Циппори (древний город)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 20:08, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Циппори (צִפּוֹרִי; в греческих документах Сепфорис), древний еврейский город в Нижней Галилее. Впервые упоминается в царствование Александра Янная (100 г. до н. э.) в качестве административной столицы Галилеи. В 38 г. до н. э. город сдался Ироду I, а после смерти последнего был разрушен римским военачальником Варом, продавшим его жителей в рабство. Ирод Антипа восстановил Циппори, который служил его резиденцией вплоть до основания Тверии. При Агриппе II Циппори был во владении римлян. Во время Иудейской войны I (66–73 гг.) население города сотрудничало с римлянами; через Циппори легионы Веспасиана вошли в Галилею. После разрушения Иерусалимского храма в Циппори поселилось жреческое семейство Иедая. В правление императора Адриана Циппори был переименован в Диокесарию, а еврейские члены городского правления были заменены неевреями. Однако вследствие численного превосходства еврейского населения через несколько десятилетий еврейский городской совет был восстановлен. При Иехуде hа-Наси Циппори стал резиденцией патриарха и Синедриона.
В византийский период Циппори сохранял еврейский характер, хотя в городе была христианская община, во главе которой стоял епископ. Во время восстания против императора Галла (351–352 гг.) Циппори служил резиденцией главы повстанцев Патриция. Когда восстание было подавлено, жители Циппори были наказаны, однако, очевидно, сообщения о разрушении города преувеличены, так как Циппори продолжал оставаться еврейским городом в последующие столетия.
Талмудические источники (см. Талмуд) описывают городской лагерь (кастра), где был расквартирован римский легион и находились два рынка — верхний и нижний. В Циппори было множество продовольственных лавок, и принятые в городе меры веса были стандартными для всей Галилеи. Даже после того, как Синедрион был переведен в другое место, в Циппори жили выдающиеся законоучители и действовало множество синагог.
Город прекратил свое существование, очевидно, вскоре после арабского завоевания Эрец-Исраэль в 7 в. С этого времени цепь еврейского присутствия в Циппори прерывается.
Во времена крестоносцев (см. Крестовые походы) на месте древнего Циппори (Сефория, Ле Сефори) была построена крепость, остатки которой сохранились по сей день. В 18 в. бедуинский шейх Захир ал-Омар (Дагир) восстановил крепость крестоносцев и вновь заселил город, сделав его своим административным центром. Однако к середине 19 в. он выродился в небольшую деревушку. В 1948 г. территория Циппори с арабской деревней Саффурия были взяты израильскими силами в ходе операции «Декел».
Археологические раскопки Циппори были начаты в 1931 г. под руководством Л. Уотермена (Мичиганский университет), возобновлены в 1985 г. (руководитель Э. Нецер, Еврейский университет в Иерусалиме; Э. и К. Майерс и Д. Стрэндон, все — США; З. Вайс, Еврейский университет в Иерусалиме). В ходе работ обнаружены остатки городских кварталов, усадеб, синагог, микв, театра. В 1998 г. впервые обнаружен участок городской оборонительной стены и примыкающая к нему часть здания времени правления Ирода. Всемирно известны мозаичные полы зданий в Циппори. Пол триклиния (столовой) в римской вилле 2 в. н. э. украшен мозаикой, посвященной мифам о жизни бога виноградарства и виноделия Диониса, там же — изображение прекрасной женщины — богини Афродиты (так называемая «Мона Лиза из Циппори»), являющееся вершиной мозаичного искусства. Мозаичный пол синагоги 5 в. н. э. кроме надписей с посвящением украшен зодиакальным кругом с еврейскими названиями месяцев и изобразительными символами созвездий, с сюжетами, связанными с храмовой службой и сценой жертвоприношения Авраама (см. Акеда). Мозаики из «Дома Нила» содержат сюжеты, связанные с культом этой реки. В них прослеживается культурное влияние Александрии. Полы зданий, примыкавших к центральной улице (кардо), содержат мозаичные изображения Орфея, амазонок, кентавров, охоты, пиров, игр и т. п. Мозаиками были выложены и тротуары улицы, окруженной с обеих сторон колоннадой. Большой интерес представляет система водоводов, снабжавших город водой из источников в районе Назарета.
Hеподалеку от руин города находится мошав Циппори.