Элиасберг, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 17:58, 24 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Элиасберг, Мордехай (1817, Эйшишки, Ковенская губерния, ныне Эйшишкес, Литва, – 1889, город Бауск, Курляндская губерния, ныне Бауска, Латвия), раввин, писатель, общественный деятель, один из основателей Ховевей Цион. Первоначальное образование получил у отца, преподавателя иешивы. В возрасте девяти лет был помолвлен с дочерью известного богача М. Кадисона из Слободки (пригород Ковно /см. Каунас/), переехал в дом будущего тестя и до свадьбы, состоявшейся, когда Элиасбергу исполнилось 13 лет, продолжал образование в его доме. Кроме Талмуда, глубоко изучал Библию, а также немецкий язык. После женитьбы переехал в местечко Воложин, где некоторое время учился в Воложинской иешиве (см. Воложин).

Занялся коммерцией, жил в Риге, а затем в Ковне. В Риге встречался с прибывшим туда по заданию русского правительства М. Лилиенталем и пытался убедить его в том, что положительных изменений во внутреннем быте евреев можно добиться не путем насильственного насаждения идей Хаскалы, а благодаря отмене ограничений черты оседлости.

Когда М. Монтефиоре в 1846 г. проездом в Варшаву посетил Ковно, Элиасберг встречался с ним.

После четырех лет занятия торговлей оставил коммерческие дела и уединился в специально снятом доме, посвящая все свое время интенсивному изучению Торы и лишь на субботу возвращаясь домой к семье. Многие опубликованные позднее произведения Элиасберга были написаны им в этот период.

С 1852-го по 1858-й г. был раввином местечка Жижморы Виленской губернии, продолжал изучение Торы и работу над своими книгами. Наряду с этим расширял общее образование, читая книги на немецком языке.

В 1862 г. был избран на пост раввина города Бауск, который занимал до конца жизни, отклоняя предложения из более крупных общин. Во время эпидемии холеры 1867 г. содействовал финансированию и организации медицинского обслуживания горожан. Во время постигшего Россию в 1867–69 гг. голода, тяжело ударившего также и по еврейским общинам, опубликовал в газете «hа-Маггид» статью, в которой призвал к организации в Российской империи центрального объединения еврейских общин, подобно организации Альянс или Совету общин в Лондоне, которое должно заняться улучшением материального положения еврейской бедноты. Статья вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой Элиасберг высказал точку зрения, противоположную господствовавшей в то время в еврейской публицистике, о том, что улучшение правового положения и общих условий жизни евреев явится следствием не просвещения еврейских масс и приобщения их к европейской культуре, а просвещения европейских наций и повышения их культурного уровня.

В 1863 г. Элиасберг обратился к руководству Общества для распространения просвещения между евреями в России с открытым письмом, в котором доказывал, что задачи Общества могут быть выполнены лишь при улучшении материального положения широких еврейских масс, и призывал руководство в первую очередь добиваться разрешения евреям заниматься торговлей, земледелием и ремеслами вне пределов черты оседлости.

Глубокое влияние на Элиасберга оказал выход книги Ц. Х. Калишера «Дришат Цион» («Стремление к Сиону», 1862). Сам Элиасберг впервые публично высказался по вопросам заселения Эрец-Исраэль в 1874 г., опубликовав в журнале «Леванон» две статьи: «hа-ам нивхар ве-hа-арец hа-нивхерет» («Избранный народ и избранная земля») и «Ал двар ишшув Эрец-Исраэль» («О заселении Земли Израиля»). В них Элиасберг обосновал на основе Торы необходимость возрождения еврейского народа на своей земле и подробно изложил практическую программу такого возрождения. Она включала в себя следующие пункты: создание сельскохозяйственных поселений, развитие промышленного производства, поощрение экспорта местной продукции, поощрение приезда в страну ремесленников и обладателей особо необходимых профессий — таких, как строители. Элиасберг говорил также о необходимости основания в Эрец-Исраэль сети иешив, привлечения выдающихся раввинов и превращения страны в духовный центр для евреев диаспоры. Элиасберг подчеркивал, что все это должно основываться на прочной экономической базе.

С момента возникновения движения Хиббат Цион (см. Ховевей Цион) Элиасберг активно включился в его работу. На учредительном съезде движения в 1884 г. в Катовицах был избран в совет движения, состоявший из шести человек. На съезде в Друскениках в 1887 г., на котором Элиасберг не смог присутствовать по состоянию здоровья, он был заочно избран вместе с Ш. Могилевером и Н. Ц. И. Берлином почетным председателем движения.

В ходе развернувшейся в те годы дискуссии о возможности сотрудничества в рамках палестинофильского движения религиозных и светских кругов Элиасберг отстаивал в письмах к Н. Ц. И. Берлину и Л. Пинскеру точку зрения, согласно которой такое сотрудничество жизненно необходимо для успеха движения. Объединяющим для светских и религиозных палестинофилов является еврейское национальное чувство. Религиозным кругам недостает того знания языков, обычаев и политической культуры европейских стран, которыми обладают маскилим (см. Хаскала).

Итоги размышлений Элиасберга относительно проблемы еврейского национального возрождения были подведены им в вышедшей посмертно в Варшаве в 1897 г. книге «Швиль hа-захав» («Золотая середина»). Высшей ценностью для Элиасберга является единство народа, а ключом к достижению такого единства — заселение Эрец-Исраэль, по поводу важности которого не должно быть двух мнений.

Элиасберг был первым, кто убежденно подчеркивал необходимость единения всех частей еврейского народа, независимо от их отношения к религии или политических воззрений, в деле возрождения Земли Израиля. Взгляды Элиасберга фактически определили идеологию движения религиозных сионистов Мизрахи в общем сионистском движении и явились основой религиозного сионизма.

Во время конфликта между бароном Э. де Ротшильдом и поселенцами Зихрон-Яакова Элиасберг обратился к последним с письмом, в котором увещевал их не обострять конфликт с администрацией барона. Элиасберг опасался, что конфликт может побудить Ротшильда вообще прекратить помощь заселению Эрец-Исраэль. Когда в 1888 г. разгорелся спор по поводу соблюдения в наступающем субботнем году еврейскими земледельцами Эрец-Исраэль законов субботнего года, Элиасберг высказался за облегчение для них этих законов. Это решение Элиасберга вызвало бурную полемику в среде религиозных авторитетов.

В последний период жизни Элиасберг неоднократно встречался с А. И. Куком, занявшим спустя несколько лет после смерти Элиасберга пост раввина в Бауске.

Написал в общей сложности 24 книги в области еврейской философии и Галахи, из которых решился опубликовать лишь две: «Швил hа-захав» (см. выше) и сборник респонсов «Трумат яд» («Возношение руки»). Вышедший в 1875 г., этот труд укрепил репутацию Элиасберга как выдающегося религиозного авторитета.

Ионатан Элиасберг (1850–98), сын Элиасберга, раввин, автор новелл «Кешет Ионатан» («Лук Ионатана») и «Шиурей де-раббанан» («Установления раввинов»).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛИАСБЕРГ Мордехай в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация