Ша‘атнез

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 20:23, 23 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шаатнез (שַׁעַטְנֵז), ткань, которая состоит из смеси шерсти и льна, а также одежда, сшитая из такой ткани (Втор. 22:11). Библия запрещает носить шаатнез. Запрет на шаатнез — частный случай запрета кил’аим.

Коханим были освобождены от этого запрета (см. Кохен, описание одежды; Исх. 28); в Мишне говорится, что это освобождение действует во время участия коханим в храмовой службе (Кил. 9:1). Некоторые исследователи полагают, что запрет на шаатнез — это запрет-табу на использование предметов, специально предназначенных для священнодействия.

Законоучители Талмуда расширили запрет на шаатнез: во-первых, запрет, опирающийся непосредственно на авторитет Письменного Закона (ми-де-орайта; см. Галаха), распространяется лишь на ткани из нитей льна и шерсти, соединенных посредством прядения или ткачества, в то время как запрет, выведенный с помощью правил герменевтики (ми-де-раббанан), распространяется и на ткани, в которых эти нити соединены иным способом (сшиты, связаны и т. п.); во-вторых, библейский запрет распространяется только на одежду, в то время как законоучители Талмуда запретили сидеть и лежать на тканях, попадающих под определение шаатнез, равно как и использовать их каким-либо иным способом. Цицит из шерсти можно помещать на льняной одежде. Согласно Устному Закону, запрет кил’аим распространяется и на неевреев, однако некоторые религиозные авторитеты иначе интерпретируют эти положения Устного Закона и приходят к выводу, что запрет на шаатнез распространяется только на евреев.

Талмуд относит запрет на шаатнез, как и кил’аим, к заповедям, смысл которых неясен, однако средневековые авторы неоднократно пытались найти ему рациональное объяснение. Так, Маймонид полагал, что жрецы языческих культов (см. Идолопоклонство) в библейские времена носили шаатнез, поэтому евреям это было запрещено. Нахманид считал, что запрет предостерегает человека от вмешательства в природные процессы, от стремления улучшить получаемое от природы.

В настоящее время существуют лаборатории, в которых при помощи специальных методов определяют наличие шаатнеза в ткани.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШААТНЕЗ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация