Элазар бен Иеhуда из Вормса

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 17:56, 24 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Элазар Бен Иехуда Из Вормса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ. Сын Иехуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Элазар бен Иехуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида. Элазар бен Иехуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце 12 в. – начале 13 в. В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Элазар бен Иехуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима. Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Элазара бен Иехуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Элазара бен Иехуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях. Элазар бен Иехуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иехуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).

Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. Галаха), литургическую поэзию (см. Пиют), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера. В своих галахических сочинениях Элазар бен Иехуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. Тосафот), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. Обычаи, Обряды). В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иехуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений. Центральный мотив пиютов Элазара бен Иехуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. Ашкеназы), — преданность и поклонение Богу. Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иехуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.

Лишь некоторые произведения Элазара бен Иехуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены. Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»). Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. Каббала. Происхождение и источники каббалы). Здесь Элазар бен Иехуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия. Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом. В этой части книги Элазар бен Иехуда широко пользуется учениями Саадии Гаона. Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов. Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе. Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал. Элазар бен Иехуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.

Основной вклад Элазара бен Иехуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.

Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иехуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам. Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иехуды приводятся в труде его ученика Аврахама бен Азриэля. В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.

Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иехуда превратился в легенду. Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иехуда путешествовал с места на место на туче. Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация