Ярмарки (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 18:02, 24 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ярмарки (от немецкого Jahrmarkt), рынок, с определенной периодичностью организуемый в традиционно установленном месте. Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье; евреи, несмотря на многочисленные ограничения в торговле, с которыми они сталкивались в христианских странах, активно участвовали в них. Многие европейские правители были заинтересованы в том, чтобы евреи торговали на ярмарках. Так, в 825 г. епископ Лиона Агобард, несмотря на отрицательное отношение к евреям, распорядился перенести рыночный день с субботы на другой день, чтобы евреи могли участвовать в торговле.

До начала крестовых походов, согласно многочисленным сообщениям еврейских и христианских источников, присутствие евреев на ярмарках было значительным. Особенно активно евреи посещали ярмарки в городах на берегах Рейна, например, в Кельне и Тревесе (см. Трир). В Шампани и Провансе существовали многочисленные еврейские общины, и еврейские купцы активно участвовали в ярмарках, проводившихся в этих местах. Крестовые походы нанесли тяжелый удар еврейской международной торговле в Западной и Центральной Европе; основным занятием евреев со второй половины 12 в. по 16 в. здесь стало ростовщичество (см. Ссуда денежная). В то же время в остальных частях Европы торговля продолжала быть одним из основных еврейских занятий. Например, в Польше было запрещено открывать ярмарки и устраивать рыночные дни в субботу или во время еврейских праздников. Коммерческая деятельность евреев во время ярмарок и рыночных дней удовлетворяла нужды разных слоев населения Польши и не вызывала озлобления немногочисленных торговцев-христиан. Когда из-за преследований 1539–40 гг. в Литве евреи перестали принимать участие в ярмарках и рыночной торговле, дворянство потребовало от короля Польши немедленно прекратить гонения. Одна из крупнейших ярмарок была в Люблине, были также ярмарки в Бродах, Гданьске, Кракове, Львове и других городах. На крупные ярмарки, особенно в Люблин, наряду с купцами съезжались и представители еврейских общин для совещаний по важным вопросам. В Люблине стали собираться и известные раввины для обсуждения проблем религиозного права. В результате этих съездов образовался своего рода раввинский верховный суд, заседавший во время ярмарок, из которого развился Ваад четырех земель. Ряд заседаний Ваада четырех земель проходил в Ярославе во время осенней ярмарки. На ярмарки съезжались десятки известных раввинов со всей Польши с тысячами учеников; заключалось большое число браков: богатые купцы находили женихов для своих дочерей среди учащихся иешив.

В 1455 г. евреи были высланы из Бреслау (см. Вроцлав), но они продолжали приезжать в город для участия в ярмарках. В 1537 г. муниципальный совет выступил против планов императора Австрии Фридриха I ввести налог с евреев за участие в ярмарках. В середине 17 в. евреям было разрешено находиться в городе несколько дней до и после ярмарок.

Евреи, приезжавшие на ярмарки, образовывали землячества, выбирали различных должностных лиц на это время: парнасим, даяним (см. Парнас, даян). В конце 17 в. в ярмарках многих польских городов участвовали еврейские купцы — монополисты в торговле изделиями из текстиля и шелка, пряностями, табаком и т. д.

В 1494 г. император Максимилиан I разрешил евреям посещать ярмарки в Австрийской империи в городах, из которых они были высланы. Евреи должны были платить специальный налог (так называемый лейбцол) — три флорина. В 1782–83 гг. император Иосиф отменил специальный налог и объявил, что евреи свободно могут посещать все ярмарки, но на практике многие ограничения оставались до 1848 г. Евреи могли посещать Брно только во время ярмарок, могли проходить только через так называемые Еврейские ворота в определенные часы и должны были жить на одном постоялом дворе.

Князья и правители Германии хорошо понимали значение участия евреев в ярмарках. Так, курфюрст Бранденбурга Иоахим I выслал евреев с территории государства в 1510 г., но разрешил им посещать ярмарки. После 1573 г. евреям из Познани было разрешено посещать ярмарки во Франкфурте-на-Одере. Хотя евреи были изгнаны из Саксонии в конце 1530 г., им разрешили приезжать на одну из крупнейших европейских ярмарок в Лейпциге без ограничений. В период 1675–1764 гг. 82 тыс. евреев посетили лейпцигскую ярмарку.

В Российской империи Положение о евреях 1835 г. разрешило евреям, проживавшим в районе черты оседлости, приезжать на ярмарки во внутренние губернии России; так, купцы первой и второй гильдии могли принимать участие в Нижегородской, Ирбитской, Коренной (под Курском) и Сумской ярмарке. Фабрикантам-евреям было разрешено приезжать на ярмарку для продажи продукции своих фабрик. Вскоре купцам-евреям запретили торговать иностранными товарами, но с 1858 г. была разрешена оптовая продажа иностранных товаров. В 1860 г. купцам всех гильдий было разрешено приезжать на крещенскую ярмарку в Киев для торговли любыми товарами, в 1861 г. это правило было распространено и на мещан. Указ 11 августа 1904 г. разрешил евреям — купцам первой и второй гильдий и их приказчикам приезжать на все ярмарки во внутренние губернии.

Ярмарки, на которых несколько раз в году собирались евреи из различных городов, нашли отражение в фольклоре, в народном искусстве евреев Восточной Европы как яркое, запоминающееся событие. О ярмарках писали многие еврейские писатели, в том числе Ш. Черниховский, Шалом Алейхем.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯРМАРКИ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация