Мафдаль/Еврейский Дом (политическая партия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — « ха-» на « hа-») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{Остатье\ЭЕЭ |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=1 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |НАЗВАНИЕ= |
- | | | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= |
- | | | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ | + | |ТЕМА= |
- | | ВИКИПЕДИЯ = | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ | + | |ИЗ ЦИКЛА= |
+ | |ПУБЛИКАЦИИ= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25.11.2011 | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ИСТОЧНИК= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
- | |||
{{Партия | {{Партия | ||
|название партии = Мафдал | |название партии = Мафдал | ||
Строка 27: | Строка 31: | ||
|девиз = | |девиз = | ||
|гимн = | |гимн = | ||
- | |официальный сайт = http://www.111.org.il/ | + | |официальный сайт = [http://www.111.org.il/ www.111.org.il/] |
}} | }} | ||
- | + | [[Файл: 12933_L.jpg|thumb|250px|left|[[Национальная Религиозная Партия]] Руководство Национально-религиозной партии на встрече с главой правительства И. Рабином. Октябрь 1992 г. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.]] | |
+ | '''Национальная Религиозная Партия''' (<big>'''מִפְלָגָה דָּתִית לְאֻמִּית'''</big>;, Мифлага датит леумит, аббревиатура <big>'''מַפְדַּ"ל'''</big>, Мафдал) - [[сионист]]ская [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксально]]-религиозная партия, образовавшаяся в июне 1956 г. в результате слияния партий [[Мизрахи]], [[Ѓа-Поэль hа-мизрахи]] и других политических течений [[Религиозный сионизм|религиозных сионистов]]. | ||
- | + | == Цели и структура МАФДАЛ == | |
+ | Национальная религиозная партия — член Всемирной религиозной сионистской организации Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи. Свою социально-политическую цель Национальная религиозная партия видит в построении в Израиле общества, основанного на духовных и социальных ценностях [[Иудаизм|иудаизма]]. Признает [[Верховный Раввинат|Верховный раввинат]] Израиля в качестве высшего религиозного авторитета. | ||
- | + | При Национальной религиозной партии с 1956 г. действуют профсоюзная организация Хистадрут hа-Поэл hа-мизрахи (связанная рядом соглашений с профсоюзным отделом [[Ѓистадрут]]а и являющаяся коллективным членом его больничной кассы) и поселенческая организация [[Ѓа-Поэль hа-мизрахи]], объединяющая более 90 религиозных [[Мошав|мошавов]] и [[Киббуц|киббуцов]]. | |
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | В своей повседневной политической деятельности Национальная религиозная партия представляет интересы [[Религиозный сионизм|религиозных сионистов]] страны, борется за проведение в [[Кнесет|Кнесете]] религиозного законодательства и неукоснительное соблюдение так называемого статус-кво (компромисса, достигнутого между светским и религиозным населением страны в первые годы существования Израиля), поддерживает деятельность религиозных учреждений, в первую очередь ''моацот датийот'' (религиозных советов при местных органах самоуправления), сети государственных религиозных школ и связанных с Национальной религиозной партией [[Йешива|йешив]]. | |
- | [[ | + | |
- | [[ | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | + | == Политический путь МАФДАЛ == | |
+ | Многолетними лидерами Национальной религиозной партии были [[Шапира, Хаим Моше|Х. М. Шапира]] и [[Бург, Иосеф Шломо|И. Бург]]. Видную роль в руководстве партии играл И. Рафаэль (1914–99). Лидеры Национальной религиозной партии активно участвовали в большинстве правительств, возглавлявшихся до 1977 г. социалистическим блоком. | ||
+ | До начала 1980-х гг. Национальная религиозная партия была наиболее крупной религиозной партией (10–12 депутатов), однако на выборах в Кнесет 10-го созыва (1981) получила лишь шесть мест, 11-го созыва (1984) — четыре места, 12-го созыва (1988) — пять мест. | ||
+ | |||
+ | === Расхождение во мнениях среди религиозных сионистов === | ||
+ | Сокращение электоральной поддержки Национальной религиозной партии объясняется поляризацией взглядов в среде традиционных избирателей Национальной религиозной партии и связанной с этим идеологической и фракционной борьбой внутри партии. Так, значительная часть молодого поколения избирателей Национальной религиозной партии заняла бескомпромиссную позицию в вопросе о неделимости [[Страна Израиля|Страны Израиля]] и требовала развертывания активной поселенческой деятельности в [[Иудея|Иудее]], [[Самария|Самарии]] и полосе [[Газа|Газы]]. | ||
+ | |||
+ | Попытки Национальной религиозной партии удовлетворить требования как этих, так и более компромиссно настроенных избирателей привели к потере поддержки значительной части обеих групп и обострили идеологические конфликты в руководстве партии. Еще в 1968 г. в Национальной религиозной партии оформилась так называемая «фракция молодых» во главе с [[Хаммер, Звулун|З. Хаммером]] и И. Бен-Меиром (родился в 1939 г.), требовавшая, наряду с демократизацией внутрипартийной жизни, активной поддержки [[Поселения евреев в Иудее, Самарии и полосе Газы|еврейской поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы]], занятия партией активных позиций по более широкому кругу социальных и экономических вопросов, вступления в диалог с нерелигиозным населением страны. | ||
+ | |||
+ | Компромисс, достигнутый между «молодыми» и «ветеранами», выразился во включении в программу партии пунктов о праве Израиля на «наследие предков» и о поощрении еврейского поселения в Иудее, Самарии и полосе Газы (без требования, однако, их аннексии) и оказался временным: влияние поселенческого движения [[Гуш Эмуним]] (членами которого являются в основном воспитанники связанного с Национальной религиозной партией молодежного движения [[Бней-Акива|Бней-Акива]]) и поддерживавших его кругов в партии все более возрастало. | ||
+ | |||
+ | === Союз с Ликудом и реорганизация === | ||
+ | В Кнесете 9-го созыва (1977) Мафдал изменила свою традиционную политику и поддержала не социалистическую коалицию, а противоположный блок во главе с [[Ликкуд|Ликкудом]]. | ||
+ | |||
+ | На выборах в Кнесет 10-го созыва Национальная религиозная партия потеряла голоса многих избирателей как из-за изложенных выше причин, так и в связи с возникновением новой религиозной партии Тами (акроним названия Тнуат масорет Исраэль — `Движение за еврейскую традицию`) во главе с покинувшим Мафдал [[А. Абу-Хацирой]], которая привлекла к себе часть избирателей Национальной религиозной партии — выходцев из восточных общин — и получила три места в Кнесете. | ||
+ | |||
+ | К следующим выборам Национальная религиозная партия подошла еще более ослабленной внутрифракционной борьбой, завершившейся расколом: группа членов партии во главе с раввином Х. Друкманом (родился в 1932 г.) и И. Шапиро (родился в 1926 г.) вышла к парламентским выборам 1984 г. единым списком с [[Поалей Агуддат Исраэль|Поалей агуддат Исраэль]] как партия Мораша (`Наследие`), которая получила два места в Кнесете 11-го созыва. | ||
+ | |||
+ | Тами получила одно место, а новая ультраортодоксальная партия выходцев из восточных общин [[Шас]] — четыре, также благодаря голосам части традиционных избирателей Национальной религиозной партии. Резкое уменьшение поддержки избирателей (особенно в 1984 г.) заставило Национальную религиозную партию провести ряд внутренних реформ, в результате которых была упразднена фракционная структура в партии, демократизирована система внутрипартийных выборов, обновлено руководство. З. Хаммер сменил И. Бурга на посту главы партии. | ||
+ | |||
+ | === Консолидация === | ||
+ | В 1987 г. члены Мораши Х. Друкман и И. Шапиро вернулись в Мафдал. Перед выборами в Кнесет 12-го созыва (1988) главой партии был избран профессор А. Х. Шаки (1926–2005). Основанная в тот же период альтернативная религиозно-сионистская партия [[Меймад]], готовая к компромиссам в отношении контролируемых территорий, а также в вопросах религиозного статус-кво, в Кнесет не прошла. В результате Национальная религиозная партия слегка увеличила свое представительство (пять мест). | ||
+ | |||
+ | Национальная религиозная партия, как правило, старается войти в правящую коалицию, однако всегда твердо отстаивает свои принципы. В 1999 г. партия первоначально присоединилась к правительству [[Барак, Эхуд|Э. Барака]], но из-за несогласия с его политикой на переговорах с палестинцами в 2000 г. оставила правительство. В правительственной коалиции [[Шарон, Ариэль|А. Шарона]] с 2001 г. представитель Национальной религиозной партии занимаел министерский пост. | ||
+ | |||
+ | == Современное положение == | ||
+ | Перед выборами в 2008 году партия была реорганизована под названием ''«Байт Йегуди»'' ({{lang-he|הבית היהודי}}, ''«Еврейский Дом»''). В новом виде партия должна была стать результатом слияния ''Мафдала'' с партиями ''[[Ткума (партия)|Ткума]]'' и ''[[Моледет]]'' со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения ''[[Атиква (партия)|Атиква]]'', а на руководящих постах остались, в основном, представители ''Мафдала''. | ||
+ | |||
+ | В связи с этими разногласиями, ''Ткума'', ''Моледет'', ''Атиква'', а также ''[[Эрец Исраэль Шелану]]'' воссоздали блок ''«[[Ихуд Леуми]]»'', в который ''Мафдал'' не вошёл. На выборах в Кнессет 2009 года ''«Байт Йегуди»'' получил три места и вошёл в правящую коалицию, а ''«Ихуд Леуми»'' получил четыре места, но остался в оппозиции. | ||
+ | |||
+ | Платформа ''Мафдала'' подчёркивала приоритет [[иудаизм]]а в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез [[иудаизм]]а и [[сионизм]]а с современной ориентацией. Для ''«[[Ихуд Леуми]]»'', который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из ''Мафдала'', территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы. | ||
+ | |||
+ | {{Политические партии Израиля}} | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12933|НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАРТИЯ}} | ||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Политические партии Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Религиозный сионизм]] |
Версия 18:57, 25 ноября 2011
Источник: | ||||||||||
|
Мафдал | |
Лидер: |
Звулун Орлев |
---|---|
Дата основания: |
1956 |
Штаб-квартира: | |
Идеология: | |
Союзники и блоки: | |
Сайт: |
Национальная Религиозная Партия (מִפְלָגָה דָּתִית לְאֻמִּית;, Мифлага датит леумит, аббревиатура מַפְדַּ"ל, Мафдал) - сионистская ортодоксально-религиозная партия, образовавшаяся в июне 1956 г. в результате слияния партий Мизрахи, Ѓа-Поэль hа-мизрахи и других политических течений религиозных сионистов.
Содержание |
Цели и структура МАФДАЛ
Национальная религиозная партия — член Всемирной религиозной сионистской организации Мизрахи — hа-Поэл hа-мизрахи. Свою социально-политическую цель Национальная религиозная партия видит в построении в Израиле общества, основанного на духовных и социальных ценностях иудаизма. Признает Верховный раввинат Израиля в качестве высшего религиозного авторитета.
При Национальной религиозной партии с 1956 г. действуют профсоюзная организация Хистадрут hа-Поэл hа-мизрахи (связанная рядом соглашений с профсоюзным отделом Ѓистадрута и являющаяся коллективным членом его больничной кассы) и поселенческая организация Ѓа-Поэль hа-мизрахи, объединяющая более 90 религиозных мошавов и киббуцов.
В своей повседневной политической деятельности Национальная религиозная партия представляет интересы религиозных сионистов страны, борется за проведение в Кнесете религиозного законодательства и неукоснительное соблюдение так называемого статус-кво (компромисса, достигнутого между светским и религиозным населением страны в первые годы существования Израиля), поддерживает деятельность религиозных учреждений, в первую очередь моацот датийот (религиозных советов при местных органах самоуправления), сети государственных религиозных школ и связанных с Национальной религиозной партией йешив.
Политический путь МАФДАЛ
Многолетними лидерами Национальной религиозной партии были Х. М. Шапира и И. Бург. Видную роль в руководстве партии играл И. Рафаэль (1914–99). Лидеры Национальной религиозной партии активно участвовали в большинстве правительств, возглавлявшихся до 1977 г. социалистическим блоком.
До начала 1980-х гг. Национальная религиозная партия была наиболее крупной религиозной партией (10–12 депутатов), однако на выборах в Кнесет 10-го созыва (1981) получила лишь шесть мест, 11-го созыва (1984) — четыре места, 12-го созыва (1988) — пять мест.
Расхождение во мнениях среди религиозных сионистов
Сокращение электоральной поддержки Национальной религиозной партии объясняется поляризацией взглядов в среде традиционных избирателей Национальной религиозной партии и связанной с этим идеологической и фракционной борьбой внутри партии. Так, значительная часть молодого поколения избирателей Национальной религиозной партии заняла бескомпромиссную позицию в вопросе о неделимости Страны Израиля и требовала развертывания активной поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы.
Попытки Национальной религиозной партии удовлетворить требования как этих, так и более компромиссно настроенных избирателей привели к потере поддержки значительной части обеих групп и обострили идеологические конфликты в руководстве партии. Еще в 1968 г. в Национальной религиозной партии оформилась так называемая «фракция молодых» во главе с З. Хаммером и И. Бен-Меиром (родился в 1939 г.), требовавшая, наряду с демократизацией внутрипартийной жизни, активной поддержки еврейской поселенческой деятельности в Иудее, Самарии и полосе Газы, занятия партией активных позиций по более широкому кругу социальных и экономических вопросов, вступления в диалог с нерелигиозным населением страны.
Компромисс, достигнутый между «молодыми» и «ветеранами», выразился во включении в программу партии пунктов о праве Израиля на «наследие предков» и о поощрении еврейского поселения в Иудее, Самарии и полосе Газы (без требования, однако, их аннексии) и оказался временным: влияние поселенческого движения Гуш Эмуним (членами которого являются в основном воспитанники связанного с Национальной религиозной партией молодежного движения Бней-Акива) и поддерживавших его кругов в партии все более возрастало.
Союз с Ликудом и реорганизация
В Кнесете 9-го созыва (1977) Мафдал изменила свою традиционную политику и поддержала не социалистическую коалицию, а противоположный блок во главе с Ликкудом.
На выборах в Кнесет 10-го созыва Национальная религиозная партия потеряла голоса многих избирателей как из-за изложенных выше причин, так и в связи с возникновением новой религиозной партии Тами (акроним названия Тнуат масорет Исраэль — `Движение за еврейскую традицию`) во главе с покинувшим Мафдал А. Абу-Хацирой, которая привлекла к себе часть избирателей Национальной религиозной партии — выходцев из восточных общин — и получила три места в Кнесете.
К следующим выборам Национальная религиозная партия подошла еще более ослабленной внутрифракционной борьбой, завершившейся расколом: группа членов партии во главе с раввином Х. Друкманом (родился в 1932 г.) и И. Шапиро (родился в 1926 г.) вышла к парламентским выборам 1984 г. единым списком с Поалей агуддат Исраэль как партия Мораша (`Наследие`), которая получила два места в Кнесете 11-го созыва.
Тами получила одно место, а новая ультраортодоксальная партия выходцев из восточных общин Шас — четыре, также благодаря голосам части традиционных избирателей Национальной религиозной партии. Резкое уменьшение поддержки избирателей (особенно в 1984 г.) заставило Национальную религиозную партию провести ряд внутренних реформ, в результате которых была упразднена фракционная структура в партии, демократизирована система внутрипартийных выборов, обновлено руководство. З. Хаммер сменил И. Бурга на посту главы партии.
Консолидация
В 1987 г. члены Мораши Х. Друкман и И. Шапиро вернулись в Мафдал. Перед выборами в Кнесет 12-го созыва (1988) главой партии был избран профессор А. Х. Шаки (1926–2005). Основанная в тот же период альтернативная религиозно-сионистская партия Меймад, готовая к компромиссам в отношении контролируемых территорий, а также в вопросах религиозного статус-кво, в Кнесет не прошла. В результате Национальная религиозная партия слегка увеличила свое представительство (пять мест).
Национальная религиозная партия, как правило, старается войти в правящую коалицию, однако всегда твердо отстаивает свои принципы. В 1999 г. партия первоначально присоединилась к правительству Э. Барака, но из-за несогласия с его политикой на переговорах с палестинцами в 2000 г. оставила правительство. В правительственной коалиции А. Шарона с 2001 г. представитель Национальной религиозной партии занимаел министерский пост.
Современное положение
Перед выборами в 2008 году партия была реорганизована под названием «Байт Йегуди» (ивр. הבית היהודי, «Еврейский Дом»). В новом виде партия должна была стать результатом слияния Мафдала с партиями Ткума и Моледет со сходной идеологией, но в новой партии не нашлось места для представителей светского движения Атиква, а на руководящих постах остались, в основном, представители Мафдала.
В связи с этими разногласиями, Ткума, Моледет, Атиква, а также Эрец Исраэль Шелану воссоздали блок «Ихуд Леуми», в который Мафдал не вошёл. На выборах в Кнессет 2009 года «Байт Йегуди» получил три места и вошёл в правящую коалицию, а «Ихуд Леуми» получил четыре места, но остался в оппозиции.
Платформа Мафдала подчёркивала приоритет иудаизма в Израиле в религиозной, культурной и политической сферах. Главным образом идеология партии представляла собой синтез иудаизма и сионизма с современной ориентацией. Для «Ихуд Леуми», который в значительной мере состоит из депутатов, в разное время вышедших из Мафдала, территориальные и прочие уступки неприемлемы, и ни на какие компромисы они идти не готовы.
|
|
---|---|
Представленные в кнессете (120) |
Кадима (28) • Ликуд (27) • НДИ (15) • ШАС (11) • Авода (8) • Яхадут ха-Тора (5) • Ацмаут (5) • РААМ-Тааль (4) • Блок Ихуд Леуми (ЭИШ, Моледет, Ткума, Ха-Тиква) (4) • Хадаш (4) • Мерец (3) • Еврейский дом (3) • Балад (3) |
Не прошедшие в 18-й кнессет |
Але Ярок • Ахрают • Брит Олам • Гиль • ДААМ • Исраэль Хазака • Исраэль ха-Митхадешет • Коах ха-Кесеф • Коах лехашпиа • Лев ла-Олим • ЛЕХЕМ • Лидер • Лазуз • Ницолей ха-Шоа им Богрей Але Ярок • Ор • РААШ • Ха-Йеруким • Ха-Тнуа ха-Иерука-Меймад • Ха-Исраэлим • Цабар • Цомет |
Прекратившие существование |
Ассоциация йеменцев в Израиле • Ахва • Ахдут ха-Авода • Ахи • Алия • Атид • ГАХАЛ • ДАШ • Емин Исраэль • Исраэль ба-Алия • КАХ • Либеральная • Маарах • МАПАЙ • МАПАМ • МАФДАЛ • Мизрахи • МДА • Независимых либералов • Общих сионистов • Прогрессивная • РАФИ • Рац • Свободный центр • Хаклаут ве-Питуах • Херут • Шинуй • |
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПАРТИЯ в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.