Янко, Марсель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 18:02, 24 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Янко, Марсель (Janco, Marcel; Янку Марчел; 1895, Бухарест, Румыния, – 1984, Эйн-Ход, Израиль), израильский художник. Родился в семье коммерсанта. В 1910–14 гг. учился в Бухаресте у живописца и рисовальщика И. Изера (1881–1958), друга французского живописца А. Дерена. Одновременно сотрудничал в авангардном журнале «Симболул», объединявшем прогрессивную художественную молодежь. В 1915 г. отправился изучать архитектуру в Цюрих, где учился в Высшей политехнической школе и где познакомился сначала с В. Арпом, а затем с Т. Тцарой, Х. Баллом, Эми Хеннингс. Эта группа молодых эксцентричных художников и литераторов собиралась в маленьком кабаре «Вольтер», которое вскоре превратилось в центр авангардного искусства; в 1916 г. здесь было основано новое художественное направление «Дада». Янко был в числе основателей дадаизма и принимал самое активное участие в его деятельности. Работы Янко экспонировались на дадаистских выставках в Цюрихе. Кроме того, он участвовал в журнале «Дада», редактировал все публикации группы, делал маски и костюмы для выступлений в кабаре «Вольтер»; в 1916 г. иллюстрировал цветными ксилографиями книгу Т. Тцара «Первое небесное приключение месье Антипирина». В 1918 г. вместе с В. Арпом, А. Джакометти и другими Янко основал группу «Новая жизнь» в Базеле.

В 1920 г. Янко отправился в Париж. После нового бурного расцвета в Париже (1920–22) дадаизм как направление практически прекратил свое существование, а большинство членов группы обратилось к сюрреализму. Янко категорически отверг новое направление и в 1922 г. вернулся в Румынию.

В Бухаресте Янко создал первое в этой стране модернистское движение — группу «Контимпоранул» (см. Румынская литература) и стал соредактором журнала, выпускавшегося группой. В том же 1922 г. состоялась его первая персональная выставка в Доме искусств в Бухаресте. В 1924 г. Янко участвовал в выставке группы, где экспонировались также работы В. Арпа, П. Клее, К. Бранкузи и других. Янко показывал свои работы на бухарестских Осенних салонах (1922–31), а также на выставках в других странах, поддерживал связи со своими единомышленниками в искусстве, работавшими в Цюрихе, Роттердаме, Берлине и других городах. В 1931 г. Янко стал членом Парижской группы абстракционистов «1940». В период жизни в Бухаресте Янко с братом Жюлем занимался архитектурой.

В 1938 г. Янко впервые побывал в Эрец-Исраэль, а в 1941 г. переехал туда с семьей и поселился в Тель-Авиве. В 1942 и 1948 гг. в Музее искусства в Тель-Авиве состоялись его большие персональные выставки. В 1947–48 гг. Янко был одним из основателей группы «Новые горизонты» и участвовал в семи ее первых выставках (1948–56). В 1953 г. Янко основал недалеко от Хайфы деревню художников Эйн-Ход, назвав это событие «последним действием «Дада». В 1954 г. Янко открыл там Новую художественную галерею, а в 1960 г. — мастерскую керамики, мозаики и литографии. В 1983 г. принимал активное участие в организации в Эйн-Ход музея «Янко-Дада» (открыт в июне 1983 г.).

Живя в Израиле, Янко не прерывал отношений с бывшими дадаистами (см. выше), принимал участие во многих израильских и международных выставках, в том числе в ретроспективных выставках этого направления (Венецианская Бьеннале, 1952; Лувр, Париж, 1964; Национальный музей современного искусства, Париж, 1965–66, 1967; Еврейский музей, Нью-Йорк, 1976, 1981; Израильский музей, Иерусалим, 1976, и другие). Персональные выставки Янко проходили в Израиле, США, Италии, Швейцарии. В 1951 г. творчество Янко было отмечено премией М. Дизенгофа за живопись, в 1958 г. — премией Хистадрута, в 1967 г. — Государственной премией Израиля.

До конца 1920-х гг. Янко создавал почти исключительно абстрактные произведения, однако они всегда базировались на конкретных формах — человеческие фигуры, цветы, пейзажи. Немногие фигуративные произведения этого периода («Кабаре в Цюрихе», 1916, собрание Мейера, Нью-Йорк) построены на тех же принципах, что и абстрактные работы («Лирическая абстрактная композиция», 1922, частное собрание): резкая линеарность, выявляющая конструкцию; экспрессивность («Белое на белом», 1917, собрание В. Арпа, Париж, или «Композиция с красной стрелой», 1921, собрание Маркуса, Чикаго). В этот период Янко использовал разные техники — живопись, рельеф, коллаж, гравюра. С конца 1920-х гг. Янко все чаще обращался к фигуративной живописи, в которой, как и в его абстрактных работах, ощущается одновременное влияние кубизма и экспрессионизма («Натюрморт с фруктами», 1932, частное собрание; «Пасхальные яйца», 1932, частное собрание). В некоторых фигуративных работах этого периода появляется несвойственная ему прежде декоративность («Пляж», 1931, частное собрание) и даже черты отвергнутого им сюрреализма («Пустынный двор», 1935, частное собрание).

В израильское искусство Янко привнес идеи дадаизма, кубизма и абстрактного экспрессионизма. Сам Янко, однако, не придерживался какого-то одного направления; его работы выглядят разными не только в разные периоды, но и в зависимости от темы, к которой он обращается. Так, картины периода Войны за независимость («Крик сирены», 1949, частное собрание, Париж) и произведения, посвященные Катастрофе («Геноцид», 1945, собственность семьи художника), с их динамичной деструктивной формой, построенной на ломаных контурах и резких цветовых мазках, можно определить как символический экспрессионизм. В пейзажах Израиля, написанных в первые несколько лет после приезда, живопись Янко стала фигуративной и повествовательной, палитра высветлилась, появился характерный для израильского ландшафта ярко-синий цвет («Тверия», 1946, частное собрание; «Кафе «Мадждал», 1947, собрание Петера, Тель-Авив). В конце 1950-х гг. Янко вернулся к абстракции: «Марина» (1957, собственность семьи), «Голубая напряженность» (1960, собственность семьи). Дух международной культуры мирового уровня, которым проникнуто творчество Янко, оказал большое влияние на молодое поколение израильских художников, ускорив назревавший процесс отхода от традиционной изобразительности, властвовавшей в израильском искусстве, и переход на новый, современный язык.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯНКО Марсель в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация