Юнг, Клара
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 18:00, 24 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Юнг, Клара (также Йонг, Юнгвиц, в первом браке Херман; 1876 /по другим сведениям 1877 или 1878/, Злочев, Австро-Венгрия, ныне Украина, – 1952, Москва), артистка еврейского театра, оперетты, эстрады. Отец, М. Ш. Шпиколицер, маскил (см. Хаскала), близкий друг поэта Н. Х. Имбера, умер, когда Юнг была подростком. Ее отправили к родственникам в США. Юнг брала уроки актерского мастерства в «Драматик клаб» у Фейнмана и танцев — в студии братьев Кералфа, потом выступала в различных еврейских труппах. В труппе К. Хермана с успехом исполняла роли Шуломис в одноименной пьесе А. Гольдфадена, Дины в его же «Бар-Кохбе», Биньёминдла в «Йойсеф ун зайне бридер» («Иосиф и его братья») И. Латайнера (1853–1935). Вышла замуж за актера Б. Юнгвица (Юнга), что в значительной мере определило ее судьбу.
С 1900 г. Юнг выступала в Народном театре Б. Томашевского. Успех ей принесло исполнение роли дочери в спектакле по пьесе Я. Адлера (см. Адлер, семья) «Дер фотер» («Отец») и др. Труппа выступала во многих городах США. С 1908 г. Юнг выступала в «Талие-театер» в Нью-Йорке.
В сезоне 1910–11 гг. еврейская пресса писала о появлении новой звезды; во многом успех был результатом не только яркого таланта актрисы, но и уроков Б. Юнга, ставшего со временем известным драматургом, режиссером, театральным продюсером и педагогом. С исполнения роли Беллы в «Майн вайбс ман» («Муж моей жены»; по пьесе Мазеля, музыка Б. Юнга) началась карьера Юнг в качестве артистки оперетты. Громадным успехом пользовалось ее исполнение главных ролей в опереттах «Ди американерн» («Американка») Д. Шора и И. Румшинского (1879–?), «Джейкеле-лигнер» («Джейкеле-лгунишка») и «Пупсик» (обе — Б. Юнга; вторая — переделка на еврейский лад популярной немецкой оперетты). С 1911 г. супруги Юнг успешно гастролировали в странах Европы, в том числе в России, дважды возвращаясь на короткое время в США. Спектакли с участием Юнг привлекали множество зрителей, и не только евреев. Куплеты из оперетты «Ди американерн» (см. выше), которые Юнг исполняла в Варшавском театре «Элизеум» (1912/13), пели во всех польских кабаре. Исполнением Юнг восторгались И. Л. Перец, Я. Динезон, И. Каценельсон, Иза Кремер (1890?–1956), Менделе Мохер Сфарим, Х. Н. Бялик, звезды Московского художественного театра: В. Качалов, И. Москвин, Ольга Книппер-Чехова, Мария Блюменталь-Тамарина, прима Московской оперетты Евгения Потопчина и другие. Еврейскую артистку приглашали в аристократические дома России; влиятельный Г. Распутин, обращаясь к Юнг, произнес тост «за малые нации». Еврейская театральная критика отмечала, что исполнение Юнг близко и самым простым зрителям, и ассимилированным интеллектуалам.
В 1920-е гг. Юнг с блеском исполняла роли в опереттах И. Розенберга «Береле-тремп», «Шошанна», «Дем фармерс тохтер» («Дочь фермера»), «Дос холендер вайбл» («Голландская женушка»), «Дос унгариш мейдл» («Девушка из Венгрии»), Б. Юнга «Руменише хасене» («Румынская свадьба»), «Хацкеле колбойник» («Разгильдяй Хацкеле»), «Лейбеле одесит», «Дос зексте вайб» («Шестая жена»), Ракова и Румшинского «Ханче ин Америке» («Ханче в Америке») и др. С 1922 по 1928 гг. чета Юнг постоянно выступала в Советском Союзе по контракту с Наркомпросом. В 1925 г. в Москве был создан театр Евмузкомедии под руководством Б. Юнга, в котором работали композитор И. Трилинг, актер и певец М. Рубин, хор, балет, оркестр. «Для советских условий» была переработана оперетта И. Румшинского «Дем ребнс нигн» («Мелодия ребе»). Новый спектакль назывался «Ша! Дер ребе форт» («Тихо! Едет ребе»), Юнг исполняла в нем роль 15-летнего раввина, разъезжавшего по сцене на роликовых коньках. Театр Юнг посещали А. Луначарский, А. Рыков, К. Радек. Для специальной брошюры о Юнг, выход которой был приурочен к 50-летию еврейского профессионального театра (см. А. Гольдфаден), Луначарский написал восторженную статью о ее творчестве. Дар перевоплощения, трогательное и зажигательное пение, блистательный танец, выразительное исполнение монологов, умение работать с партнером — составляющие синтетического искусства Юнг.
С 1928 г. супруги Юнг вновь гастролировали в европейских странах, в Южной Америке, в 1930 г. вернулись в США, где оказались жертвами финансовой аферы, лишившей их состояния. Продолжение гастрольно-концертной деятельности стало проблематичным: старый репертуар был уже неинтересен зрителям, для новых постановок не было средств. В 1934 г. Юнг предложили стать ведущей актрисой Еврейского театра оперетты (см. Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Советском Союзе до разгрома еврейской культуры) в Москве, и она приняла это предложение. С репертуаром, включавшим старые спектакли Юнг и новые постановки из советской жизни, театр гастролировал по стране. В 1935 г. Юнг приняла советское гражданство. Зритель с восторгом относился к творчеству Юнг, но пресса порой подвергала ее суровой критике (так, в газете «Эмес» в 1934 г. М. Литваков обвинял ее в вульгарности).
В годы войны Юнг выступала перед эвакуированными евреями в Башкирии и Центральной Азии. После войны гастролировала с эстрадными программами (авторы текстов П. Маркиш и И. Фефер, композиторы Л. Пульвер и Л. Ямпольский).