и участника камерных ансамблей в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехословакии, Венгрии, Румынии. В 1920–30-х гг. входил в состав «Венского дуэта», «Венского трио» и «Венского квартета». Эти ансамбли были первыми исполнителями произведений композиторов «Новой венской школы» — А. Шёнберга и его учеников А. Берга и А. Веберна. Творческие контакты и личная дружба связывали Стучевского с Э. Блохом, Ф. Бузони, И. Ахроном, П. Дессау (1894–1979), П. Касальсом, М. Ростроповичем.
В 1928 г. при участии Стучевского в Вене возникла Ассоциация по развитию еврейской музыки, продолжившая традиции петербургского Общества еврейской народной музыки. Стучевский был одним из создателей и постоянным автором сионистской (см. Сионизм) газеты «Ди штимме», писал рецензии и статьи о еврейской музыке в пражской газете «Ди зельбствер».
В этот период Стучевский создает ряд произведений, сочетающих элементы фольклорной еврейской музыки с жанрами и формами европейского искусства: «Мехол кедем» («Восточный танец»), «Эли, Эли» («Боже мой, Боже»), «Двекут» («Экстаз») для виолончели и фортепиано (все — 1923 г.), 13 еврейских народных мелодий для виолончели и фортепиано (1924), четыре еврейские танцевальные пьесы для фортепиано (1929), «Риккуд» («Танец») для фортепиано (1930), «Палестинские эскизы» для фортепиано (1931), Хасидский танец для фортепиано и пьесу «Фрейлехс» для виолончели и фортепиано (1934), «Еврейскую песню» для виолончели и фортепиано (1937) и другие.
Творческая деятельность Стучевского в Эрец-Исраэль (1938 -1982 г.г.)
В 1938 г. Стучевский репатриировался в Эрец-Исраэль и сразу же включился в активную концертную, педагогическую и музыкально-просветительную работу. Его назначают инспектором Национального комитета (Ваад леумми) по делам музыкального образования. Стучевский выступает с концертами и лекциями в городах, поселениях, киббуцах. Его композиторское творчество широко и многообразно, он создает музыку к спектаклю «Фишка Хромой» по произведению Менделе Мохер Сфарима (1939), кантату на текст Ш. Шенхуда «Песнь светлой скорби», посвященную героям Войны за независимость (1957); оркестровые произведения — «Четыре еврейских танца» (1940), «Народная песня» (1959), симфонические поэмы «Цфат» (1960) и «Израиль» (последняя удостоена премии Израильского филармонического оркестра в 1964 г.); пьесы для виолончели и фортепиано — «Израильская сюита» (1942), «Хасидская сюита» (1946), «Каддиш» (1957), «Шесть израильских мелодий» (1961), «Кол Нидре» (1972), «Ниггуно шел рабби» (1974); для инструментальных ансамблей — «Израильские танцы» (1954), «Клезмерскую свадебную музыку» (1955), «Четыре еврейские мелодии» (1982 – последнее сочинение); для разных инструментов — «Концертино для кларнета и смычкового оркестра» (памяти отца, кларнетиста Калмана Стучевского, 1958), пьесы «В субботний день» и «Старинный хасидский напев» для скрипки и фортепиано (1944), «Хасидскую фантазию» для кларнета и фортепиано (1954), «Кол коре» («Воззвание») для валторны и фортепиано (1965); песни и хоры на слова Леи Гольдберг, Н. Альтермана, Мирьям Ялан-Штекелис, А. Шлёнского, М. Гебиртига и других.
Знаток и ценитель народной песни евреев Восточной Европы и особенно хасидской (см. Хасидизм), Стучевский собрал и опубликовал сборники «Земер ам» («Народные песни», 1946), «120 хасидских мелодий» (1950) и «Хасидские напевы» в трех частях: «Субботние» (1970), «Праздничные» (1971) и «Ниггуним» («Напевы без слов», 1973). Стучевский как композитор до конца жизни остался верным традициям позднеромантической музыки, он не принял новаций различных модернистских течений (хотя исполнял произведения этого рода). Всеобщее признание получили теоретические и методические труды Стучевского — виолончелиста и педагога: «Упражнения на основе новой техники игры на виолончели» (немецкий язык, тт. 1–3, Майнц, 1927; русский язык — М., 1938), «Искусство игры на виолончели» (немецкий язык, тт. 1–4, Майнц, 1932; русский язык — М., 1934–35), «Этюды для виолончели» (немецкий язык, тт. 1–4, Майнц, 1931; русский язык — М., 1936). Большую ценность имеют учебно-педагогические работы, созданные им в Эрец-Исраэль: «Юным музыкантам» (пьесы для смычкового квартета и оркестра, 1958), «Маленькая сюита для юношеского оркестра» (1967) и другие.
Широко известны переложения и транскрипции фортепианных сочинений Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Вебера, Мусоргского (в частности, «Еврейской песни»), Чайковского, Грига, Дворжака, Скрябина, Дебюсси и других. Они вошли в репертуар многих виолончелистов.
Стучевский был также музыкальным писателем и публицистом; наиболее известны его книги: «Мой путь к еврейской музыке» (немецкий язык; Вена, 1935), «Еврейская музыка» (иврит, Т.-А., 1946), «Музыкальный фольклор восточноевропейских евреев» (иврит, Т.-А., 1958) «Клезмеры» (иврит, Иер., 1959; удостоена премии имени И. Энгеля), «Жизнь без уступок. Биография еврейского музыканта» (иврит, Т.-А., 1977), «Афоризмы об игре на виолончели» (немецкий язык, Т.-А., 1972) и другие.
Стучевский трижды удостоен премии имени И. Энгеля (1951, 1959 и 1965 гг.), премии имени Г. Пятигорского (1963), имени Ш. Д. Штейнберга (1970), премии АКУМ (Ассоциации композиторов, авторов и музыкальных издателей в Израиле, 1973) и других.
Брат Стучевского
Израиль (Семен) Стучевский (1894–1986), пианист. Учился в Одесской консерватории. В 1921–24 и 1934–59 гг. — концертмейстер Большого театра. Выступал в качестве аккомпаниатора знаменитых русских певцов, в том числе Л. Собинова, Г. Пирогова, Валерии Барсовой, С. Лемешева, Надежды Шпиллер, Ирины Архиповой, И. Петрова и других. Заслуженный артист РСФСР (1951).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СТУЧЕВСКИЙ Иехояхин в ЭЕЭ