Йовель (Юбилейный Год)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 18:00, 24 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Юбилейный Год (יוֹבֵל, иовел), год, завершающий семь семилетних циклов (см. субботний год). В книге Левит (25:8–17, 23–25) содержатся предписания относительно юбилейного года, в том числе установление, согласно которому начало юбилейного года торжественно провозглашают под звуки шофара в Иом-Киппур.
Основные заповеди юбилейного года включают запрет на сев и жатву в этот год (25:11–12), возврат исконным владельцам утраченных или проданных ими земельных наделов (25:13) и освобождение еврейских рабов (25:39–41). Эти предписания основываются на двух положениях: земля принадлежит Богу (Лев. 25–23), Бог владеет израильтянами как Своими рабами (Лев. 25–55).
Социальная цель юбилейного года — сохранение преемственности землевладения и восстановление в правах наследственного владельца с тем, чтобы сохранить целостность и неотчуждаемость наделов колен Израилевых. Стих: «...и возвратитесь каждый во владение свое...» (Лев. 25:10) — был интерпретирован в том смысле, что после изгнания (см. пленение ассирийское) колен Реувена и Гада и половины колена Менашше соблюдение юбилейного года невозможно (ТИ., Гит. 4:3, 45г, и другие источники). Однако ряд предписаний, которые, согласно традиции, зависели от соблюдения юбилейного года (в частности, отмена долгов), оставались в силе и в более поздние времена.
Начиная с эпохи Второго храма, законы юбилейного года рассматривались как раввинские постановления, а не как установления Закона, что позволило внести в них определенные послабления, в том числе и касающиеся законов субботнего года. Наиболее существенным актом, смягчающим действие закона, было введение Хиллелом так называемого просбула, документа, которым кредитор возлагал взыскание долга на суд. Обязанность периодически прощать долги привела к тому, что с приближением субботнего года и юбилейного года люди уклонялись от одалживания денег нуждающимся, что противоречило библейскому предписанию: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих... открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде...» (Втор. 15:7–8), причем Библия особо предостерегает: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “Приближается седьмой год, год прощения”» (Втор. 15:9). Просбул не являлся нарушением законов субботнего и юбилейного года, ведь Библия (Втор. 15:7) предписывает: «... не сожми руки твоей перед нищим братом твоим», — но у суда нет братьев.
Иосиф Флавий (Древ. 3:12) сообщает, что законы юбилейного года соблюдались и в эпоху Второго храма. Но поскольку в его изложении законы юбилейного года несколько отличаются от библейских и талмудических (см. Талмуд), исследователи заключают, что в эту эпоху законы соблюдались лишь частично. Несмотря на то, что юбилейный год перестал соблюдаться в полной мере, Галаха содержит предписания относительно юбилейного года, поскольку его законы связаны с законами субботнего года. Согласно Галахе, установления, относящиеся к субботнему году, распространяются и на юбилейный год, за исключением возвращения проданной земли ее исконному владельцу и освобождения рабов (см. Рабство).
Как в литературе таннаев, так и в апокрифах (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) представлены различные способы исчисления юбилейного года. Так, барайта (Нед. 61а; ТИ., Кид. 1:2, 59а) устанавливает, что юбилейный год — 50-й год после завершения семи субботних лет, а следующий за ним год — первый год нового семилетнего цикла. Однако там же приводится мнение, что юбилейный год — это первый год нового семилетнего цикла. Согласно Талмуду, юбилейный год требует освящения — бет-дин должен оповещать о его наступлении звуком шофара и наблюдать за выполнением связанных с ним предписаний: по мнению большинства законоучителей, если о наступлении юбилейного года не было возвещено звуком шофара, он не имеет законной силы. Иехуда hа-Наси полагал, что для святости юбилейного года достаточно протрубить в шофар (РхШ. 9б; ТИ., РхШ. 3:5, 58г). Меньшая часть законоучителей считала, что достаточно вернуть землю ее исконным владельцам и освободить рабов, чтобы придать юбилейному году официальный статус. Несмотря на то, что Библия (Лев. 25:9) упоминает, что юбилейный год начинается в Иом-Киппур, талмудический закон устанавливает начало юбилейного года в Рош hа-Шана.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД в ЭЕЭ